Изнанка фильма

Текст: 
Елизавета Юрова
Фото: 
архив съемочной группы

В конце этого года на широкие экраны выходит фильм «Уходя, гаси свет» режиссера Павла Гайлиса. На улицах, в заведениях и магазинах города развернулась история, полная переживаний, смыслов и важных выводов. Мы проникли в святая святых, посмотрели, как идут съемки, узнали, почему не стоит игнорировать премьеру. И никаких спойлеров!

 

Как родилась мечта
«Мне с детства было интересно узнать, как же снимают фильмы. Лет в 10—12 посмотрел «Кровавый спорт» с Жан-Клодом Ван Даммом раз пятьдесят», — вспоминает режиссер. Практически все фильмы, которые попадались ему на глаза, он пересматривал, пытаясь понять, как все организовано и устроено в плане съемочного процесса: от идеи до монтажа. Однажды будущий режиссер наткнулся на статью о том, как снимался «Кровавый спорт», и вдохновился так, что окончательно решил связать свое будущее с кинематографом. После школы планировал поступать во ВГИК, неважно, на какой факультет, рассматривал все, потому что только обучение там уже дает ключи от многих дверей, естественно, при условии колоссального труда и таланта. Но не вышло. Учился морскому делу, но мысли о кино усиленно витали в голове. 
Идея снять криминальную драму «Уходя, гаси свет» пришла в 2016 году, когда режиссер летел из Комсомольска-на-Амуре в Хабаровск, как раз под Новый год. Составил концепцию будущего фильма на одном листе, но понимал, что сам написать сценарий для полнометражного фильма не сможет. 
И тогда начался поиск профессиональных сценаристов в тематических группах в социальных сетях. Откликнулись 15 человек. Но большинство хотели просто получить гонорар, без какого-либо реального участия, не говоря уже о полной отдаче себя делу. Один из сценаристов даже требовал за работу 600 тысяч долларов, обещая золотые горы и победу на всех возможных кинофестивалях.
В итоге написать сценарий «Уходя, гаси свет» решился один из лучших сценаристов России Юрий Кулинич. Картины, «вышедшие из-под его пера», представляются на международных кинопремиях, в том числе на Каннском кинофестивале.
Работа шла целый год. «Когда вынашиваешь идею неделю-другую, бывает, просыпаешься утром и понимаешь, что нужно что-то переделать. А изменив одну деталь, надо менять и другие, чтобы сохранить логику. Поэтому интересные сценарии не пишутся за месяц, это ведь как полноценное литературное произведение», — рассуждает Павел Гайлис.
Немаловажную роль сыграл и исполнительный продюсер Гурам Барикашвили: финансовые вопросы, логистика, подбор локаций. Съемочная группа уверена, что в фильме все продумано до мелочей. То, что уже отснято, пересмотрено командой и специалистами Министерства культуры России, уже названо как «кино, достойное проката и признания зрителей».
 
 
Как видят
Техническая сторона процесса — самая сложная. Художественную идею нужно перенести в картинку, визуализировать мысли. Это и предпродакшн, и продакшн, и постпродакшн. Далее монтаж, озвучка, цветокоррекция. Через проект прошло очень много операторов. Одно дело снимать сюжеты на телевидении и рекламные ролики, а другое дело полнометражный фильм — это абсолютно другая область, необходимы не только технические знания, но и понимание законов и методов постановки. На пробах операторов выбирали по принципу «вопрос — ответ». Спрашивали: «Как бы ты снял какую-либо сцену и почему». Ответы были разными: и креативными, и примитивными. В результате съемки доверили оператору-постановщику Александру Сечко, оператору Евгению Гидалевичу. Они подкованы технически, но с передачей идеи в картинку приходится много работать. На этот счет в кинематографе говорят: «Режиссер мешает оператору снимать». Но все же взаимопонимание было найдено: один занимается идейно-художественной стороной, а другой старается передать сцену в картинку максимально соответствующе задумке. 
 
 
Как играют
Не важно, какая история фильма, важно, как актеры ее проживают. То, насколько качественным выйдет фильм, зависит именно от них. Насколько прочувствуют эмоции, перевоплотятся и поймут поступки их героев — все это основа основ. Актер должен не просто произнести предложения на камеру, а вложить во фразы смысл, владея грамотно поставленной речью, верно расставляя паузы. Эмоции человека настолько многогранны, что не бывает просто «грусть» или просто «веселье», всегда есть множество дополнительных оттенков, которые надо понять и пережить. Актеры в фильме — либо профессионалы с актерским образованием, либо люди с огромным талантом от природы. Главный герой Павел писался с режиссера Гайлиса. Он сам хотел играть главную роль, но честно признался, что актер он никакой. А Николай Калашников, которому доверили роль, оказался из серии «то, что надо». На кинопробах выбор стоял между множеством других претендентов. Но когда в кадре появился Николай Калашников в роли Павла, все были шокированы его способностью перевоплощаться. Внешность и характер других актеров создавались из близкого окружения режиссера. Роль Ирины — детектива — исполняет профессиональная актриса Анастасия Левина, которая получила актерское образование в США. Персонаж Виктор, Артем Николаев, ранее далекий от кино человек, но обладающий желанием и рвением попробовать себя. 
 
Как выбирают
По жанру «Уходя, гаси свет» — детектив с элементами криминала. Все герои положительные, но судьба их сталкивает с трудностями. Они «не парни с района», а успешные мужчины с грандиозными планами, у которых судьба повернулась так, что пришлось пойти на крайние меры. Им приходится совершать нравственный выбор и искать решение, когда, казалось бы, все дороги идут в тупик. Слоган «Уходя, гаси свет» значит, что любая ошибка стоит жизни. История реальна, это не вымысел. Кино нацелено на то, чтобы зритель примерил ситуацию на себя и сделал выводы. История будет интересна людям всех возрастов: молодые люди лет 18—22 задумаются о будущем, постарше поймут, как поступать нельзя, а зрелые, возможно, узнают себя в прошлом. Каждый диалог имеет смысл, и всегда подчеркивается, что совершать такие же поступки нельзя, что деньги на крови счастья не принесут. Ирина играет очень важную смысловую роль, именно из ее уст звучат самые мудрые мысли. Она поддерживает и верит в Павла, предлагает новые пути решения его проблем, а тот, в свою очередь, надеется на ее помощь и поддержку. Их отношения пока загадка. Не обойдется фильм без художественных символов, которые также несут в себе смыслы, не менее важные, чем диалоги. 
 
 
Как снимают
Локации для съемок подбираются отдельным специалистом: location-менеджером. В его обязанности входит подбор мест в соответствии со сценарием и художественным видением. Если сцена должна быть снята на улице, то все снимается в Хабаровске: в общественных местах либо загородом. Одна из самых ключевых сцен в фильме — освобождение главного героя из тюрьмы — проводилась в Комсомольске-на-Амуре, в исправительной колонии № 7. Чтобы снимать здесь, пришлось получить не одно разрешение. Все действия, которые происходят, например, в поездке на машине, необходимо согласовать с подведомственными структурами: ГИБДД и МВД. Чтобы получить разрешение на перекрытие дороги, требуется решить множество организационных вопросов. Иногда сцены снимаются на частных территориях. В этом случае все намного проще — группа договаривается с владельцами. Множество сцен снимаются с помощью квадрокоптера, чтобы показать наш город.
 
Как думают
Несмотря на то что у Павла исполнилась мечта всей его жизни, он остался таким, какой есть. «Я всегда знал, что когда-нибудь начну снимать кино, это был пунктик. В свои 20 лет сомневался, думал, что в Хабаровске это невозможно, что команду набрать сложно, актеров маловато. Но нет, здесь большая площадка и есть все необходимое. Когда повзрослел, понял, что нет ничего невозможного, нужно просто сделать первый шаг. И я его сделал». 
Конечно, начинающий режиссер и вся съемочная группа столкнулись с критикой от друзей и близких. Тогда они смеялись, не верили, что кино действительно будет сниматься, но эти слова и подстегивали Павла Гайлиса не бросать все на полпути. Сегодня режиссер не планирует останавливаться на одном проекте, в запасе у него еще девять идей, которые ждут воплощения. «Я нацелен на то, чтобы люди не просто потратили время в кино, а увидели смысл и впечатлялись увиденным. Я не боюсь критики. Вкусы у людей разные, даже на любой оскароносный фильм всегда есть негативная реакция. Стараюсь сделать все от меня зависящее, чтобы получилось качественное и профессиональное кино». Все, кто принимает участие в съемке фильма, и те, кто поддерживает идею и ждет премьеры, уже имеют большой успех. Впервые кино, снятое в Хабаровске хабаровчанами, покажут на широких экранах. Съемочная команда ждет, что положительных отзывов будет гораздо больше. По крайней мере, каждый, кто вкладывает частичку себя в «Уходя, гаси свет», делает для этого все возможное и невозможное. 
0
5
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (1 голос)


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий

Комментарии

Екатерина Белякова

Екатерина Белякова

04.05.2018 - 10:49

Паша тебя ждет большой успех

Паша тебя ждет большой успех )И братану твоему нравиться идея фильма .