Первая скрипка

Текст: 
Ольга Муниц
Фото: 
Елена Черняк

 

В концертном зале погас свет, и стихло даже дыхание. Оркестр замер в ожидании взмаха дирижерской палочки, последние секунды перед началом выступления. Волнение покинуло музыкантов, оно ушло в зал. Туда, где в первых рядах сидит Людмила Шутова, самый главный зритель для своих воспитанников 

Заслуженный работник культуры России

Преподаватель высшей категории по классу скрипки 

Профессор Международной интернациональной академии музыки Франции

Лауреат общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств России» (2011 год)

Лучший педагог дополнительного образования детей (2014 год)

Победитель краевого конкурса «Лучшая преподавательская работа 2015 года»

Лауреат общероссийского конкурса «Лучший педагог дополнительного образования детей России» (2016 год)

Лауреат программы президента страны В. Путина «Одаренные дети России»

Лауреат премии имени Я. Дьяченко «За творческие достижения перед городом и краем»

 

Сложно передать словами, что чувствует педагог, наблюдая за своими учениками на огромной, освещенной софитами сцене. Это ощущение гордости и торжества, бесконечного волнения и удовлетворенности! Мало кто может даже представить, сколько волнения и труда стоит за выступлением музыканта-скрипача.

Я росла в очень творческой семье. Моя сестра блестяще пела, ее голосу могли позавидовать профессиональные певицы, отец увлекался коллекционированием музыкальных инструментов. Будучи ребенком активным, непоседливым, я не могла оставаться в стороне и повторяла за старшими. Уже в шесть лет исполняла «Сказки Венского леса» Иоганна Штрауса. Старший брат был самым верным поклонником моего таланта, одаривая меня шоколадками и выпрашивая исполнения песен на бис. Естественно, мой дальнейший путь был связан с музыкой: поступила в музыкальную школу на класс фортепиано. Однако мне была уготована иная судьба. Мой педагог, выпускница Российской академии музыки имени Гнесиных, как-то показала мне маленькую скрипку. Инструмент изумил меня внешне: ее блестящие, лощеные изгибы, изящный гриф, голубой бархатный футляр. Когда услышала ее утонченное звучание, решение было принято молниеносно — с того самого момента я начала путь скрипачки. Мне неоднократно предлагали перейти в вокальный класс, но я была непреклонна: не я выбрала скрипку, а она меня.

В девять лет я уехала в Москву. Это произошло так же внезапно, как и первая судьбоносная встреча со скрипкой. 

Незадолго до моего отъезда в столицу к нам в Приморье на гастроли приезжал лауреат международных конкурсов, в те годы еще очень молодой Марк Лубоцкий, известнейший скрипач. На его концерте мне повезло оказаться в первых рядах: я смотрела на него так, что между нами образовалась некая связь. Мой педагог договорилась о прослушивании — тогда я занималась игрой на инструменте всего два года. В итоге мне вынесли вердикт: девочке надо учиться в Москве, у нее талант. Именно в класс известного мастера я и попала, поступив в музыкальную школу при Московской консерватории и отучившись там четыре года. Музыкальная грамота давалась мне легко, сложно было без родителей: отец тогда уже умер, мама не смогла поехать со мной, определив меня к родной тете. В 13 лет я вернулась на Дальний Восток и уже занималась с профессором Семеном Львовичем Ярошевичем. Под его чутким руководством окончила Дальневосточный институт искусств во Владивостоке, где начался следующий этап моей жизни — я встретила будущего супруга Анатолия Шутова. 

Обаятельный, добрый, с потрясающим чувством юмора — именно таким я помню своего супруга, которого нет с нами уже три года. Я совершенно точно родилась под счастливой звездой — у меня не было ни мук выбора профессии, ни капли сомнений с выбором своей половины.

На первом курсе я вышла замуж. Никогда не задумывалась о карьере педагога, всегда думала, что я просто хорошая скрипачка: упорно готовила себя к игре на большой сцене, мечтала о карьере солистки в оркестре. Но судьба имеет привычку вмешиваться в наши планы, переворачивая все с ног на голову. Мой супруг увез меня в Комсомольск-на-Амуре, пришлось перевестись на заочное отделение и вести преподавательскую деятельность: было непросто, но это был мой путь, в этом я была уверена. Будучи актером по образованию, муж стремительно шагал по карьерной лестнице в родном комсомольском драматическом театре, в течение 20 лет проработав в нем директором и художественным руководителем. Это время нашей жизни вспоминаю как одно из самых счастливых и насыщенных: союз актера и скрипачки — разговоры о музыке, театре и кино не смолкали ни на минуту. В нашем доме побывали Олег Янковский, Василий Лановой, Юрий Яковлев, Александр Збруев, Рубен Симонов и многие другие. 

В 1996 году мужа перевели на новую должность — директора и художественного руководителя Хабаровского краевого театра драмы. Я, набравшись опыта подготовки скрипачей в Городе юности, деятельность в Хабаровске начала с подачи объявления в одну из газет: «Готовлю лауреатов международных конкурсов по классу скрипки».

На мой призыв откликнулось много родителей и их детей. В классе собралась целая плеяда малышей от пяти до семи лет, помню их маленькими, с горящими любознательными глазками, шустрыми, неугомонными — Саша Кузнецов, Женя Галкин... Сегодня это звезды мирового уровня. Многие из них — лауреаты международных конкурсов, учатся в Москве. Например, Алена и Альбина Лим учатся в Кельне, Аня Шереметьева в прошлом году стала победительницей регионального этапа Всероссийского детского конкурса имени П. Чайковского, Саша Кузнецов — первая скрипка России, живет и работает в Швейцарии. Ко мне он пришел в шесть лет, заявив с порога, что обязательно станет музыкантом. Хороший слух, ловкие пальцы и невероятная воля покорить капризную скрипку сделали свое дело — уже в восемь лет Саша начал играть с симфоническим оркестром. Помню время, когда имя моего ученика встречалось в газетах, журналах, звучало с голубых экранов. Спустя несколько лет Эдуард Грач, скрипач с мировым именем, пригласил нас на 26-й международный фестиваль во Францию — выступать на одной сцене с известными музыкантами — Юрием Башметом, Дмитрием Яблонским. Став лауреатом первой премии фестиваля, мы были награждены поездкой по замкам города Тур в долине реки Луара. Еще одним ярким эпизодом стало выступление Кузнецова в Японии — туда мы попали тоже волею судеб: его игра однажды так понравилось консулу Японии, что он лично предложил Саше выступать в огромном концертном зале в Токио. В это было сложно поверить — 6 000 зрителей, огромная сцена, где накануне пел Пол Маккартни. Японцам настолько понравился молодой российский скрипач, что в магазинах даже появились шоколадки «Саша» с его изображением. На последнем выступлении Саши, где он исполнял концерт Иоганнеса Брамса, случилось невероятное: во время игры порвалась струна. И даже я, скрипачка с огромным опытом, не услышала предательского звона — настолько быстро он сориентировался, в одну секунду поменявшись инструментами с первой скрипкой оркестра. Зрители были уверены — это часть шоу, аплодисменты не смолкали в течение 10 минут. Глядя на моих учеников, сложно скрывать восхищение — они достигают невероятного успеха. В моей нынешней группе 16 учеников: и малыши, например подающая надежды Анастасия Сухоносова, попавшая в мой класс в четыре с половиной года, и дети постарше. В ближайшем выпуске также не без звездочек. Например, Маша Телюк — победительница конкурса «Лучшее дарование России», совсем недавно вернулась с гастролей с первым всероссийским симфоническим оркестром под патронатом Юрия Башмета. 

Себя я считаю счастливым человеком — мои ученики постоянные участники концертных программ Хабаровской краевой филармонии, Дальневосточного академического симфонического оркестра, неоднократные лауреаты многочисленных престижных музыкальных конкурсов, а ансамбль скрипачей «Рондо» под моим руководством в 2001 году получил звание «Образцовый коллектив».

Благодаря бурной преподавательской деятельности многие знают меня и приводят своих деток именно в мой класс. Случается, что и на улице останавливают, благодарят за труд и работу. Мне нравится работать с малышами, увлекать их настолько, что без скрипки они уже себя не представляют. Поддерживаю теплые отношения и с учениками, и с их родителями, регулярно созваниваясь и встречаясь, поздравляя друг друга с праздниками. Искусство в моей жизни не заканчивается на работе — оно продолжается дома, теперь уже в моем внуке, который, как и в свое время две мои дочки, учится в музыкальной школе. 

 

 
 
 
0
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии