Серебряное сопрано

Текст: 
Марина Цветникова
Фото: 
Анатолий Егоров

Людмила Кириченко — обладательница уникального по тембральной красоте, мощи и большому диапазону голоса. В одно весеннее утро 1999 года она пришла в Дом творческой интеллигенции со своим концертмейстером и сказала, что споет арию Баха. Ее серебряные верха заполнили все пространство каминного зала. Мы сделали три концерта, и наш удивительный альянс длится до сих пор

Истоки
Первое, что всегда приходит на ум Людмиле, когда она вспоминает детство, прошедшее в поселке Октябрьском, недалеко от города Сумы, в ее окружении пели все и всегда. Пела мама, обладательница высокого красивого голоса, сестры, отчим был баянистом, и вечером, когда все дела были позади, к дому дружно стекались соседи, садились на траву, и до глубокой ночи звучали песни, многоголосные, сложные, а дети пытались им подражать. Девочку отвели в музыкальную школу, и директор хотел сразу же отвезти Люду в Киев. Но в итоге получилось музыкальное училище города Сумы и отделение академического вокала.
Вот как вспоминает начало своего пути Людмила: «Здесь началась настоящая трагедия, я пела всегда только песни, как птица поет, а тут началось: нёбо подними, золотую точку найди, диафрагму обопри. Меня раздражали неестественные, как мне казалось, звуки голосов начинающих вокалистов, а тут еще «престарелый» 28-летний студент, отличный тенор, подлил масла в огонь, говоря: «Девоньки, не поете вы!». Кроме того, я привыкла говорить и думать на украинском, а тут преподавание на русском, все трудно, непонятно. Каждое утро я просыпалась с мыслью, что надо забирать документы, что я сделала неправильный выбор. Отношение к оперному вокалу изменилось внезапно, после посещения филармонии, куда нас принудительно загнали. Господи, думала я, полтора часа слушать это вытье! Но меня ждал сюрприз! Стоящая на сцене певица была великолепна, так мастерски владела всей палитрой своего чудесного голоса, и я поняла, что тоже так хочу петь. Стала упорно работать, чтобы приблизиться к такому совершенству».
Мэтр Валерий Побережский
Встреча со своим главным педагогом произошла в Благовещенске, куда Людмила приехала по семейным обстоятельствам. Она считает эту встречу самой важной и судьбоносной в своей жизни. Выпускник Одесской консерватории, он часто концертировал, но главное — был выдающимся педагогом-диагностом и каждый тип голоса доводил до немыслимого совершенства, развивал именно то, что заложено в нем природой, и он «огранил» голос Людмилы до того самого совершенства, так что приехавший председатель госкомиссии сгреб все букеты с экзаменационного стола, вручил их юной диве, и сказал, что такого голоса еще ему не приходилось слышать. «Москва, только Москва, а там, чем черт не шутит, может, и Большой театр?». Но скрижали судьбы, замужество, привели Людмилу в Приморье, и лишь в 90-е годы она попала в Хабаровск.
Музыка Альтера
В 90-е годы в наш город приехал Маркус Лезински, лютеранский пастор и музыкант в одном лице. Они с Людмилой и хормейстером С. Салиховой создали уникальный коллектив — ансамбль «Музыка Альтера». Маркус — энциклопедически развитая личность, по долгу службы живший во многих уголках мира, вплоть до Африки, привез обширнейший нотный материал, включая африканские спиричуэлс. Уникальность ансамбля, в котором Люда была солисткой, была в том, что они пели на 6, 8, 10 голосов а капелла, без сопровождения. От Баха до обработок The Beatles, Палестрины, композитора эпохи Возрождения, хорового пения XVI века, до африканских спиричуэлс. Ансамбль записал уникальный диск под названием «СибирИталия», презентация которого состоялась в Германии. Альбом показал разноплановую палитру ансамбля: от музыки средневековья, до обработок украинских песен, духовную музыку Рахманинова и Баха.
Дом в подарок
В Германии на гастролях коллектив побывал дважды, благодаря Маркусу, возившему их чуть ли на собственные кровные. Они имели оглушительный успех, пели в костелах с прекрасной акустикой, и машины с их почитателями ехали по пятам буквально из одного «пряничного» городка в другой. В Германии не принято хлопать между произведениями, и ансамблисты на концерте недоумевали, напрягаясь и нервничая все больше, зато каково было их удивление, когда по окончанию концерта на них обрушился шквал оваций. После концерта обычно были встречи и общение со зрителями, ставилось девять столов, по числу участников ансамбля, и за стол садилось примерно столько же зрителей, желающих пообщаться с музыкантами. Людмила прилично знала немецкий, в ее школе был отличный преподаватель, и пообщаться ей действительно удалось. Когда немцы услыхали, что она с мужем, двумя детьми, свекром и свекровью живет в трехкомнатной квартире, они испытали настоящий шок и предложили ей переехать в Германию. Ей принесли ключи от большого дома, владелец, имеющий пять таких домов, искренне хотел помочь исправить невыносимые жилищные условия. Людмила предложение-подарок не приняла, и иногда она сожалеет об этом.
«Повторите всю сцену Аиды, пожалуйста»
Примерно с 2010 года Людмила и ее концертмейстер начали активную концертную деятельность по региону и в Хабаровске. За какие-то два года они сделали шесть полновесных программ: «Музыкальный витраж», «Ожерелье арий», включающую мировые шедевры, такие как «Аида», «Тоска» «Иоланта», программу русского романса XIX века, «Песни народов мира», исполняющуюся на языках оригинала — от грузинского до иврита, большую программу уникальных песен Валерии Туркуман. Были освоены все концертные площадки Хабаровска. В филармонии Людмила с камерным составом симфонического исполнила знаменитый «Вокализ» Сергея Рахманинова. Были яркие концерты в Дальневосточном художественном музее с оперной классикой, пела она и в зале Городского дворца культуры. Особенно Людмилу любят и ценят комсомольчане, и ее приезд на гастроли в Город Юности — это всегда событие. Вспоминается «Ночь в театре», когда певица, убрав за кулисы микрофон, после лязга и грохота рок-групп обрушила в огромный зал всю естественную природную мощь своего голоса. А еще другой концерт в том же здании театра, когда ее попросили повторить огромную арию Аиды на бис. Деятельность Людмилы не ограничивается только концертами, много лет она работает иллюстратором колледжа искусств, в классе М. Ф. Шальтис, и юные пианисты, учатся быть концертмейстерами, исполняя необычный оригинальный и редко исполняемый материал.
Личное ощущение 
Когда публика попадает на концерты Людмилы Кириченко, она начинает ходить на все ее программы как «пришитая». Подкупает не только голос, но и темперамент, обаяние, харизматичность певицы. Маленькая большеглазая женщина, очень точно находит образный эквивалент своим героиням, и они становятся удивительно яркими. Ее сравнивают с Анной Нетребко, а знатоки находят, что тембры ее не менее богаты. Сама исполнительница считает, что «певица — это такая огромная сумма качеств и свойств, в то время как голос, пусть даже уникальный, — лишь инструмент, одна из немногих составляющих». 
0
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии