Счастливая жизнь

Текст: 
Ольга Муниц
Фото: 
архив Екатерины Хлебниковой

 

В преддверии 120-летия одного из старейших учреждений нашего города — детского дома № 1 — мы встретились с Екатериной Хлебниковой, заместителем директора, завучем, замечательной женщиной, отдавшей любимому делу почти полжизни 

Мама — главный бухгалтер, папа — строитель, инженер ремонтно-строительного участка, а я педагог

У меня никогда не было сомнений в выборе профессии. С детства я отличалась активной жизненной позицией: соревнования, кружки, выступления, пионерка, комсомолка. Уже с седьмого класса мне доверяли временное руководство младшими классами. Представляете, какие чувства ответственности и гордости я испытывала в тот момент?

Мама — главный бухгалтер, папа — строитель, инженер ремонтно-строительного участка, а я с детства — педагог. Окончила 10 классов, поступила на физико-математический факультет Хабаровского педагогического института. После окончания вуза меня распределили в среднюю школу № 35 учителем математики. 

В первый же год работы дали 8-й класс. Сказать, что перед встречей с ребятами я волновалась, ничего не сказать. Но я справилась. Уроки вела уверенно, авторитет завоевала быстро. Проработала в этой школе недолго — наша с супругом семья пополнилась дочкой, я ушла в декретный отпуск. Год пролетел в суматохе: ранние подъемы, кормление, пеленки. Хотелось снова работать, учить. Как это часто бывает, стоит только захотеть! На меня вышла завуч первого детского дома, предложив стать одним из его воспитателей, на что я без колебаний согласилась. Ни много ни мало я отдала своей группе пять лет: заботы и переживания, бессонные ночи и волнения. Детки в нашем коллективе были маленькие — четвертый-пятый класс. А это 81-й год, в школе форма, а значит, всем галстуки погладь, манжеты, воротники пришей, портфель собери. Вспоминаю этот период с особой теплотой в сердце: свою родную дочурку Лену брала с собой на работу, росла она в дружном коллективе, который, кстати, в 1984 году «пополнился» еще и сыном Александром. Спустя пять лет мне доверили должность завуча, круг обязанностей увеличился в несколько раз, дома я стала бывать еще реже, снова осознав, как мне повезло с мужем.

С детства я отличалась активной жизненной позицией: соревнования, кружки, выступ-ления, пионерка, комсомолка

Быть супругом педагога —  нелегкая работа. Нестабильный график, эмоциональное выгорание, нескончаемые заботы —  шлейф всего этого тянется за завучем детского дома из кабинета домой.

Сергей в моей жизни появился случайно, но тот случай оказался судьбоносным. С ним мы из одного села, но с разницей в возрасте в четыре года. На тот момент он уже работал в проектном институте, но мы оба жили в студенческом общежитии: я получала свое первое образование, а Сережа — второе заочно. Когда встал вопрос о помощи с контрольными по математике, я как нельзя кстати оказалась рядом. Так за примерами и алгоритмами мы сблизились, а затем и поженились. Нашему союзу почти 40 лет, бывало разное, но с годами мы становимся только ближе: по сей день муж, когда я задерживаюсь на работе, терпеливо ждет меня и по часу, и по полтора, чтобы вместе поехать домой. 

За мной стоит весь педагогический коллектив —  и мне как никому, нельзя унывать. Любая трудность временна. Детям мы стараемся донести, что в любой ситуации мы можем 

В первый же год работы дали 8-й класс. Сказать, что перед встречей с ребятами я волновалась, ничего не сказать

Самый сложный — подростковый возраст — 13-16 лет. Будущие воспитанники попадают в наш дом по разным причинам: неблагополучные семьи, трагедии. В основном это дети, родители которых лишены родительских прав. Сложность в том, что ребята находились в семье, какой бы она ни была. Они видели и мать, и отца, в их сознании сложилась определенная модель поведения, а за пределами дома была другая жизнь — школа, друзья, приятели. Попадая к нам, они лишаются всего сразу —  и родителей, и привычного окружения. Этот адаптационный период невероятно сложный для детей. Здесь важно правильно их поддержать — в такие моменты необходимо участие не только педагогического коллектива нашего учреждения, но и медицинских работников, обслуживающего персонала. Ребенка необходимо адаптировать, включить в активную жизнь дома, организовать процесс его воспитания и образования, расписать досуг от начала и до конца. 

Воздействовать на детское сознание можно по-разному. Для себя еще с юных лет я вывела простую истину — с ребенком важно разговаривать на равных, не выпячивая собственный авторитет, прислушиваться к его мнению, каким бы оно ни было, уметь принимать его точку зрения. 

Достичь того, что у меня есть на сегодняшний момент, мне помогли и мои воспитанники, и мой коллектив, и моя семья. Неоценимую поддержку мне по сей день оказывают и многие мои выпускники, с которыми мы поддерживаем связь. Трудно передать на словах, как много значат для педагога слова благодарности, улыбки и слезы уже взрослых людей, которые были мальчишками и девчонками твоей группы. 

В школе форма — 81-й год. А значит,  всем галстуки погладь, манжеты, воротники пришей, портфель собери

Себя я считаю необыкновенно счастливым человеком. Для этого у меня есть абсолютно все: любимая работа, отзывчивый, слаженный коллектив, замечательные воспитанники, выпускники, дружба с которыми тянется сквозь года, и, конечно, моя семья! А мы с супругом и сами уже дедушка и бабушка троих внуков.

На сегодняшний день я — педагог, выпустивший из стен нашего детского дома более 300 воспитанников. Да, более 300 молодых людей, выпущены вошли в новую, достойную жизнь. Каждый год 19 ноября, в День рождения нашего дома мы встречаемся, вспоминаем нашу жизнь, делимся счастьем и заботами. Наша общая семья становится больше с каждым годом. Впереди еще много работы, впереди еще вся жизнь!

Недавно наш детский дом посетила необычная гостья. Ее история поразила меня до глубины души. На вид, ей было около 80 лет и по ее глазам, в которых серебрились слезы, сразу читалось ее неслучайное присутствие здесь. 

Нашему с Сергеем союзу почти 40 лет, бывало разное, но с годами мы становимся только ближе: по сей день муж,  когда я задерживаюсь на работе, терпеливо ждет меня и по часу, и по полтора, чтобы вместе поехать домой

На наши вопросы она сразу ответила, что была воспитанницей этого детского дома. Когда она ходила знакомыми коридорами, было видно, как менялся ее взгляд, как она погрузилась в свои воспоминания. Планировка внутри здания совсем не изменилась, поменялись окна, цвет стен, но расположение осталось прежним. В нашем актовом зале женщина узнала бывшую спальню. Вместо удобных кресел перед большой сценой она видела матрасы, лежащие ровными рядами близко друг к другу, — дети войны не знали удобства, радовались тому, что у них было — мирному небу и возможности спокойно спать, даже в таких скромных условиях. В то время, к концу Великой Отечественной войны, в детском доме насчитывалось более 300 сирот вместо нынешних 48 человек. Разное время — разные занятия: дети тех лет вместе кололи дрова, таскали на лошадях воду, топили печи. Вернувшись из нынешнего зала в холл, она вспоминала, как раньше его делили железные двери, а вдоль стен висели розги. У нынешних воспитанников заботы уже не те. Нет прежних наказаний. И это хорошо, детям в стенах такого общежития и так приходится несладко.  

 

 

 

 

0
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии

Olga Panova

Olga Panova

15.11.2016 - 20:50

Огромнейшее спасибо вам за

Огромнейшее спасибо вам за статью. Это наша любимая Екатерина Алексеевна

No image

Гость Наталья Юкомзан

18.11.2016 - 11:10

Выпуск1984 может помните.

Выпуск1984 может помните. ПОЗДРАВЛЯЮ С ЮБИЛЕЕМ.

No image

Анжела Кислицина

03.12.2016 - 00:42

Огромное спасибо всем

Огромное спасибо всем педагогам и обслуживающему персоналу.Все они нам многое дали и многому научили.