Неолимпийские игры

Текст: 
Ольга Муниц
Фото: 
Евгений Щукин

Громкое событие в спортивно-культурной жизни нашего города прошло в середине февраля. Свои двери для участников со всего Хабаровского края распахнул Дворец дружбы «Русь», где состоялся Первый краевой фестиваль национальных и неолимпийских видов спорта народов, проживающих на нашей территории

Мероприятие собрало участников в возрасте от 14 до 21 года, объединило коллективы народов, проживающих в крае. Соревнования проходили в пяти национальных видах спорта: якутская борьба хапсагай, нанайский национальный прыжок томян, гиревой спорт, мас-рестлинг и перетягивание каната. Команды спортивных клубов региона, Федерации северного многоборья края, а также спортивно-юношеские команды Краевого дворца дружбы «Русь», всего около 150 человек, боролись за звания лучших.

Виктор Марценко
заместитель председателя правительства края по вопросам внутренней политики: 
«Региональные власти уделяют большое внимание гармонизации межнациональных отношений, популяризации здорового образа жизни, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи. Вместе с национальными общественными организациями мы проводим большое количество форумов и фестивалей, краевых, межрегиональных и международных соревнований по различным видам спорта, помогая создавать спортивную инфраструктуру мирового уровня, прививаем интерес к культурно-спортивным мероприятиям народов, проживающих на территории Хабаровского края, поддерживаем живой интерес молодого поколения. Надеемся, что следующий фестиваль соберет большее количество участников, зрителей, и видов состязаний». 
 
Оксана Блонская
директор краевого дворца дружбы «Русь»: 
«Мероприятие мы проводим в рамках федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». С помощью таких фестивалей удается не только возрождать и сохранять, но и развивать традиционную культуру и национальные виды спорта народов, проживающих на территории Хабаровского края». 
 
Ольга Никиточкина
Заведующая досуговой деятельностью кружковой работы Краевого дворца дружбы «Русь»:
«Неоспоримая важность мероприятия — в привлечении к участию молодого поколения: мы открыли для них национальные неолимпийские виды спорта, показали игры, созданные предками на нашей земле. Это настоящее объединение народов, возрождение идеи единства и мира на земле». 
 
Рахим Исламов
председатель Хабаровской краевой общественной организации поддержки представителей среднеазиатских стран «Ватан»:
«В Хабаровске проживают представители многих национальностей — русские, украинцы, узбеки, татары, осетины. Мы разные, но вместе образуем один народ, с общей культурой, традициями и спортивными соревнованиями. Наша жизнь насыщена оттенками и мотивами самых разных государств, поэтому главная задача — знакомить с ними молодое поколение. Уверен, что для молодежи фестиваль такого уровня не останется незамеченным». 
 
Анвар Низамутдинов
заведующий отделом по спортивной работе краевого дворца дружбы «Русь»: 
«Главная цель нашего фестиваля заключалась в возрождении, сохранении и развитии традиционной культуры и национальных неолимпийских видов спорта народов, проживающих в Хабаровском крае. Для наших молодых участников и зрителей это возможность обратиться к корням, окунуться в историю народа, ведь национальные спортивные игры издревле несут идею мира, силы, добра и мудрости. Надеемся, что мероприятие станет визитной карточкой нашего города и будет привлекать туристов, в том числе иностранных». 
 
Якутская борьба хапсагай
Одним из видов спортивных единоборств, дошедших до нас из глубины веков, является якутская национальная борьба хапсагай, название которой в дословном переводе означает «ловко хватай и проворно действуй» 
 
Своим появлением борьба обязана веселым пастухам, которые «дурачились» во время отдыха. Постепенно состязания стали достоянием народа на праздниках и ярмарках — победителю доставались вареное бедро жеребца и чарка кумыса, а в его честь исполнялась песня. 
Хапсагай сохранил статус украшения на одном из главных праздников якутского народа Ысыах — дня летнего солнцестояния. К началу XX века хапсагай приобрел те черты высоконравственного, духовного и интеллектуального вида единоборства, который по праву считается национальным достоянием республики. Многие известные тренеры, представляющие другие виды спортивных единоборств, широко культивируют приемы, входящие в арсенал этого боевого искусства. В 2010 году хапсагай получил статус официально признанного вида борьбы. Ее правила просты и неизменны: устоять на ногах во что бы то ни стало. Если борец коснулся земли чем-либо, кроме ноги, он проиграл. 
Участие в состязаниях первого краевого фестиваля приняли 30 человек. В командном зачете первое место заняла команда Хабаровского края. 
 
Победителю доставались вареное бедро жеребца и чарка кумыса, а в его честь исполнялась песня
 
 
Нанайский национальный прыжок томян
Своими корнями уходит в глубокое прошлое — заснеженные горы, холодные зимы. Зародился томян благодаря развлечениям охотников: изображая прыжки оленей или перепрыгивая с кочки на кочку, пересекая болото, они соревновались на скорость, точность и дальность 
 
Национальный прыжок томян дошел до современных состязаний практически без изменений, его цель осталась прежней — отталкиваясь одной ногой от стартовой линии, совершить три прыжка и приземлиться на обе. Победителем считается тот участник, который, не нарушив правил, прыгнет дальше всех в длину. 
В первом краевом фестивале в соревнованиях по прыжкам томян участвовали 24 человека из четырех команд: «Северяне», «Ратник», «Русь» — представители Хабаровского края и команда Республики Саха (Якутия). 
Третье место заняла команда «Русь», ее участник Никита Шелехов прыгнул в длину на 6 метров и 51 сантиметр.
Второе место за командой «Северяне», с результатом 6 метров и 53 сантиметра «отпрыгал» Николай Быков. 
Победителем в соревнованиях среди юношей стал Евгений Желтухин, представитель команды «Ратник», его результат — 6 метров и 93 сантиметра. 
В общекомандном зачете первое, второе и третье места поделили команды «Северяне», Республика Саха (Якутия) и «Ратник» соответственно. 
 
Отталкиваясь одной ногой от стартовой линии, совершить три прыжка и приземлиться на обе
 
Гиревой спорт
Во все времена мужчины состязались между собой в силе и выносливости. На ярмарках, народных гуляньях и просто между собой они нередко демонстрировали силу, поднимая огромные валуны, увесистых баранов и лошадей, бочки с водой или маринованными овощами 
 
В русской культуре всегда с почтением относились к тем, кто способен поднять одной рукой тяжелое бревно, железную чурку или камень. Со временем появились и первые прототипы современных снарядов — «пудовики» и «двойники» весом 16 и 32 килограмма. 
Гиревой спорт не без оснований связывают с именем настоящего богатыря Петра Крылова, получившего титул «Короля гирь». При весе 88 килограммов он выжимал двухпудовую гирю 86 раз подряд. Другой не менее знаменитый русский атлет Сергей Елисеев удерживал в горизонтальном положении на вытянутой руке гирю весом 60 килограммов. Однако современную летопись гиревого спорта с утвержденными правилами соревнований и спортивной классификацией принято отсчитывать с 1962 года. Как самостоятельный спорт он долгое время не признавался Федерацией тяжелой атлетики СССР, но соревнования проводились среди сельских умельцев, а также в армии и на флоте. 
Участниками состязаний фестиваля стали 12 спортсменов из трех команд — «ДЮКФП», «Оборона» и команда Республики Саха (Якутия). Первое и второе места заняли представители команды «Детско-юношес­кого клуба физической подготовки».
 
Долго не признавался федерацией тяжелой атлетики СССР, но соревнования проводились среди сельских умельцев, а также в армии и на флоте
 
Перетягивание каната
 
Изначально это состязание носило больше мистический характер: канат разыгрывали между теми, кто представлял дожди и засуху, зиму и лето, добро и зло. Победившая команда тем самым предрекала дальнейший исход событий. Первые доказательства существования этого вида спорта были зафиксированы в азиатских странах, Африке, Америке и Океании 
 
Свой смысл в ритуал вкладывали и первые поселенцы Дальнего Востока: рыбаки тянули невод или лодку через мелководье, перетягивали груз наверх при строительстве или переправлялись через бурную реку — постепенно обычные занятия приобретали состязательный характер. Во время весеннего праздника на одну сторону каната вставали люди, рожденные в осенне-зимний период, а на другую сторону — в весенне-летний, таким образом по победившей команде определяли приход весны. 
В современном обличии перетягивание каната предстало в XV веке, именно тогда начали появляться первые правила, такие как подбор участников команды по весу, запрет на наматывание его конца на руку. 
В стенах Краевого дворца дружбы Русь в перетягивании каната соревновались четыре команды — «Ратник», «Оборона» «Детско-юношеский клуб физической подготовки» и команда Республики Саха (Якутия). Места с первого по третье распределились между командами «Оборона», «Саха (Якутия)» и «Ратник». 
 
Рыбаки тянули невод или лодку через мелководье, перетягивали груз или переправлялись через бурную реку
 
Перетягивание палки
 
Истории о традиционных народных состязаниях по перетягиванию палки, нагайки, кожи, доски, копья, аркана сохранились у многих народов, в частности у якутов. С 2003 года национальный вид спорта Якутии введен во всероссийский реестр под названием «мас-рестлинг» 
 
Такое название он получил с легкой подачи первого олимпийского чемпиона по вольной борьбе из Якутии Романа Дмитриева: «Мас» с его родного языка переводится как «деревянная палка», а английская частичка «рестлинг» давно известна всем поклонникам спорта и переводится как «борьба». 
Главное в перетягивании — не позволить противнику резким движением вырвать палку в первые же секунды. Для этого спортсмены должны обладать такими качествами, как способность быстро реагировать и принимать решения, стремительно контратаковать. Спортсменам позволено даже перебросить соперника на свою сторону, для этого есть свои отработанные приемы. Каждая встреча проходит до двух побед и может состоять из двух или трех схваток. В состязаниях фестиваля на участие в перетягивании палки были зарегистрированы 15 участников из пяти команд: «Центурион», «Зверь», «Ратник», «Оборона» и команда Республики Саха (Якутия). В тройку лидеров среди юношей вошли ­Михаил Шихотаров из команды «Ратник», Филипп Кукаркин и ­Владимир ­орлов — представители команды «Зверь». Среди юниоров отличились Иван Бурцев, ­Вячеслав Каширин, Марк Антонов, Иннокентий Васильев, Никита Усельман и Алексей Иевлев.
 
Каждая встреча проходит до двух побед и может состоять из двух или трех схваток
 

Торжественное закрытие

 

Первый день фестиваля завершился глубоким вечером: итоговые протоколы, распределение мест и наград. День второй продолжил праздник в концертном зале Краевого дворца дружбы «Русь», где гостей ждали показательные выступления по национальным видам спорта: борьбе алыш, прыжкам через нарты, русскому кулачному бою, а также творческие номера 

Борьба алыш

Является одним из древних спортивных игр кыргызского народа. Перед состязанием бойцы традиционно одеваются в специальные футболки синего и зеленого цвета, штаны — белого, а пояс — красного цвета. Показательную схватку на фестивале демонстрировали представители кыргызской диаспоры, проживающей на территории нашего края. 

Прыжки через нарты

Навыки перепрыгивания через нарты нужны в повседневной жизни оленевода. Например, при необходимости сохранить жизнь оленя, запряженного в обоз, который представляет собой соединение семи-восьми нарт, в каждой из которых запряжено по два рогатых. Олени, в свою очередь, привязаны к впереди идущей нарте. Один из них, тянущий грузовую нарту, может подвернуть ногу, упасть. Обоз же будет продолжать движение, и если вовремя не подоспеть, то оленя затянет петля. Чтобы сохранить животное, необходимо очень быстро добраться до него. Навыки прыжка путем многократных упражнений доводились до автоматизма, а для их демонстрации проводились состязания. Традиционно их проводили зимой среди мужского населения на снежной площадке, где устанавливалось 10 нарт. Выигрывал тот, кто без отдыха сделает больше прыжков. 

Русский кулачный бой

Традиционно кулачные бои приходились на большие праздники, летом проводились на улицах или площадях, а зимой на льду замерзших рек и озер — там всегда было достаточно места. Соревнования сопровождались гуляньями, на месте «стычек» собирались толпы зевак, а с ними и коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. 

 

0
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии