Опережающее видение

Текст: 
Ольга Муниц

В июне Хабаровский край превратился в масштабную дискуссионную площадку, центральным героем которой выступила молодежь региона. Она предлагает строить новые заводы, сделать роботов нашими привычными соседями, помогать старшему поколению и учить подрастающее, засадить пустые земли дальневосточными деревьями и создать инновационные площадки для занятий спортом. Она хочет жить, работать на своей родной территории, которую любит безгранично со всеми ее особенностями.

Разбираемся, каким видит будущее наша молодежь

В начале лета в Комсомольске-на-Амуре прошел III Дальневосточный конгресс инженеров. Первый состоялся летом 2013 года, второй — осенью 2015-го. Главной темой минувшей встречи, сформулированной губернатором Хабаровского края Вячеславом Шпортом, стало привлечение внимания молодежи к инженерной профессии. Организаторы планировали показать ее перспективность и востребованность. Участники форума обсуждали особенности применения композитных материалов, вопросы создания беспилотных летательных аппаратов, работу по подготовке новых кадров.

В это же время на территории горнолыжного комплекса «Холдоми» расположился лагерь участников Дальневосточного молодежного форума «Амур». В течение двух смен — «Города будущего» и «Дальневосточный характер» — молодые люди со всей страны, от Крыма до Сахалина, представляли свои проекты в области промышленного производства, выпуска инновационной продукции, транспорта, экологии, туризма, культуры и других сфер.

«Юный» инжиниринг

За время работы Дальневосточного конгресса инженеров, проходившего в стенах Дома молодежи 13 и 14 июня, отметили 17 лауреатов стипендии имени Н. Муравьева-Амурского. Почетная премия вручается молодым ученым за высокие достижения в научно-исследовательской работе вот уже 20 лет. За время существования доброй традиции финансовую поддержку получили более 350 аспирантов. 

Иван Андрианов, аспирант Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета

Цель: представить научную работу за период обучения в аспирантуре, возможно, привлечь заинтересованных лиц для внедрения модели в производство оболочковых лопаток газотурбинных двигателей с возможностью управления тепловым состоянием*.

Результат: победу в конкурсе воспринимаю как высокую оценку значимости результатов проведенной мною научной работы. Кроме того, победа дала мне финансовую возможность для дальнейшей работы и новых экспериментов. Считаю, что любой молодой ученый, который активно занимается научно-исследовательской деятельностью в рамках актуальных на сегодняшний день направлений, может существенно повысить эффективность развития производства благодаря своим разработкам. Поэтому та награда, которую получил я и другие аспиранты, является существенным стимулом для дальнейшей плодотворной работы.

Вячеслав Шпорт, губернатор Хабаровского края:

"Наша задача — сделать инженерный труд и образование более популярными, подвести итоги прошлых инженерных конгрессов. На площадках форума мы рассматриваем вопросы не только престижа профессии, но и производительности труда, введения новых технологических решений, в том числе и цифровых технологий".

Планы: разработать математическую модель теплопроводности, она позволит управлять тепловым состоянием оболочковых элементов турбомашин с теплозащитным покрытием за счет оптимизации параметров теплоотвода.

* Оболочковые элементы турбомашин — это турбинные лопатки, камеры сгорания, обеспечивают работу авиационных, судовых тепловых двигателей.

Алена Животова, аспирант Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета

Цель: аспирантура считается третьей ступенью высшего образования. Предполагается, что аспирант не ведет трудовую деятельность, а должен сосредоточиться исключительно на науке. Однако если посмотреть на размер стипендий аспирантов, становится ясно, что это не реальное требование. Конкурсы на получение стипендий дают шанс молодым ученым на дополнительную финансовую поддержку, что позволяет сосредоточиться на проведении исследований. 

Результат: это престижная награда, подтверждающая наличие достижений в научной деятельности. Кроме того, она дает дополнительный (но, конечно, не ключевой) стимул продолжать свою работу. 

Планы: занимаюсь исследованием экспертных систем и возможностью внедрения их на операционном уровне сборочного машиностроительного производства. Впереди серьезная работа: анализ данных, разработка алгоритмов, проектирование тестовой экспертной системы. 

Ирина Волкова, сотрудник кафедры истории и юриспруденции Амурского гуманитарно-педагогического университета

Цель: участие в конкурсе на стипендию имени Н. Муравьева-Амурского — возможность сравнить свои результаты с достижениями других молодых исследователей, убедиться, что я на правильном пути. 

Результат: самое главное, что гуманитарные, в том числе исторические исследования, могут быть интересными и конкурентоспособными, даже в эпоху цифровых технологий. Не буду скрывать заинтересованности и в материальной стороне конкурса. Несмотря на существование различных форм поддержки для аспирантов и молодых ученых, к сожалению, научная работа во многом продолжает оставаться уделом энтузиастов и требует значительных финансовых вложений. Это и поездки в федеральные архивы, и приобретение литературы, и публикации, многие из которых являются платными. 

Планы: в ближайшее время планирую работать с материалами федеральных архивов, поскольку без этого трудно представить исследование. А в дальнейшем, как хороший солдат, мечтающий стать генералом, стремлюсь к защите кандидатской диссертации. Остается надеяться, что и в дальнейшем исторические исследования и специалисты в этой области останутся востребованными.

 

Восходящие звезды

В конгрессе также принимали участие и молодые ученые, начинающие изобретатели из разных регионов России. В течение двух дней они презентовали свои проекты, направленные на создание новых производств и модернизацию существующих. О наиболее интересных из них — далее. 

Алла Кузнецова, министр образования и науки края:

"Если говорить о пользе конгрессов для популяризации профессии инженера, то она очевидна. Например, это можно проследить по выбору выпускниками школ предметов ЕГЭ. У нас на протяжении последних лет наблюдается постоянное увлечение сдающих физику, математику. И система дополнительного образования подтверждает, что количество детей, занимающихся в кружках технического направления, ежегодно растет. Уверена, у нас на производстве с каждым годом будет появляться все больше молодых, талантливых инженеров!"

Марина Андреева, учитель информатики школы № 51 Комсомольска-на-Амуре

Проект: мы прекрасно понимаем, что основы инженерного и технического образования, а именно такие специалисты сегодня, да и в ближайшем будущем, будут остро нужны стране,  закладываются именно в школе. Робототехника для всех, а не для избранных — это главное положение моей программы.

Перспективы: каждый ученик в школе должен встретиться с роботом и при этом не попасть в ситуацию неуспеха. Робот — это цель, итог работы. Ребята создают робота ради самого робота. Что я предлагаю? Перевернуть ситуацию. Превратить робота в средство для решения различных воспитательных и образовательных задач. Робототехника может быть представлена в школе двумя направлениями: образовательная, для всех, и как дополнительное образование, для тех, кто заинтересовался.

Реализация: модель позволяет ученикам работать с роботом. Результатом будет осознанный выбор учеником 9-го класса профиля обучения, речь идет о физико-математическом профиле, и выбор технической специальности после школы. 

Виталий  Шурубов, магистрант Тихоокеанского государственного университета по направлению подготовки магистратуры «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»

Проект: я представлял проект с недорогим, доступным оборудованием, которое мы размещаем в малочисленном населенном пункте. Оно вполне способно решить поставленную задачу по организации доступа к интернету. Есть спутниковый канал связи, трафик, с которого мы подаем сигнал на точку доступа (условно школу). По принципу «точка-многоточка» посредством Wi-Fi-радиомостов трафик поступает на наши условные административные здания. 

Перспективы: в рамках представленного проекта могут быть реализованы федеральные программы по расширению доступности современных телекоммуникационных услуг связи. А именно проект «Телемедицина» (приоритетная национальная программа «Здоровье»; федеральная программа «Безопасный город»). Вместе с тем по направлению «Внедрение современных образовательных технологий» (национальный проект «Образование») школа получает доступ к современным информационным образовательным ресурсам. Ключевой особенностью является то, что на базе стандартного оборудования предлагается создать единую подсеть с централизованным управлением и технической поддержкой.

Реализация: предлагаемое решение уже реализовано на практике. В качестве первого пробного объекта были рассмотрены несколько сел, в которых отсутствовала связь. Выбор пал на село Георгиевка района имени Лазо, находящееся в 15 км от районного центра Переяславка. Из административных зданий в селе находятся ФАП (фельдшерско-акушерский пункт), участковый пункт полиции, школа и здание администрации. Несмотря на то что Георгиевка находится в относительной близости от районного центра, связь в поселке неустойчивая. Наземных линий связи нет. Только вышка оператора связи МТС, обеспечивающая общий доступ для населения. Такой канал связи, как правило, неустойчив, поскольку распределяется на всех. Мы решили, что центральным узлом связи станет школа и уже существующий канал связи будет использоваться для обеспечения доступом в интернет административных зданий.

В городе Юности появится первый на Дальнем Востоке региональный центр инжиниринга. Он будет создан на базе Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета благодаря победе вуза во всероссийском конкурсе. 

Об этом было заявлено в финале III Дальневосточного конгресса инженеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии