Философия художника

Текст: 
Алана Хидирова
Фото: 
Урал Гареев

Владимир Филиппович Бабуров, член Союза художников России, дальневосточный скульптор и художник, размышляет о том, что нужно для того чтобы стать человеком, в чем идея «Черного квадрата», почему интернет — это великое изобретение и возможно ли «научить» искусству

 

 

Человечество изобрело культуру для того, чтобы престать быть животными
Мы становимся людьми по мере того как получаем образование, воспитываемся. Культура — это способ существования в социуме. В этом смысле термин «изобразительное искусство» — недостаточно точный. Есть искусство пространственное — это архитектура, живопись, скульптура, и искусство временное — музыка, например. В культуре зашифрованы основополагающие принципы, которые передаются следующим поколениям. За всю жизнь человек способен приобрести свою собственную индивидуальную культуру, однако это будет культура его сферы обитания. Какая-нибудь бабушка, живущая в глухой деревушке, имеющая два класса образования, тем не менее, знает традиции и таким образом несет в себе культурное наследие своей местности. Стоит этой бабушке попасть в другую среду обитания, она беспомощна. Поэтому необходимо иметь очень широкий диапазон культуры. У англичан есть выражение, что истинный джентльмен в любой компании свой человек, и в кабаке может кому надо надавать, и на приеме у английской королевы будет вести себя достойно. А вот для того, чтобы приобрести этот самый диапазон, одной жизни не хватит. Поэтому человечество изобрело способ накапливать культуру разных диапазонов и передавать ее последующим поколениям в виде произведений искусства и литературы. Мы читаем классику, отечественную и зарубежную, тот же роман «Война и Мир», или Вальтера Скотта, иногда мы сюжет уже не помним, но помним наши впечатления и то, как герои ведут себя в тех или иных ситуациях. Герой прочитанного мною в отрочестве романа Вальтера Скотта «Айвенго» до сих пор является для меня эталоном того, каким должен быть мужчина. Недавно я его специально перечитал, оказалось, что сюжет я давно забыл, а вот этот характер и образ остались в памяти. По-настоящему культурным человек, по моему мнению, не может быть без целой стопки прочитанной классической литературы, без хотя бы дилетантского прослушивания музыки, походов в театр. Все это для того, чтобы человек все меньше становился похожим на скотину.
 
Говорят, страдания обостряют талант
Правда на мой взгляд в том, что то, какие страдания необходимы зависит от диапазона личности. Каждый человек рождается с определенным диапазоном возможностей. Кто-то ничего не мыслит в математике, но зато превосходно играет на гитаре. У каждого есть свой уникальный талант. А если люди наделены очень широким диапазоном личности и им удается реализовать его в жизни, то именно так и рождаются глыбы в истории человечества: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пикассо. А есть и люди с низким диапазоном, читают книжки про шпионов и этим их личности удовлетворены. Фаина Раневская говорила: «Талант, он как прыщик — на любой физиономии выскочить может». Художник должен быть голодным, однако великие художники понимают это выражение не в физическом смысле, а в духовном. У Пабло Пикассо к концу жизни были замки, мастерские в Париже, он был невероятно обеспеченным человеком, но все равно творил, потому что диапазон у него такой был и физиологический голод там не играл никакой роли. Такому человеку необходимо больше впечатлений и контактов с людьми. Пикассо был истинный джентльмен, с пистолетом ходил и мог на неудобные вопросы стрелять в потолок, а мог и фрак одеть. Уже в 16 лет он полностью овладел классическим искусством и официально выставлялся как классический художник. В какой-то момент он понял, что искусство изображающее не отражает всей широты не только личностного диапазона, но и диапазона нового общества конца 19 начала 20 века. Появились философские, научные, мировоззренческие понятия, которые не имели эквивалента в предметном мире. Раньше художник нарисовал яблоки, всем понятно — это яблоки, женщину с ребенком — это материнство, а тут появились понятия какие-то философские. «Пабло Пикассо рисовал уродливых женщин», да не уродливых женщин он рисовал, он писал ощущение женщины, а не фиксировал какой-то определенный момент, как это делает фотоаппарат. Мы ведь вспоминаем своих родных не как фотокарточку, а в разных их настроениях и проявлениях. Однажды Пикассо ехал в такси, и водитель узнал великого художника и спрашивает: «Что вы рисуете женщин-монстров?» — «А каких надо?» — спросил Пабло, — «Красивых, как моя жена (достает фотографию жены и показывает) — тогда художник спросил: «А она что у вас такая маленькая и плоская?». Он пытался передать впечатления от женщин в разные моменты времени и состояниях. Рисовал их одновременно и спереди и сзади, и когда она смеется, и когда плачет. И такое искусство, отличающееся от реального изображения, возможно воспринимать только в том случае, если ты говоришь на одном языке с художником.
 
Не нужно идти в хлебный магазин за гвоздями
Так и к Малевичу нужно идти не за изображением, а за философским мировоззрением. «Черный квадрат» на бытовом уровне обычно воспринимается как какая-то ерунда. Люди задаются вопросом: «А что там нарисовано? Ничего, так любой намазать может». На самом же деле это высочайшее произведение, но не изобразительного порядка, а философского осмысления действительности. «Квадрат» — это начало и конец всего, носитель информации, первооснова, пиксель, как бы сказали сейчас. Такой смысл и вкладывал в свое творение Казимир Малевич. Я однажды прочел свое стихотворение, посвященное «Черному квадрату», одному нашему художнику, а он говорит: «Нам не так объясняли». Если им не так объясняли, значит, все остальное неверно. Считаю абстрактное искусство вершиной. Когда художник пишет абстрактную вещь, он вступает в диалог с конкретной личностью, зрителем. И, в зависимости от собственно мировоззрения, зритель сам становится соавтором. Для него абстрактная вещь — это только толчок для пробуждения индивидуальных ассоциативных механизмов, которые рождают восприятие. Любая абстрактная вещь не может быть однозначно прочтена. А вот в картине «Бурлаки на Волге», по которой мы в школе писали сочинение, все понятно: этот бурлак оглянулся, этому тяжело и все, больше там нечего воспринимать. У Кандинского напротив, экспрессивный абстракционизм, выплеснуты все чувства в виде красок, там нет изображения. В зависимости от того, какое у вас настроение, вы картину воспримите одним образом, и она вам покажется радостной и насыщенной, а завтра по-другому, более минорной. Поэтому абстрактная живопись воздействует, как музыка, в ней нет текста, нет смысловых понятий, но сочетание звуков вызывает те или иные отклики эмоциональные. Для этого не нужно искать «А что там нарисовано?». Считается, что художник это тот, кто умеет рисовать. А, ведь умение рисовать — это всего лишь способ передачи визуальной информации. В школе детей учат писать, умение писать — это тоже средство передачи информации буквами и словами. Дети, умеющие писать, они ведь не писатели. А для того, чтобы передавать какие-то эмоции, необходимо быть личностью.
 
Таланту можно учить
Его возможно развивать в любом человеке, если он того пожелает и не будет сопротивляться. Просто не все умеют и знают, как это делать. Я бывал на повышении квалификации в Московском архитектурном институте, в Строганове, участвовал во множестве конференциях. Одной из них была Всесоюзная конференция по художественному рисунку, все три я на ней слушал прения профессоров Академии художеств, СПбГАИ имени Е. Репина. Одни говорили, что рисунок должен быть конструктивным, другие это отрицали. «Надо срисовывать то, что видит глаз, а глаз видит потому, что все освещено и свет отражается, так вот, если передать светотень, то это и есть настоящий рисунок». «А как же тогда архитектор нарисует то, что существует только в его голове, где он возьмет тени? Значит, надо рисовать, строить так, как он видит», — высказывали свои мнения участники спора, вместо того, чтобы понять, что настоящий рисовальщик должен знать и световой рисунок, и конструктивный. Чем больше он будет знать о рисунке, тем проще ему будет понять, в каком случае выбирать тот или иной способ.
 
Чем больше классики человек прочитал — тем богаче он становится
Обязательно нужно читать наших великих писателей — Толстого, Достоевского, Чехова, Платонова, Куприна. Антон Павлович — это вообще потрясающий анализ человеческих отношений. У каждого писателя совершенно разное осмысление одних и тех же ситуаций. Великосветская жизнь Толстого совершенно отличается от этой же самой великосветской жизни Достоевского. У каждого свой индивидуальный взгляд, восприятие искусства и действительности. Поэтому чтение необходимо для того, чтобы обогатить свою жизнь впечатлениями. Осмысляя свою жизнь, мы вспоминаем не каждый день подряд, а самые яркие впечатления от событий и явлений.
 
Интернет — это великое изобретение, лучшее, что можно было изобрести
Я помню, что еще в своем произведении «Детство, отрочество, юность» М. Горький писал о том, что его дед считал чтение книг вредным занятием, которое только забивает голову, делает человека никчемным и портит зрение. Так же и сейчас с интернетом. Говорят: «Интернет — это помойка». Правильно, если у тебя в голове помойка. В городе, например, много помоек, и там всегда можно увидеть некоторых деклассированных людей, которые там копаются. Лично для меня интернет представляет собой великолепное место, где я могу получить ответы на многие вопросы, которые меня волнуют, найти интересных художников, послушать классиков. Вот не давно я прослушал Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол», восполнил свой интеллектуальный пробел. Вопрос только в том, кто с какими мозгами лезет в интернет. Отсюда вопрос, какую личность мы в себе воспитываем? Национальной доктриной должно быть воспитание личности из каждого маленького человечка. А где у нас воспитывают личность? Официально нигде. Все у нас сосредоточено только на ЕГЭ по разным предметам. Хорошо, если личность воспитывается в семье, однако это может быть одна семья из двухсот, где родители осознают необходимость этого. Искусство — это язык культуры, и ему почти нигде не учат, о какой же духовности можно тогда говорить. 
0
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий

Комментарии