Музыкальный праздник

Текст: 
Анастасия Хаустова
Фото: 
Ольга Эйсмонт

 

В этом году Хабаровскому краевому музыкальному театру исполняется 90 лет. На протяжении всего этого времени верным спутником храма искусства была легендарная оперетта «Сильва». Знакомимся с исполнительницами главной женской роли и узнаем, чем гордится всеми любимый «музком» 

Нелли Ванзина, помощник директора, заслуженная артистка России

О «Сильве»

В наш театр я пришла в 1959 году. Знакомство со сценой началось именно с «Сильвы». Меня, девушку, недавно окончившую училище, ввели в спектакль. Помню словно сейчас, как исполняла цыганский танец. Как только спектакль вошел в репертуар театра на главную женскую роль брали только примадонн — это должна была быть красивая актриса, на которую остальные смотрели с восхищением, и, конечно, голос — он должен был быть особенным. Когда в театр пришел «советский репертуар», у актрис появились несколько иные задачи — нужно было с легкостью справляться и с комедийными ролями, и с драматическими, и с главными, и с эпизодическими. Сегодня исполнительницы роли — достойные артистки, каждая преподносит роль по-своему, тем самым заставляя даже постоянных зрителей сопереживать и испытывать новые эмоции. Вряд ли мы когда-то столкнемся с тем, что «Сильва» покинет наш театр. Это вечное произведение, основанное на нерушимых ценностях. В пользу того, что такая классика обречена на бессмертие, говорит хотя бы то, что недавно Анна Нетребко предстала в образе Сильвы в концертном исполнении. А какой рядом с ней был Бонни, а Эдвин! Мне кажется, что даже если когда-нибудь не будет нашего театра, «Сильва» будет жить.

О репертуаре

Несмотря на все трудности, к своему крупному юбилею — 90-летию — театр подошел с богатым репертуаром. Среди спектаклей, которые мы даем, ведущие позиции занимает любимая классика — те же «Летучая мышь», «Сильва». «Мистер икс» «живет» уже не первый год, и его востребованность с годами не снижается. С успехом идут «Корсиканка» (тон задают народная артистка России Татьяна Маслакова и заслуженный артист России Денис Желтоухов), «Бабий бунт», «Проделки Ханумы», «Цыган-премьер», «Как вернуть мужа», «Веселая вдова». Свой зритель у «Севастопольского вальса», «Подлинной истории поручика Ржевского», «Свадьбы в Малиновке». Особым направлением для нас являются детские сказки — успешно идут «Как подружились Амур и Тимур», «Кот в сапогах», «Приключения Герды в снежном королевстве». Сейчас режиссер Сергей Суворов работает еще над одним произведением — «Тайна белых лебедей». Вызвали живой отклик публики балетные постановки Алексея Крылова: в прошлом году — «Аленький цветочек», в этом — «Любовь вопреки» и долгожданная опера «Паяцы», в которой задействованы замечательные артисты Татьяна Петренко, Анна Иванилова, Эльвира Саниевская, Олег Исаков, Федор Одинцов. В ближайшее время премьер пока не предвидится — известно, что в театре прошла смена руководства, и для того чтобы восстановить систему, нужно время, но, уверена, все еще впереди. К нашему юбилею — 3 декабря — мы проведем большой праздничный концерт. 

О молодежи

Конечно, корнем театра являются артисты, которые много лет служат сцене. Их любят хабаровчане, их очень ценим мы — на них держится репертуар и традиции. Но вместе с тем радует, что молодые люди и играют в нашем театре, и значатся среди зрителей. Не так давно к труппе присоединились Никита Воробьев, Никита Туранов, Юлия Горенская, Рипсиме Сехлеян. Живые, музыкальные ребята, мы гордимся такими кадрами. Таланты мы выискиваем и стремимся всячески удержать, ведь кадровая проблема, особенно с актерами-мужчинами, актуальна для нашей среды. 

О гастролях

Раньше театр был активно гастролирующим — уже весной мы начинали «чистить перышки» и собираться в дорогу. Были на Камчатке, на Сахалине — исколесили весь Дальний Восток. Сейчас экономическая ситуация диктует свои условия. Тем не менее в следующем году мы все же отправимся с гастролями по Хабаровскому краю и заглянем к соседям — в Еврейскую автономную область.

О мечтах

Я в театре уже 56 лет, знаю разные годы его развития. Сейчас у нас хороший репертуар, думаю, не стоит искать новые направления, а следует сделать акцент на классике. Хочу, чтобы в творческом отношении мы сделали упор на оперетту — потрясающий жанр, дарящий зрителю праздник. Нас всегда любили за это, и мы должны оправдывать доверие зрителей.

 

Ольга Головина, артистка-вокалистка

О дебюте

В хабаровском музыкальном театре работаю уже 20 лет, дебютировала на сцене в спектакле «Сильва». Это произведение стало настоящим лейтмотивом моего творчества — красной нитью, пронизывающей все карьерные этапы. Не так давно мне нужно было уехать, разумеется, спектакль тоже пришлось оставить. Сейчас, вернувшись, планирую снова стать Сильвой.

О волнении

Перед первым выходом на сцену в роли Сильвы очень волновалась. В театр я пришла из военного ансамбля КДВО, что такое выступление перед большим числом зрителей, знала, но с постановкой такого уровня столкнулась впервые. Хорошо, что мне помогали старшие товарищи, перед спектаклем со мной занимался актерским мастерством наш замечательный артист Виталий Черятников.

О героине

Сильва — прекрасный персонаж, красивая молодая темпераментная артистка, влюбившаяся в мужчину выше ее рангом. События вокруг героев развиваются стремительно, до самого конца сохраняется интрига и в финале счастливый конец, столь ожидаемый зрителем.

О взаимовыручке

Роль я исполняла очень много лет, и за эти годы были разные ситуации, менялись партнеры, на сцене кто-то забывал слова, но мы помогали друг другу, хохмили, импровизировали. Приятно, что рядом с нашим поколением артистов есть старшее, которое всегда готово прийти на помощь, поделиться своим опытом. Помню, как я, будучи молодой актрисой, с восторгом наблюдала за ними из-за кулис, ловила каждое мгновение их игры.

О странностях судьбы

Я не собиралась быть актрисой, тем более театральной, все вышло как-то само собой. Волею случая я поступила в хабаровский колледж искусств, после окончания которого попала в военный ансамбль. А потом оказалась в театре. Предложила себя только на главные роли, и меня взяли, осознавая, что я молодая и перспективная артистка с красивым голосом. Долго я играла героические партии и в «Сильве», и в «Летучей мыши». Позднее меня стали привлекать для исполнения ролей характерных героинь. Я не жалею о том, как все сложилось. Думаю, все сегодня на своих местах. 

Зося Макашина, артистка-вокалистка, заслуженная артистка России

О знакомстве

В театр я пришла в 1969 году. Круговорот постановок обрушился на меня, молодую артистку, со страшной силой — почти каждый день ввод в новый спектакль — все срочно и неотложно. Так искрометно и состоялось мое знакомство с «Сильвой» — я буквально ворвалась в эту роль и была верна ей на протяжении семнадцати лет. Потом постепенно стала переходить на характерных героинь, в «Сильве» стала княгиней и сегодня ей не изменяю.

О драматизме

Яркие впечатления от «Сильвы» я испытываю и по сей день. Это драматическая роль, она близка мне по духу, характеру. И сегодня, играя в этой оперетте совершенно другую роль, чувствую, как щемит сердце. Сильва — это моя героиня на все 100%. 

О ценностях

Те истины, которые отражены в «Сильве», вечны. Предательство, обман, любовь — это на все времена. Единственное, что, на мой взгляд, изменилось — отношение к женщине. Раньше ее ценили, добивались, боготворили. Сейчас все гораздо проще. 

О счастье

В профессиональном плане я совершенно счастливый человек. Это стало возможным благодаря тому, что за 47 лет службы в театре я перепела всю классику. Играть в классических постановках — мечта любого артиста. Когда слышу современное исполнение партий вечных произведений молоденьких вокалисток, чувствую внутреннее возрождение — будто заново переживаю то, что было много лет назад.

О первой роли

Помню, словно сегодня, все свои эмоции. Это был спектакль «Пора любви», я играла Аллочку. Чуть не потеряла сознание от волнения перед тем как выйти на сцену. Полный зал и, кажется, я одна. 

О профессии

Каждый раз, выходя на сцену, даже если ты занят в спектакле уже много лет, испытываешь волнение и трепет. И реплики, и исполнение всегда разные. Даже если мне предстоит сыграть небольшую роль без единой вокальной партии, в день спектакля приезжаю в театр минимум за три часа — готовлюсь, настраиваюсь. Даже если артист болеет и ему предстоит выйти на сцену, он не имеет права показать зрителю, что что-то не так. Зритель не виноват, он пришел за настроением, и мы должны его дать. 

О предназначении

Не могу сказать, почему пришла в профессию. Мама говорила, что я еще не умела толком ходить, а уже пыталась петь частушки. В молодости мечтала о ролях, а сейчас о том, чтобы у дочери и внука все было хорошо. Также хотелось бы, чтобы те, кто дорог, от нас не уходили.

О будущем

Думаю, музыкальный театр отметит еще не один вековой юбилей. Пока в труппе есть настоящие фанаты, готовые делиться частичкой своей чистой души, тянущейся к искусству, со зрителем, у нас есть будущее.

Анна Иванилова, артистка-вокалистка

О сложном пути

В театре я с 2002 года, когда пришла, на партию Сильвы проводили жесткий отбор — стать этой героиней могла далеко не каждая артистка. Мой тип голоса подходил не в полной мере, поэтому какое-то время я значилась в амплуа субретки, то есть была на втором плане. Через год актриса, которая исполняла Сильву, уехала в Москву, и меня утвердили на главную роль. С тех пор прошло уже много лет, и меня можно смело назвать долгожителем в этой роли.

О любви

Именно с этим чувством ассоциируется у меня героиня. Она — актриса, интеллигентная, достойная, сильная, такая же, как ее чувство к высокопоставленному офицеру. Все чувства стремятся наружу из самого сердца. Частичка Сильвы есть и во мне. С годами мы наполняем друг друга, оттачивая образ до совершенства. Иногда что-то из сценической жизни переносится в обыденность: настроение, характер, дерзинка — Сильва живет во мне, это точно.

О значимых эпизодах

Мне, как и многим, особенно дорог дуэт «Помнишь ли ты?», когда Сильва и Эдвин встречаются на балу в его доме во втором акте. Многие зрители в этот момент не могут сдержать слезы. Сцена достаточно статичная, мы с партнером поем и переживаем все в душе. В этом дуэте, с одной стороны, Эдвин укоряет Сильву, а с другой — понимает, что не сдержал слово и помолвлен с другой. Это кульминация действа, и она очень значима для нас.

О коллегах

В спектакле у меня было только два партнера — Андрей Пужалин, с которым вместе отработали около четырех лет, и Валентин Кравчук — с ним мы 10 лет не разлей вода. С моими партнерами очень комфортно работать, ведь они сильные актеры, мастера своего дела. Первый «Эдвин» в отношениях со мной выступал скорее как учитель, ведь тогда я была достаточно молодой артисткой. Со вторым же все иначе — Валентин пришел в театр, когда я была уже опытной Сильвой.

О сцене

Честно говоря, стать актрисой я не мечтала. Зато пением грезила с детства. После восьмого класса поступила в Хабаровское педагогическое музыкальное училище, участвовала в межрегиональных конкурсах, пела в ансамблях. Чтобы продолжить карьеру, мне понадобилось уехать во Владивосток, где я поступила в Дальневосточную академию искусств, после окончания которой вернулась в Хабаровск и поступила в труппу нашего музыкального театра.

О жизни

Для меня театр — это второй дом. Место, куда хочется возвращаться, которым хочется «гореть». Это единый организм, здесь не может быть «я один, и все». За артистами стоит огромная армия бойцов невидимого фронта. Зритель видит готовую картинку, а за ее созданием — целый цех осветителей, а еще постижеры, костюмеры, гримеры, декораторы, реквизиторы, монтировочный цех, административный корпус. Словом, мы одна огромная семья.

Эльвира Саниевская, артистка-вокалистка

О глубине

Впервые я исполнила Сильву в 2002 году в Театре оперы и балета Удмуртской Республики, где мы работали с супругом Сергеем Разенковым. Как только я пришла в этот театр, моей первой ролью в опере стала Татьяна в «Евгении Онегине», а в оперетте именно Сильва. Меня покорили глубокое содержание, не менее насыщенная смыслом музыка, считаю «Сильву» настоящим шедевром в оперетте. Можно смело сказать, что по многим признакам произведение похоже на оперу. Оно насыщено серьезными переживаниями героев, которые далеко не поверхностны, здесь изображена коллизия личных переживаний главной героини, сохранены традиции жанра: и завязка, и яркая кульминация, и замечательная по смыслу концовка. И Сильва, и Эдвин в произведении показывают свои лучшие качества, что делает его способным существовать вне времени.

О театре

Наша главная ценность и отличие от кино в том, что действие происходит здесь и сейчас. Вы больше никогда и нигде именно там не увидите тот или иной эпизод спектакля. Мы несем зрителю живые чувства, настоящие эмоции, это гарантирует то, что театральное искусство не исчерпает себя никогда.

Об актуальности

Спектакль современен, несмотря на то, что уже давно признан классикой. Реакция зрителей всегда сильная, несмотря на то что мы отмечаем в разных городах несколько разный отклик. Иногда люди сразу включаются в то, что видят, бодро поддерживают шутки и настроение. Иногда сначала как-то насторожены и не готовы живо на все реагировать. Но к концу спектакля финал один — все уходят под мощнейшим действием волны эмоций. Это не зря, «всему виной» и потрясающая музыка, и тот катарсис, который несет в себе сюжет, и, главное, потрясающая история чистой любви, которая будет трогать за живое даже через сто лет.

О тяге к искусству

Мои музыкальные качества проявлялись с самого детства, я даже сама уговорила родителей записать меня в музыкальную школу, которую окончила по классу фортепиано. Я много пела, увлекалась и джазом, и эстрадой, и даже выступала в рок-группе, посещала драматические кружки, все время находилась в творческом потоке, особо не задумываясь, что выберу академическое направление. Занимаясь в театральной студии, думала поступать в театральное училище, но поняла, что одного только театра мне мало. Единственным жанром, который сочетал все, что мне было нужно, оказалась опера. Так я стала студенткой Уральской консерватории, четко понимая, что без искусства не проживу. В «высокой музыке» могут найти себя только истинные фанаты, готовые на все ради культуры. Если ты понимаешь, что можешь прожить и без этого, лучше выбери другую профессию.

О судьбе оперы

Мне бы хотелось, чтобы в нашем театре было больше оперы. Сергей Разенков в свое время возродил на нашей сцене этот жанр после пятнадцатилетнего юбилея, поставив «Мадам Баттерфляй», «Любовный напиток». Но если обратиться к истории театра, можно заметить, что сразу же после его открытия на сцене звучали такие серьезные произведения, как «Русалка» и «Травиата». И современный зритель ждет и любит этот жанр, сейчас, например, у нас с успехом идут «Паяцы». В нашем театре есть силы и кадры, способные воплотить самые масштабные оперные проекты. При желании все получится. 

 

 
0
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии