В нашем порту

Текст: 
Анастасия Хаустова
Фото: 
Урал Гареев

Если говорить о гордости региона в логистическом ключе, пожалуй, самым масштабным проектом можно назвать Ванинский балкерный терминал «Дальтрансуголь». Оснащенный по последнему слову техники, сегодня он является уникальным и одним из лучших в мире. Как удалось достичь таких высот, успешно развиваться на благо страны и людей, рассказывает Владимир Шаповал, генеральный директор

 

Владимир Михайлович, как начиналась деятельность Сибирской угольной энергетической компании, в частности АО «Дальтрансуголь», на берегах Татарского пролива?
Крупнейшее в стране угольное объединение стало первым крупным частным инвестором на этой территории. Одним из  перспективных направлений деятельности СУЭК всегда значилось тесное сотрудничество со странами АТР в плане наращивания объемов поставки угля. В 2004 году было принято решение о строительстве Ванинского балкерного терминала, ставшего одним из самых современных в мире. Для этих целей выделили около 100 га земли на побережье бухты Мучке, самой глубоководной части Татарского пролива. Это позволяет принимать крупнотоннажные суда водоизмещением сто и более тысяч тонн. Заказчиком выступила наша компания — «Дальтрансуголь», и именно мы занимались пуском и последующей эксплуа-
тацией терминала. 
 
Получается, что балкерный терминал в Ванино был построен фактически на пустынном месте? 
Как же удалось ввести проект в рекордные сроки?
Всего за три года терминал оказался готовым к исполнению своего основного предназначения. И это в кризисный период, когда экономика страны пребывала в упадке! Конечно, весомую роль сыграли внушительные инвестиции, новейшие технологии и  надежное оборудование. Однако не только ввод в эксплуатацию стал рекордным, уже спустя четыре года мы вывели предприятие на проектную мощность — 12 млн тонн в год. Это впечатляющие результаты — например, для сравнения, тот же Восточный порт к этой цели шел в течение более чем 10 лет. После 12 млн тонн мы приступили ко второму этапу нашей программы — 24 млн тонн, сейчас уже работаем над третьим, где цель — 40 млн.
 
Вы, как руководитель, к настоящему моменту чем гордитесь?
Сегодня наш терминал заслуженно носит звание одного из самых современных в мире. Вся работа автоматизирована на очень высоком уровне. Применение современных механизмов и оборудования значительно снизило использование тяжелого ручного труда. И мы постоянно находим новые решения, чтобы сделать процесс еще более совершенным. Но главная наша ценность — это люди. У нас молодой энергичный коллектив, это настоящие профессионалы своего дела, которым не нужно повторять два раза. 
 
Расскажите подробнее о своей команде. 
Четко и слаженно выполняют поставленные задачи все наши отделы: коммерческий, капитального строительства, материально-технического снабжения, юридический, административно-хозяйственный, финансово-экономический, дирекция по общим вопросам, администрация. Стоит отдельно отметить вклад и самоотдачу работников портового флота. Всего в АО «Дальтрансуголь» работают 630 человек. Мы трудимся в две смены, на одной задействованы 24 специалиста, они обеспечивают отгрузку более 100 000 тонн угля в сутки. Средний возраст сотрудников — 34 года. В основном на предприятии заняты местные жители. Радует, что в «Дальтрансугле» работают целыми семьями, рядом с отцами — сыновья, жены, братья, сестры. 
Заработную плату сотрудники получают выше средней и стабильно. При этом они имеют полный социальный пакет: возможность отдыха в лучших санаториях, поездок детей в оздоровительный центр «Поляны», входящий в структуру Управления делами президента, медицинское страхование, качественный досуг. Все нацелены на результат, вместе мы делаем общее дело, за которое болеем. Возможно, отчасти благодаря этому наш коллектив отличает такая сплоченность. 
 
Сплоченность проявляется не только на работе — сотрудники «Дальтрансугля» известны активным участием в различных соревнованиях. 
На предприятии есть хоккейная команда, состоящая как из представителей руководящего звена, так и простых специалистов. Мы регулярно выезжаем на соревнования, пробуем свои силы на местном льду. В ближайшее время нашей команде предстоит показать себя на льду Байкала. За звание лучших будут бороться шесть команд логистического блока Сибирской угольной энергетической компании. Также команда предприятия отметилась в яхтных гонках среди подразделений логистического блока СУЭК, которые прошли в сентябре прошлого года в Находке. Здесь за нами остались призовые места. Кроме того, мы с большим интересом следим за успехами детской команды «Викинг» и эти успехи поддерживаем. 
 
Вы уже частично отметили благотворительную деятельность «Дальтрансугля». Как еще проявляется социальная ответственность предприятия?
Стратегия СУЭК тесно связана с серьезным вкладом в развитие регионов своего присутствия. И это правильно, ведь находиться в конкретном районе и не жить проблемами местных жителей просто невозможно. Мы работаем в Ванинском районе, а значит, мы тоже его часть. На повышение качества жизни населения, защиту окружающей среды ежегодно направляются десятки миллионов рублей. В 2013 году наше предприятие получило почетный знак губернатора Хабаровского края «Открытое сердце». Мы поддерживаем культурные, спортивные мероприятия района, обеспечиваем инвентарем и оборудованием команды, не только хоккейные, но и футбольные, волейбольные. Особое внимание уделяем сфере здравоохранения — так, например, профинансировали капитальный ремонт районной больницы. В центре нашего внимания всегда находятся дети — и те, чей талант нужно поддержать и дать ему шанс раскрыться, и те, кому нужна жизненно важная помощь. Так, несколько ребят в год отправляются на лечение в зарубежные клиники. Стараемся охватить многие социальные вопросы, в том числе видим свою значимую роль в поддержке ветеранов и участников Великой Отечественной войны.
 
Что вы можете сказать про качество угля, который поступает в терминал и отправляется из него?
Весь уголь, который поступает в терминал и отправляется из него, добыт в СУЭК. Известно, что компания уделяет серьезное внимание качеству. Так, например, в целях его повышения СУЭК обогащает уголь на фабриках и установках, расположенных вблизи своих предприятий. Кроме того, компания стремится сделать оценку качества максимально объективной. Так, для контроля была привлечена независимая компания SGS. Ее  деятельность охватывает все угледобывающие предприятия СУЭК и отгрузочные пункты. 
 
А когда уголь попадает в Ванинский балкерный терминал, вы тоже отслеживаете его качество?
Разумеется, и для этого мы хорошо оснащены технически. Когда уголь поступает к нам в вагонах, они направляются в специальное помещение, где переворачиваются. Дальше черное золото следует по ленточным конвейерам и направляется к стакеру-реклаймеру, который ссыпает его в отдельные штабели. На пути движения угля стоит 23 специальных магнита, самых мощных, которые есть в мире. Их задача — изъять из массы различные загрязнения, и они с ней успешно справляются.
 
Это только на первых взгляд весь уголь одинаковый. Но ведь это не так? 
Да, он отличается и по содержанию примесей, и по калорийности, и по зольности, и по другим критериям. Существует система маркировки и технологических групп. Мы начинали с двух-трех марок угля, постепенно увеличивая диапазон. Сегодня на складах «Дальтрансугля» насчитывается уже 19 марок. Весь уголь — экспортного качества. СУЭК реализует  его на внутреннем рынке, закрывает полностью всю потребность рынка, госзаказа, оборонной отрасли, а остальное отправляется покупателям за рубеж: в Японию, Китай, Корею, Вьетнам, Малайзию и даже Испанию. При заключении контрактов делегации из стран-заказчиков приезжают к нам, чтобы оценить возможности предприятия и процесс работы. Мы видим заинтересованность и часто слышим, что они не ожидали увидеть настолько мощно оснащенный терминал.
 
 
Терминал действительно уникальный, хотя бы потому, что работает в суровых климатических условиях.
Основная часть оборудования — импортная, однако его создатели не были нацелены на работу в таких регионах, как наш. Мы внедрили действительно высокие технологии, которые сегодня производители, например, из Германии берут на вооружение. Уголь проходит значительную территорию нашей страны по БАМу и Транссибу, иногда поступает к нам смерзшимся монолитом. В свое время мы что только не пробовали, чтобы сделать из него пригодные для дальнейшей выгрузки ровные куски, даже взрывали внутри вагона! Выход был найден совместно с Центром горного машиностроения, и сегодня оператор тратит несколько минут, чтобы решить эту проблему. Впервые в стране была разработана машина, которая распиливает уголь в вагоне на пластины, затем вагон отправляется в вагоноразмораживатель, где специальным способом отогревается примерно 10 см от стенки вагона, чтобы содержимое выпало. Далее вагон переворачивается, к нему следуют четыре фрезерные машины, которые разрыхляют черное золото. 
 
Когда речь идет о предприятиях угольной промышленности, в том числе логистического блока, невозможно не сказать об экологии. Что предпринимается АО «Дальтрансуголь» в этом плане?
Вопросы экологии были и остаются для нас приоритетными. Мы заслуженно гордимся тем, что Ванинский балкерный терминал — практически беспыльный. Это стало возможным благодаря реализации программы «Модернизация систем пылеподавления», рассчитанной до 2020 года. Наши инженеры разрабатывают новые решения. В качестве примера могу привести инновации прошлого года. В поселке Токи в августе мы установили для локального наблюдения автоматическую станцию контроля атмосферного воздуха, в ноябре в здании вагоноопрокидывателей модернизировали нашу же систему пылеподавления, а в декабре на угольном складе к существующим двум пушкам с режимом снегогенерации добавили еще четыре. Также в прошлом году приобрели хорошего помощника в борьбе с  пылью — дополнительный автомобиль для орошения угольных штабелей. 
Во всех пересыпных башнях и в здании вагоноопрокидывателей смонтированы аспирационные системы. Механизмы и места перегрузки угля закрыты. Нас отличает комплексное применение технологий, в том числе использование мощных пылесосов, передвижных снегогенераторных пушек и качественных химических реагентов,  используемых вместе с водой, и многое другое. 
Территория терминала озеленяется, экологическая защита вообще начинается еще под землей. Мы внедрили систему пылеподавления — движущийся по конвейеру уголь укрывается пеной, которая связывает частицы угля и сводит пыление к минимуму. Наши работники оснащены индивидуальными приборами экологического контроля. Разумеется, список мероприятий очень широк, это лишь небольшая часть.
Уже который год подряд мы отмечаемся как победители региональных экологических конкурсов — получили звание «Эколидер-2016» министерства природных ресурсов Хабаровского края, а в 2017 — «Эколидер» в номинации «Крупные предприятия».
 
Какую роль играет АО «Дальтрансуголь» в развитии Хабаровского края?
Как отмечалось на совещании в минэкономразвития края, по итогам прошлого года мы вошли в пятерку самых крупных налогоплательщиков региона. Мы поддерживаем социальную, культурную, спортивную сферу района — на эти цели инвестируется порядка 30-35 млн руб. в год. Сейчас занимаемся строительством парка — хотим создать в Ванино прогулочную зону, где можно будет отдохнуть с детьми. Ко всему прочему, уделяем большое значение закреплению населения в районе, взращиванию будущих специалистов для отрасли. Так, например, уже не первый год действует СУЭК-класс — ребята занимаются оборудованном помещении с преподавателями вузов, еще будучи учениками выпускных классов, могут погрузиться в профессию. Здесь можно заниматься робототехникой, посещать мастер-классы. В прошлом году из 20 выпускников 18 поступили на бюджет на физико-математические факультеты. Мы направляем ребят для обучения в вузы по тем специальностям, которые востребованы в СУЭК: топографы, шахтеры, строители, энергетики. Практику, причем оплачиваемую, они будут проходить на предприятии, а потом смогут рассчитывать и на трудоустройство. Радует, что мы видим отклик в решении социальных вопросов со стороны краевого министерства здравоохранения, в плане развития терминала — со стороны регионального правительства и губернатора. Вспоминается критическая ситуация, когда из строя вышли исполнительные органы нескольких фрезерных машин. Министр промышленности и транспорта края Сергей Иванович Ивашкин очень помог нам, лично переговорив с руководителями заводов. В результате мы нашли на «Энергомаше» подходящее оборудование и быстро все восстановили.
 
Скажите, из всех регионов, где вы жили и работали, какое место занимает Дальний Восток?
Я шахтер, мы жили и на севере страны, где полярная ночь — явление привычное, работал продолжительное время в Сибири. Особые отношения меня связывают с Санкт-Петербургом, здесь живут мои дети. Однако, когда я уезжаю из Ванино, вскоре ловлю себя на мысли, что скучаю. Я люблю Дальний Восток, здесь потрясающая природа, удивительные люди, открытые, всегда готовые прийти на помощь друг другу. Регион полностью соответствует моим увлечениям охотой, рыбалкой. 300 солнечных дней в году дают особый заряд сил, а прекрасный вид на залив, который я наблюдаю каждый день, влюбляет в себя снова и снова. Чистый воздух, бескрайние пейзажи, которые иллюстрируют, как прекрасна наша страна, — как это можно не любить? 
 
0
5
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (1 голос)


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий

Комментарии