Дружный город

Текст: 
Анастасия Хаустова
Фото: 
Евгений Пасечников

 

В Хабаровске проживают представители многих наций. Все мы разные, но вместе образуем один народ. И культура у нас одна — насыщенная оттенками и мотивами самых разных государств. Разбираемся во всем этом и знакомимся с замечательными людьми, любящими свои корни

Неоднократно проведенные социологические опросы жителей и гостей города говорят о том, что Хабаровск является одним из самых толерантных городов страны. У нас нет межэтнических конфликтов — на одном пространстве отлично уживаются, вместе работают и взаимодействуют в культурном плане русские, белорусы, армяне, украинцы. Национальные диаспоры составляют порядка 60 000 человек, представители многих из них активно включаются в общественные процессы — в городе зарегистрированы больше 20 некоммерческих и религиозных  организаций, призванных развивать и укреплять ценности своих народов. В июле 2011 года делегированные члены 13 национальных общественных объединений выступили за создание единой структуры — так в регионе появился филиал Ассамблеи народов России в Хабаровском крае. В деятельность ассамблеи включились многие объединения, общины и землячес-тва. Члены организации плечом к плечу боролись с последствиями паводка 2013 года.

Вместе строить и жить представителям разных этносов помогают фестивали и культурные мероприятия. В городе проходят дни армянской, корейской, немецкой культуры и еще целого ряда стран, организуются фестивали, посвященные коренным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока. 

Одним из самых ярких событий, объединяющих всех и вся,  стал фестиваль-конкурс «Кухня без границ». Если три года назад в фестивале участвовали 11 предприятий общественного питания, в 2015 году — 23, то в этом сезоне поступило более 30 заявок. География проведения постоянно расширяется, к «Кухне без границ» присоединились муниципальные районы: Хабаровский, Лазо, Нанайский, Бикинский, ВяземскийСоветско-Гаванский, а также предприятия общественного питания Еврейской автономной области. Хабаровчане смогут увидеть презентации обычаев гостеприимства и блюд немецкой, узбекской, грузинской, русской, французской и других кухонь. Имя лучшего назовут 15 октября во Дворце дружбы «Русь».

Культура: татарская

Представитель: 

Сарвердин Туктаров, председатель Хабаровской национальной автономной культурной организации татар «Хабар».

История: 

На протяжении многих лет татары играли важную роль в развитии России. В настоящее время в Хабаровске они составляют не менее 0,76%, что подтверждает значимость этого народа в жизни дальневосточной столицы.

Цели: 

Сохранение и приумножение национальной культуры, сохранение татарского языка, укрепление межнациональных связей. Также фокус внимания сосредоточен на воспитании татар в духе культуры народа. 

Шаги:

За 15 лет существования организации ее представители провели более 100 мероприятий, наиболее запоминающимся из которых стал Сабантуй. Уже состоялось 13 таких праздников, в которых приняли участие тысячи хабаровчан. Известно, что есть мужской герой Сабантуя  —  Батыр. Чтобы восстановить справедливость, было решено отдать дань уважения женщинам — так появилась идея организовать «Мисс интернациональная краса. Мисс Сабантуй». Автором проекта стала Галия Зарипова. За семь лет мероприятие выросло с формата камерного до уровня городского праздника. Обычно за звание главной красавицы борются от пяти до девяти участниц, а число организаторов, призванных сделать праздник в лучшем виде, достигает полусотни. В этом году к проведению мероприятия подключился краевой Дворец дружбы «Русь».

Есть при «Хабаре» и молодежный клуб. Правда, его численность в последнее время несколько уменьшилась — всему виной отток населения края в центральные регионы страны. Но в организации убеждены, что вскоре эта тенденция изменится. 

Среди приверженцев татарской культуры в Хабаровске немало представителей бывших союзных республик. Кроме того, в мероприятиях, направленных на популяризацию культурных ценностей татар, активно участвуют члены национальных общественных организаций других государств. 

Мечты:

Несколько лет назад началась активная работа по созданию федерации татарской национальной борьбы куреш. Сейчас готовится документация, а зал для занятий уже нашли — в школе №19.  

Ежегодно окончание весенних полевых работ татары отмечают Сабантуем. 

В Татарстане торжество проводят сначала в деревнях и селах, а через неделю организуют районный сабантуй. Юноши разъезжают по деревне, собирают платки, которые прикрепляют к уздечкам коней. Майдан очищают от камней, разравнивают, устанавливают на него трибуну. Сабантуй из года в год проводят на одном месте.

Куреш представляет собой борьбу на полотенцах, закидываемых на пояс противника. Это неотъемлемая составляющая национальных праздников — Сабантуя, Джиена, Акатуя. Время появления борьбы точно не знает никто, есть только некоторые разрозненные сведения, указывающие на то, что в самые давние времена турниры по курешу проводились на свадьбах, больших торгах. В 1940 году в Казани провели первый чемпионат по этому виду спорта, а в 1968 году появилась первая спортивная федерация куреша. Продолжительность схватки зависит от того, кто в ней участвует, — женщины, мужчины или подростки, в среднем она составляет от двух до четырех минут.

 

Культура: русская

Представитель: 

Наталья Брызжина, председатель Хабаровской краевой общес-твенной организации «Елань».

История:

С древних времен на территории Приамурья проживали палеоазиатские, тунгусские, монгольские племена. Осваивать эти земли русские землепроходцы начали только в XVIII веке. Многие годы местность развивали, осваивали, отстаивали. Освоение  в большинстве своем пренадлежит казачьему сословию. Вместе с многообразием наций, которые формировали население, в регион пришла настолько же разносторонняя культура, включившая отголоски разных частей страны. 

Цели:

Все началось 23 года назад с создания коллектива «Елань», в составе которого выступали и дети, и взрослые. Основными целями творческого объединения с течением времени, кроме концертной деятельности, стало обучение ребят русской культуре, распространение исконных традиций народа среди широкой общественности. Спустя 10 лет участники коллектива поняли, что могут больше, чем просто быть частью дополнительного образования, что они готовы нести свои знания далеко за пределы коллектива. Так «Елань» стала общественной организацией.

Шаги:

Организация участвует в городских и краевых мероприятиях, представляет страну и регион на приветствиях иностранных официальных делегаций, организует собственные концерты с разнообразной сольной программой. «Елань» позиционирует себя как народный театр, представляющий обрядовые действия. В репертуаре коллектива постановки, рассказывающие о праздниках Масленицы и Ивана Купалы, традициях русской свадьбы, обрядах встречи весны, приветствия солнцу, рекрутские песни, посвященные проводам молодых людей на войну, а еще произведения дальневосточных авторов и эстрадные композиции. Песня от хореографии неотделима — все демонстрируется только вместе, часто при сопровождении рассказа ведущего о традициях. 

В Санкт-Петербурге коллектив представлял программу «Солнце встает на Востоке», рассказывающую об освоении наших земель, дальневосточной культуре и местных жителях. Чаще всего вокальное сопровождение звучит на русском языке, но бывает, что в выступления включают сербские, болгарские и украинские песни.

Каждое выступление подразумевает общение коллектива и зрителей на тему народного творчества и исконных традиций и обычаев. Такая деятельность, по мнению руководителей «Елани», актуальна для нашей страны, поскольку многие жители на вопрос о исконных русских обрядах могут назвать лишь традицию встречать гостей с хлебом-солью, а, например, про русский костюм знают далеко не все. В то же время во всем мире модные дизайнеры уже не первый год обращают свой взор в сторону русской народной одежды.

В «Елани» занимаются и совсем малыши — четырехлетние мальчики и девочки, а также взрослые. Кто-то приходит в коллектив, чтобы научиться петь, но постепенно, как и другие участники, не видит себя без своей родной культуры.

За 23 года существования неоднократно «Елань» становилась обладателем престижных наград, в том числе международных конкурсов. Настоящий фурор вызвало выступление коллектива в Южной Корее, где представляли свое творчество 80 ансамблей из разных стран. По итогу у наших золотые медали и мировое признание.

Мечты:

Организация мечтает обрести свою базу и открыть в городе Русский центр — место, где можно было бы развивать русское творчество и народное прикладное искусство, например учить шить национальный костюм. При Русском центре планируется открыть школу искусств, куда будут приходить самые маленькие хабаровчане, чтобы с ранних лет приобщиться к великому наследию своей страны.

Песням и пляскам на Руси учились с малых лет. Дети наблюдали за старшими на праздниках и свадьбах, тут же пробуя себя в деле. Исполняя ту или иную песню, старались не только повторить, но придумать что-нибудь свое — отсюда большое разнообразие самобытных русских переплясов и напевов, имеющих отличительные  стилистические особенности в том или ином регионе нашей необъятной страны. 

Еланью на Руси называли поляну среди леса, покрытую душистыми травами и мелким кустарником. Также так раньше именовали лесную вырубку, используемую для пашни или покоса. Именно такие поляны служили местом для застройки деревень в Сибири. Вследствие новые поселения получали одноименные названия. 

Для мужской русской пляски (особенно в Курске) характерны удаль и юмор, а вот женский танец, например,  на севере России, отличается плавностью, величавостью, легким кокетством. В разных регионах и селениях пели и танцевали по-разному. В Белгороде плясали «карагоды», а в Архангельске водили хороводы. 

Исследователь фольклора народов России Якоб Штелин в XVIII веке писал: «Во всем танцевальном искусстве Европы не сыскать такого танца, который мог бы превзойти русскую деревенскую пляску».

Праздник Ивана Купалы отмечается давно. В этот день совершались купальские обряды: собирали цветы, плели венки, разжигали костры и прыгали через них, уничтожали чучело, обливались водой, гадали, выслеживали местных ведьм и устраивали ночные бесчинства. 

 

Культура: армянская

Представитель: 

Аветик Галстян, заместитель председателя общероссийской общественной организации «Союз армян России» в Хабаровском крае.

История:

Жители солнечной Армении появились в Хабаровске давно. Они значились в списке местных в довоенные годы, активно переселялись сюда после революции. Известно, что в 50-е многие приехали строить порт Ванино, а позднее перебрались в краевой центр. Немалый миграционный поток отмечался и в 90-е годы, когда в Хабаровск переезжали не от хорошей жизни — в это время во многих городах Армении не было ни света, ни газа. Перебирались на Дальний Восток целыми семьями, которые и по сей день живут в крае и покидать его не собираются.

Цели: 

Хабаровское региональное отделение Союза армян России — филиал одной большой общественной организации, призванной объединять армян, проживающих в нашей стране, сохранить культуру и ценности, а также рассказывать о своих исконных традициях представителям других наций.

Шаги:

Воскресная школа

В городе работает воскресная школа, в которой все желающие могут выучить армянский язык, познакомиться с историей страны. Занятия проводятся бесплатно, а посетить их могут не только представители Армении, но и абсолютно любого государства. Возраст учеников тоже не ограничен — начиная с самых ранних лет, когда дети только учатся читать, и заканчивая весьма преклонным возрастом. Цели у всех посетителей школы разные — кто-то собирается замуж за армянина, и знать язык — залог счастливого брака, кто-то просто ради интереса, а кого-то сюда записали родители, много лет прожившие в «стране камней». 

Танцевальный коллектив

В старших и младших танцевальных группах дети, мужчины и женщины (разных национальностей и вероисповеданий) занимаются с 2009 года. Основной состав составляют порядка 40 человек. В списке номеров коллектива преимущественно народные танцы. Уже два года подряд ансамбль получает прес-тижные награды на российских конкурсах и представляет Дальний Восток на большой сцене в Москве. Для репетиций у коллектива нет постоянной площадки — мастерство танцоры оттачивают чаще всего в арендованных залах учебных заведений.

Самые яркие постановки коллектива — танец «Ярхушта», традиционно его исполняли мужчины перед боем, но хабаровчане включают в номер и девочек, и «Берд», в переводе «крепость», танец, характеризующий армянскую нацию, которую невозможно сломать. Каждый номер — отдельная история, а индивидуальные яркие костюмы становятся ее визуальным дополнением, позволяющим зрителям еще ближе познакомиться с культурой солнечной страны. 

Вокальная группа

В вокальной группе армянской диаспоры тоже выступают и дети, и взрослые. В репертуаре современные и народные песни на армянском и на русском языке. Есть даже несколько шлягеров от Любови Успенской. Раньше выступления сопровождала живая музыка, сегодня в основном фонограммы. Сольные концерты всех творческих коллективов проходят регулярно, длятся порядка двух часов и собирают полные залы. Для проведения таких мероприятий краевые власти предоставляют сцену Дворца дружбы «Русь», городские — «Арсенальца». В память о скорбном событии — геноциде армян — Тигран Ахназарян, в то время дирижер Дальневосточного академического симфонического оркестра, при поддержке регионального отделения Союза армян России провел концерт, в котором прозвучали произведения известного композитора, отразившего в творчестве всю глубину духовного богатства своего народа, Комитаса. Мероприятие вызвало широкий общественный резонанс и получило множество трогательных откликов от зрителей. 

Футбольная команда

Собственную футбольную «бригаду» представители Союза армян России собрали из бывших профессиональных игроков и ценителей спорта и здорового образа жизни. Команда участвует в турнирах любительских команд и Кубка мэра среди национальных команд. Неоднократно армянские спортсмены становились их призерами и победителями.

Мечты: 

Многие армяне, проживающие в Хабаровске, отмечают, что больше всего мечтают о том, чтобы у них появилась своя церковь — институт, объединяющий людей, языки и культуры.

Военный танец «Ярхушта» — музыкальное, игровое и словесное исполнение, которое относится к виду танцев «цап», что в переводе с армянского «хлопать». В таких танцах основные движения акцентируются ударами по ладоням партнера, якобы заменяя оружие. С давних времен «Ярхушту» танцевали перед боем. Исполнители должны были иметь при себе военный национальный тараз и меч, чтобы показать свое величие.

Культура Армении стала формироваться еще с VI—V веков до н. э. Многие эксперты признают страну «древнейшим центром мировой цивилизации». Так, уже в III в. до н. э. начала формироваться армянская музыка, этот факт отразился в трудах древнеармянских авторов. 

Страна богата множеством народных инструментов. Один из самых древних — дудук — трубка с девятью игровыми отверстиями. Дословно название инструмента переводится как «абрикосовая труба» или «душа абрикосового дерева». В 2005 году музыка дудука признана шедевром Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Когда 89-я дивизия подошла к стенам Рейхстага, на который только водрузили знамя Победы, ее счастливые бойцы бросились танцевать «Кочари» — национальный танец Армении. Дело в том, что именно оттуда было большинство солдат. В память об этом событии его очевидец Аршалуйс Сароян написал стихотворение «Танец Победы». Одноименная картина хранится в музее на Поклонной горе.

Имя Комитаса — фольклориста и композитора — широко известно в Армении. Он обошел разные районы страны, записывая тысячи армянских, курдских, персидских и турецких песен. Также композитор серьезно занимался изучением народных и духовных мелодий, расшифровывал армянские хазы - знаки нотописания. Комитас мечтал о том, что создаст национальную консерваторию. Но все грезы, как и множество других планов, разбились о скалу непонимания властей. В 1916 году здоровье мастера ухудшилось, его отправили в психиатрическую больницу. Почти 20 лет, не пережив геноцида армян, провел в лечебнице музыкальный гений, не имея ни малейшего шанса на выздоровление. После смерти Комитаса большинство его рукописей растеряли или уничтожили.

Обязательный элемент танца «Берд» — построение «крепости». Для этого танцоры создают двухэтажную стену, взбираясь на плечи друг другу.

Армению называют «страной камней, вина и древних монастырей». Камни, и в виде россыпей, и громадные махины — скалы, горы, можно увидеть практически везде. Так же как и монастыри и храмы, многие из них находятся далеко не в блестящем состоянии, но в них регулярно проходят службы, а их двери всегда открыты для туристов. Местные рассказывают про предание, согласно которому виноделие пошло как раз из Армении. 

В пользу этого говорят упоминания историков о том, что из этой страны «поставляют прекрасные вина».

 

Культура: немецкая

Представитель: 

Виктор Янсен, руководитель Хабаровского краевого центра немецкой культуры «Корн».

История:

Немало носителей немецких фамилий переселились на Дальний Восток из Украины в послевоенные годы — время, когда голодали и умирали от нехватки пищи. Если окунуться в еще более давнюю историю, можно вспомнить манифест Екатерины II, положивший начало переселению немцев в Россию. Около 80 лет назад особая концентрация исторических подданных Германии отмечалась под Благовещенском, в колхозе Роте-Фане («Красное знамя»), состоявшем из семи больших деревень. В нынешнее время в России проживают порядка 600 000 немцев, в Хабаровске — около 2 500. 

 

Цели:

Организация «Корн» (в переводе — «зерно») популяризирует традиции своего народа, обучает хабаровчан немецкому языку.

Шаги:

В городе регулярно организуются тематические фотовыставки, открытые мероприятия, посвященные литературе и истории Германии. Особое распрос-транение в Хабаровске получила немецкая кухня. Несколько заведений города посвятили ей свои меню. Регулярно в рамках фестиваля «Кухня без границ» проходят презентации немецких блюд и особенностей гостеприимства. В меню, представленном на суд публики в этом году, значилась дальневосточная тала — как единение с местной гастрономией, пивной суп с сосисками и штрудель с говядиной и курицей. 

Штрудель с говядиной и курицей

Рецепт этого блюда известен с XVIII века. Первым делом нужно подготовить слоеное тесто. Далее занимаемся начинкой — вареное куриное филе режем на куски, заливаем сливками, все перемешиваем в блендере до получения мусса. Тесто раскатать равномерно, ровным слоем выложить на него мусс, края смазать яичным желтком. Подготовить говяжий фарш. Лучше всего подойдет мраморная говядина. Смесь, чтобы она получилась сочной, лучше дополнить луком и перцем. Фарш выложить сверху мусса, тесто завернуть, сверху смазать яичным желтком и отправить в духовку, разогретую до температуры 140—160о С, на 20—25 минут.

 

 

 

 

 
0
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии