Камерное искусство

Текст: 
Марина Цветникова
Фото: 
Урал Гареев

В этом году «Фортепианной гостиной» Владимира Будникова исполнилось 20 лет. О том, чем привлекают камерные концерты, имеющие все шансы на то, чтобы стать визитной карточкой культурной жизни города, ценителей настоящего искусства, расскажем далее

 

 

История создания
В советское время пианисты, дающие в Хабаровске один концерт, делающие передышку перед гастролями в Японию, были редки, поэтому, когда в 1997 году в дальневосточную столицу приехал из Новосибирска выпускник консерватории, пианист Владимир Будников, его школа и исполнительские масштабы позволили осуществить давнюю мечту — создать фортепианный камерный клуб, который мы назвали «Фортепианная гостиная». Она открылась в Арт-подвальчике Российского фонда культуры с легкой руки его хозяйки Светланы Черепановой. Являясь ее бессменным арт-директором и коллегой музыканта, мы перепробовали с Владимиром множество форм, стилей и направлений.
 
Открытие
«Фортепианная гостиная» открылась в 1998 году каскадом концертов. Рояль, правда, был глухой, безобертоновый и кабинетный, однако, играя на нем, Владимир был настолько убедителен, что во время первого отделения спустившаяся из своего кабинета Светлана Черепанова спросила: «Это что, наш «Красный Октябрь» так звучит?». Потом появился старинный концертный рояль «Блютнер». В нем не хватало струн, и Владимир привез из Новосибирска «родные» струны рояля идентичной фирмы. Вместе с мастером Валентиной Шевкун они реставрировали инструмент и вдохнули в него новую жизнь. Инструмент обрел свой неповторимый, богатый обертонами голос. Периодичность концертов изначально была 2—3 в месяц, но позже форма отстоялась, и они стали проходить раз в месяц. Форма «гостиной» была закрытой, по пригласительным приходили истинные ценители, творческая молодежь, художники. Среди публики частыми гостями являются известный краевед и латинист Валентина Катеринич, поэт Артем Иванов, приходил редактор журнала «Дальний Восток» Вячеслав Сукачев, а ученый и художник Дмитрий Ефремов жил, по его словам, «от концерта до концерта». Уютный камерный зал, где таинственно поблескивают картины и горят свечи, притягивает большим объемом звучания рояля, в звуке можно было «купаться». 
Вторым притягательным моментом является то, что музыкант сам ведет концерты, рассказывая о своем видении композиторов, произведений, находя уникальные факты их биографии. После концерта с музыкантом можно пообщаться. Его открытость и обаяние, которые слышны в игре, очень притягивают публику. Нет эффекта стеклянной стены, как в филармонии, артист, его мысли, его душа, его многообразная палитра звучащего рояля — все рядом. 
 
«Глаза бездны»
«Гостиной» 20 лет, и счет концертов идет на сотни. Иногда Владимир является генератором идеи, иногда мы придумываем что-то вместе. В жанре «Концерт концертов» можно услышать за вечер и Скрябина, и Моцарта, участвуем мы оба, часто играет супруга музыканта, пианистка Елена Нагорная. Играет любимец публики — японский скрипач Джюн Танимото. А так как Джюн и Владимир идут не торными дорогами и знакомят публику с композиторами-эмигрантами, произведения, звучавщие в «Фортепианной гостиной», исполняются не только впервые в Хабаровске или России, но и впервые в мире. Так было с сонатой Иосифа Ахрона, чья непростая и трагичная музыка прозвучала впервые именно в «Фортепианной гостиной». Наверное, поэтому «Фортепианная гостиная» уникальна. Иногда задаешься вопросом: а есть ли где-либо еще подобные формы? В нашем городе нет точно. В стране, безусловно, есть, но, вряд есть ли подобное качество и профессионализм. Являясь солистом Хабаровской филармонии вот уже более двадцати лет, Владимир считает это камерное пространство площадкой, где он хозяин каждому движению души. Концерты длятся зачастую более двух часов. Публика чутко слушает, для такой публики хочется работать, совершать фортепианные подвиги. Слушатели говорят, что программы проектов поражают своей сложностью, а названия — оригинальностью: «Невидимые миру слезы», «Поэт утонченных ощущений», «Этот пленительный Шопен», «Лунное безумие музыки Шумана», «Шедевры-шлягеры», «Звездный венец» и многие другие. 
 
«Гостиная» сегодня
За 20 лет нами прожит огромный пласт времени, и каких только проектов не было за это прекрасное двадцатилетие. Играли ученики Владимира — студенты колледжа искусств, ставшие впоследствии студентами высшей школы, проходили литературно-музыкальные вечера, где поэзия Ахматовой сочеталась с фортепианной классикой, частыми были концерты японского скрипача Джюна Танимото с его волшебной скрипкой мастера Ландольфи и незабываемой сонатой Франка. В гостиной стремятся играть по большей части музыку композиторов-романтиков, поскольку нет ничего прекраснее и совершеннее музыки XIX века. Осенью 2017 года Владимир возглавил краевую филармонию, став ее художественным руководителем. И поэтому «Фортепианная гостиная» открылась в этом году несколько позднее обычного, но прозвучавшая программа «Из сокровищницы романтизма» вновь покорила публику. 
0
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий

Комментарии