Сильный духом

Текст: 
Татьяна Репина
Фото: 
Урал Гареев

«Каждый человек рождается для какого-то дела, и найти его — великое счастье», — считает народный художник России Владимир Торгашин. Не один десяток лет мастер делится правдой и радостью, делая мир прекраснее вместе с героями своих картин

Владимир Михайлович Торгашин, живописец, член Союза художников СССР

Трудные времена
Я родом из Минусинского района Красноярского края. В 1934 году моего отца призвали в армию и направили на Дальний Восток. Мама решила поехать за мужем — два месяца добиралась с годовалым мной на руках. Поначалу жили в фанзе — китайском доме с двускатной крышей. В 1941 году началась война — обстановка была тревожная. Выживали как могли, до сих пор трудно вспоминать этот период жизни. Отец пришел домой в 1946 году и устроился на железную дорогу. Мы с младшим братом пошли в школу, и пришлось наверстывать пропущенные из-за войны пять лет учебы. Когда перевели во второй класс, я уже и забыл, как буквы пишутся! Но с детства была у меня единственная страсть — рисовать! 
 
Первый рисунок
У папы был один знакомый, как сейчас помню, высокий, статный дядя в шинели и с саблей. Однажды он зашел к нам в гости, достал из полевой сумки бумагу и начал что-то писать. Я сидел рядом, наблюдая с большим интересом за его работой. Заметив это, офицер дал мне пару листочков, карандаш и сказал: «Рисуй!». А я до этого момента и карандаш-то в руках не держал. Показал, как изобразить лошадь, — это и был мой первый рисунок! На прощанье офицер оставил канцелярские принадлежности, и с тех пор я начал рисовать чуть ли не каждый день! Куда бы ни пришел, если плохо лежит карандаш и бумага, я их сопру и принимаюсь за дело. О моем увлечении быстро узнали все в округе. Прибегали ребятишки, просили что-нибудь нарисовать, а я с радостью соглашался. Ни о каких художественных студиях и речи тогда не было, учился самостоятельно. У меня был один стимул — все хвалят, это придавало уверенности и желания продолжать дело. Ходил в местный клуб, занимался самодеятельностью, писал лозунги. 
 
Один на всех
После окончания школы хотел пойти служить, но меня не взяли — не прошел комиссию. Поэтому почти два года проработал в депо слесарем механического оборудования. На деле, конечно, занимался больше рисованием — писал лозунги, стенгазеты и плакаты. Бригадир постоянно ругался за то, что занимаюсь не работой, а искусством. Нужно было выполнять рабочий план, а я вместо этого пропадал в мастерской. Однажды бригадир привел меня к начальнику отдела кадров и сказал: «Забирайте его к себе! Пусть лучше рисует, все равно он не работает толком!». А тот ему отвечает: «Вот рабочих на заводе у нас полторы тысячи, а лозунги умеет писать только Володя!». 
 
Интересная история
В армии творческая жизнь еще больше дала о себе знать — меня сразу забрали в клуб, каждый день нужно было что-то писать и рисовать. Именно там мне посоветовали поступить в Дом народного творчества им. Крупской. Дали адрес, я тут же написал письмо отцу, чтобы он выслал мне деньжат на книжки. Успешно поступил на отделение живописи, прошел основное обучение за два года и еще полтора года дополнительных курсов. После начал работать художником-рекламистом в мастерской от Дома культуры железнодорожников. Параллельно закончил вечернюю школу и поступил на художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института. Учась в школе, посещал занятия со студентами худграфа, неофициально, конечно. Когда проводился набор в институт, я должен был получить аттестат только через неделю. Не успевал по срокам на вступительные экзамены и думал, что пропущу еще один год. Но мой друг Саша уговорил меня пойти к ректору и объяснить ситуацию. В итоге он вошел в положение и дал добро на то, чтобы я принес аттестат позже. Так я проучился пять лет на заочном отделении педагогического института. 
 
Творческий отпуск
В советское время в стране были творческие академические дачи. Это такое место, где собирались молодые художники с разных уголков региона. Мне довелось совершить семь творческих поездок. Оплачивались дорога, питание и материалы. Молодые дарования жили там по два месяца. Писали картины, делились знаниями и набирались опыта для дальнейшей работы. Это было своеобразное повышение квалификации. 
 
Художник-оформитель
В клубе праздники организовывали и оформляли художники. Писали лозунги, праздничные панно, плакаты и другое. Художественно-производственные мастерские приглашали оформлять рабочие места — работал по всему Дальнему Востоку — Хабаровский край, Камчатка, Сахалин. Приезжали на заводы, выполняли заказы, рисовали портреты Ленина и Сталина. 
 
Живописец по природе 
Пишу много картин с разными сюжетами и масштабами. Сложность заключается в том, что нужно суметь правдиво передать состояние природы, той жизни, которая просыпается вокруг. Важно, чтобы зритель, проходя на выставке мимо картин, замер именно возле твоей и сказал одно заветное слово — «правда!». Множество работ человек пропускает, проходя мимо. Это то же самое, что выбрать друга или любимого — выделяешь одного из тысячи. Нужно, чтобы картина задевала самые тонкие струны души, показывая при этом правду жизни.
 
Передний край жизни
Меня поразили активность, энтузиазм молодых девушек и ребят, когда писал серию картин о БАМе. Никто тогда не думал о работе как о тяжелом труде. Люди строили новую, лучшую жизнь! Я очень рад, что мне посчастливилось быть ее наблюдателем. Я вообще люблю путешествовать — много чего узнаешь на переднем крае бурлящей жизни, там все по-другому! Иные люди, и каждый день не похож на предыдущий. 
 
Потребность — делиться
После поездок безумно хочется рассказать и передать свои эмоции, радость. Сказать людям: «Как вы проходите мимо?! Ну остановитесь, посмотрите, как прекрасно! И стоит ли тужить из-за каких-то маленьких невзгод?». Настоящий художник должен донести именно эту мысль, сделать ее понятной для других. Естественно, что это получается не всегда. В каждом взрослом живет ребенок. Это значит, что, если его не похвалили, не поддержали — расстроился, разуверился в себе. Слабые духом бросают свое дело и отказываются от него. Но если бросил — значит, ты его никогда и не любил! Невероятно важно и ценно то, что человек любит собственную профессию, ведь если отнять ее — он погибнет. 
Рисовать — мой смысл жизни. Это я люблю больше всего на свете». 
 
Художник — господь своего дела
Это мастер, который талантлив от природы, один из сотни обычных людей. Я считаю, что представители творческих профессий помечены рукой самого господа. Откуда появляется талант — необъяснимо. Вроде мы все одинаковые, но в каждом свой секрет! 
 
Основа в деталях
Человек должен радоваться мелочам! Ведь вокруг дышит целая жизнь, со своими законами и волшебством. Всегда найдется место маленькой, но радости. Будь то молодой юноша, единственный из городской толпы, который помог бабушке выйти из автобуса, или пение птиц на даче. Все достойно нашего внимания!
 
Без оценок
У меня нет любимого художника, все великие творцы — Репин, Грабарь или Маковский — особенны по-своему. Бывает, смотришь на закат, изображенный на холсте, и словно оказываешься там, примеряешь его на себя — это непостижимо! Тогда и ощущаешь то самое величие таланта мастера. Человеческому разуму нет предела! Перед этой силой чувствуешь себя маленьким, как букашка, и радуешься, что можешь быть причастен к работе великих. Возможность смотреть, слушать и ощущать — вот счастье!
 
Жена — главный критик
Она для меня все. По сей день Рая благословляет на работу и помогает. Нет слов, чтобы описать, что супруга значит для меня! Она как жизнь, как утро — каждый день рядом. Когда Рая со мной — все хорошо, я счастлив. Несмотря на то что жена по профессии строитель и проработала всю жизнь на заводе, она умеет отличать правду от фальши на картине. Всегда прямо высказывает свое мнение и уважает мое серьезное отношение к любимому делу. 
«У меня никогда не было кризисов в творчестве, ведь это мое призвание и работа, которой хочется заниматься каждый день!» 
 
Распорядок
Встаю в семь часов, увожу правнука в школу. Иногда встаю в восемь, завтракаю и отправляюсь на работу в мастерскую. Сейчас стараюсь не засиживаться до позднего вечера. Иногда хожу на собрания, выставки или к друзьям-коллегам в гости. Езжу в Китай, знакомлюсь с новыми местами и людьми. 
 
Свои картины
Трудно оценить, какая из собственных самая удачная, все они любимы мной по-своему. Я ездил по разным уголкам нашей страны. Видел много людей, знакомился с колоритом местной жизни. Путешествие дает почву для новых мыслей и работы. Результатом и впечатлениями мне не терпится поделиться.
«Невозможно сказать, какую картину я люблю больше. Это то же самое, что спросить у матери, какого ребенка она любит сильнее, — нет ответа на такой вопрос!». 
 
Современные художники
Живут скромно на Дальнем Востоке, но не все. Например, чтобы организовать выставку, группа мастеров собирает деньги на аренду помещения — вообще стараемся держаться маленькими компаниями. Сегодня художники не в таком почете, как в советское время. Картины раскупаются с меньшим успехом, сегодня люди не готовы или не хотят тратить деньги на местное искусство. 
 
Ощущение праздника
Охватывает меня после написания картины. Но на следующий день смотришь и находишь еще столько деталей, которые нужно усовершенствовать. Я рад, что связал жизнь с живописью. С детства увлекался музыкой — все время проводил с гитарой в руках. Отец подарил первый инструмент, учился играть сам. В музыкальную школу не ходил, да и слава богу. Иначе бы забросил рисование.
 
Совет начинающим
Много учиться! Желаю мудрых учителей. Как сказал Карл Маркс: «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достичь ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам». Эта истина подходит для всех видов искусства. 
0
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий

Комментарии