Из Парижа с любовью

Текст: 
Алана Хидирова

В 1897 году в уважаемой дальневосточной труппе П. Станиславской появляется новая актриса, талантливая и невероятно обаятельная, наследница великой театральной династии Петипа

 

Фамильное дело
Речь идет о Марии Николаевне Нининой-Петипа, внучке одного из величайших балетмейстеров мира Мариуса Петипа. Его, француза по происхождению, называют целой эпохой в мире театра и в особенности балета. Он во многом определял пути развития классического танца и более полувека фактически руководил Мариинским театром. Балеты «Щелкунчик», «Жизель», «Дон Кихот» — все это единство музыки и танца было некогда создано Мариусом Петипа. Будущий выдающийся балетмейстер покинул родину еще в молодости. Несомненно, блестящую карьеру ему удалось бы сделать и во Франции, однако юный танцовщик считал, что Россия была единственной страной, где искусство развивалось в правильном русле. «В европейском балете, — говорил он, — постоянно уклоняются от настоящего серьезного искусства, переходя в танцах в какие-то клоунские упражнения. Балет — серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы…». Дети великого балетмейстера пошли по отцовским стопам и посвятили себя театральному искусству. В том числе и его сын Мариус Мариусович, драматический актер, чьей незаконнорожденной дочерью была Мария Нинина-Петипа. Ее тетя, тоже Мария, также была прославленной балериной. О ней восторженно отзывался А. Бенуа: «Моя влюбленность в Петипа достигла своей предельной степени, когда я увидал ее в «Коппелии», танцующей мазурку и чардаш…».
 
 
 
Вся жизнь — театр
Дебютировав на дальневосточной сцене, Мария Николаевна Нинина-Петипа, несомненно, своим исключительным талантом и феноменальной работоспособностью поддерживала на должной высоте прославленную в мировом искусстве фамилию. Это сразу бросилось в глаза местной театральной интеллигенции. В большинстве постановок, среди которых были «Гроза» А. ­Островского, «Татьяна Репина» А. Суворина, Мария Петипа предпочитала амплуа драматической героини. 
Хабаровская пресса еще в конце XIX века не умолкала о новых театральных премьерах ­Петипа и прославляла ее актерский талант: «Дружные аплодисменты, которые выпадаютъ на долю г-жи Нининой-Петипа и др. артистовъ при представленiи «Родины», Зудермана, и «Дочери вѣка» Сумбатова, свидѣтельствуютъ, что серьезная драма, хорошо исполненная, можетъ имѣть у насъ полный успѣхъ. Мы увѣрены, что сегодняшнiй спектакль представитъ тому новое доказательство».
Наследница знаменитой династии умела произвести впечатление. Кроме того, Мария Николаевна оказалась хорошим организатором и уже в первые годы своего театрального творчества энергично взялась за антрепренерскую деятельность. 
В начале прошлого века она открывала театры, давала концерты в Хабаровске, Владивостоке и других городах региона. Нинина-Петипа вращалась и в столичных артистических кругах. Поэтому, несмотря на географическую отдаленность от Московского художественного театра, который славился своими новаторскими постановками, Мария Николаевна, имея тонкий художественный вкус, прививала его публике.
 
К заслугам госпожи Петипа можно отнести открытие «Общедоступного театра» во Владивостоке и проведение в Хабаровске так называемых «Зимних сезонов» с 1913 по 1915 годы. Они не только произвели невероятное впечатление на зрителей, но и оказались очень успешными в коммерческом плане. Вскоре актриса открыла «Новый летний театр» на улице Поповской (сегодня это здание располагается по улице Калинина, 72, являясь памятником истории и архитектуры). 
Переехав в столицу, Мария Нинина-Петипа только приумножила свои творческие успехи! Уже к 1914 году представительница династии Петипа держала собственный театр миниатюр в Москве, в Петровских линиях. Именно она открыла миру новое театральное дарование — актера Александра Вертинского. Поначалу будущая звезда российской эстрады выступала в Мамоновском театре, однако Марии удалось уговорить певца перейти в ее театр. Благодаря этому шагу его имя стало известно широким театральным кругам. «Однажды, проснувшись утром, я выяснил, что я уже несомненная знаменитость. Действительно, билеты в Петровском театре на мои выступления были раскуплены на всю неделю вперед, получал я уже по сто рублей в месяц», — вспоминал Александр Вертинский.
Творческая и организаторская деятельность еще вчерашней дальневосточницы с каждым годом только набирала обороты, но октябрь 1917 года внес свои коррективы. 
В 1918 году Мария Нинина-Петипа вместе с Александром Вертинским были вынуждены покинуть Родину. На пути за границу они остановились в Киеве, на этом сведения о Марии Николаевне обрываются. Дальнейшая ее судьба и многие факты биографии остаются до конца невыясненными. Несомненно только одно: она оставила заметный след в театральном искусстве страны и уж точно в развитии театральной культуры Дальнего Востока. 
 
 
 
Исторические заметки
К счастью, вплоть до сегодняшнего дня в Хабаровске сохранился доходный дом С. Д. Таболова и А. А. ­Битарова, в котором протекала театральная жизнь Марии Петипа. Его стены еще хранят тепло того времени. Побывав там, невольно начинаешь чувствовать себя участником развернувшегося театрального действа той поры или, по крайней мере, наблюдателем культурной жизни дореволюционного Хабаровска. 
Сам театр, с 25 лоджиями, располагался во дворе этого исторического здания. Помимо «Нового летнего театра» Марии Петипа, здесь же находился и зал «ЛондонЪ», который служил площадкой для различных творческих представлений — миниатюр, фарсов, кабаре, музыкальных и литературных вечеров. Их участникам по душе пришлись посещения подобного рода необычных культурных заседаний. После творческих вечеров, своеобразным продолжением которых становилось застолье в изысканном обществе, где обсуждались театральные новинки и последние события культуры. Приходили сюда и ради талантливых музыкантов, сопровождавших виртуозной игрой исполнение романсов и популярных песен известных певцов и дебютантов. Подобные мероприятия были чрезвычайно популярны, они собирали лучшую часть интеллигенции. Желанным гостем здесь был и Эмиль Нино, известный в то время фотограф, который еще в 1880 году переехал с семьей из Парижа в Хабаровск. Почти все старинные фотографии дальневосточной столицы были сделаны именно им. Подобные творческие вечера, организованные Марией Николаевной Петипа, стали памятными вехами в культурной жизни Хабаровска. Рецензент одного из самых старых дальневосточных изданий — «Приамурских ведомостей» писал в ту пору: «Спектакли этой же труппы, идущiе въ залѣ общественного собранiя, посѣщаются публикой усердно, что нагляднымъ образомъ показываетъ, насколько назрѣла въ Хабаровскѣ потребность театра, для котораго, къ сожалѣнiю, нѣтъ особаго помѣщения. Вотъ почему мы всегда съ особеннымъ удовольствiемъ отѣмечаемъ ставимые прiѣзжими артистами спектакли, дающiе хабарвоскому обывателю возможность хотя изрѣдка отдохнуть отъ будничныхъ заботъ».
Память о дебютах и становлении актрисы и организатора Марии Петипа не угасла и в наши дни. И свидетельством тому является возрождающийся интерес к творчеству этой талантливой представительницы прославленной династии. 
0
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии