В точку!

Текст: 
Алексей Збарский
Фото: 
дирекция фестиваля

Попасть в точку сложно, в «Точку возврата» — надо захотеть. Захотел — и ты уже попал… Как минимум в мир кино, но по ту сторону экрана. Как максимум — в программу фестиваля. Игрового любительского кино «Точка возврата». Ах, и да, для входа нужен пароль: «Дальний Восток»

 

 

Сцена 1, кадр 1, дубль 1. «Экспозиция-реминисценция»
Почему «Точка возврата»? Такая идея была у самого первого фестиваля — истории дальневосточников отсюда «понауехавших», но решивших вернуться. Но в рамках тесно, поэтому сейчас это просто истории, снятые любителями делать кино для любителей его смотреть. И необязательно они должны прямо рассказывать о Дальнем Востоке. Местный колорит, культура, узнаваемые места, устойчивые словосочетания… Хотим мы того или нет, все, что снято здесь и «нашими» людьми, уже связано с нашим регионом. Это подтверждают фильмы прошлых фестивалей. Приморье снимает про Приморье. Праворульные машины, морепродукты, мост, море, китайская барахолка... Сюжеты вольно или невольно это вмещают. Или Якутия. Бескрайние просторы, чистый взгляд на мир, неспешная жизнь и удивительная связь человека и природы. Об этом можно не снимать, но это чувствуется в любом фильме, присланном на фестиваль оттуда. 
И что, каждый может снять и попасть в программу? Каждый. Пусть иногда коряво снято, пусть неправильно (это все временно), зато кино. Если есть потребность высказаться, собственные идеи и желание их реализовать — добро пожаловать на фестиваль. 
 
Сцена 2, кадр 1, дубль 1. «Завязка»
А тут все просто — снял фильм, недлинный такой — до получаса, а лучше минут на десять. Хочешь — с одним актером, хочешь — с массовкой, хочешь — сказку, а то и драму. И посылай его на конкурс. Там дальше жюри разберется. Для удобства организаторы поделили регион на три пояса:
Амурский: Амурская область, ЕАО, Хабаровский край;
Полярный: Магаданская область, Республика Саха (Якутия), Чукотский АО; 
Тихоокеанский: Камчатский край, Приморский край, Сахалинская область. 
От каждого пояса в основную конкурсную программу попадут не больше пяти фильмов. А кроме основной, есть еще программа дополнительная, для фильмов, снятых в кинолагере.
 — Что такое кинолагерь? Это когда три команды, в составе каждой из которых режиссер, его ассистент, оператор, звукорежиссер, монтажер и актеры, выезжают на загородную локацию, творят там без устали, так, чтобы к вечеру второго дня родился фильм, готовый к показу, — рассказывает Роман Овсейчук, шеф-редактор фестиваля, — и в этом году мы проведем две такие креативные сессии: одну под Хабаровском 8—9 сентября, вторую в экопарке под Уссурийском 15—16 сентября. На  выходе мы получим шесть фильмов, среди которых и будем определять победителя.
 
 
Сцена 3, кадр 1, дубль 1. «Развитие действия»
И ведь каждый, кто захотел снять кино, вдруг понимает, что сначала было слово, и слово это было «сценарий». А сценарий — это совсем даже не рассказ, и не эссе (ряд можно продолжить). Россыпью они не валяются, да и на полках рядами не выстроены. А посему приходится учиться их создавать. Для этого организаторы придумали сценарную мастерскую. В этом году такая мастерская уже состоялась и принесла в копилку фестиваля четырнадцать новых киносценариев. А от ее модератора Ромы Овсейчука участники узнали, что:
«Сценарий — это такая аналогия икеевской инструкции по сборке, но в итоге получается не стол или шкаф, а кино».
«Сценарист — человек, который придумывает историю и оформляет ее в таком виде, чтобы режиссер по ней мог снять кино».
«Сценария не будет без идеи. Как и любого произведения. Если тебе нечего сказать миру — не важно — глобальная это мысль или локальная, если тебе нечего рассказать даже соседу — тогда сценария не будет». 
«Мы не учим писать сценарий — этому учатся сначала пять лет в институте, а потом всю жизнь. Мы просто показываем, как это работает».
Одна из участниц мастерской — Татьяна Братченко, графический дизайнер по профессии, решила заняться дизайном словесным, потому что первая попытка участия в фестивале (два года назад) не задалась: «Мы собирались тогда командой даже — нас набралось три человека, но все закончилось тем, что девушка, которая должна была написать сценарий, его не написала. В прошлом году поучаствовать не удалось из-за работы, а в этот раз все удачно сложилось, и решила сама написать сценарий». История, которую Татьяна придумала и собирается экранизировать про… Нет. Спойлерам тут не место, ждем воплощения! 
 
 
Сцена 3, кадр 2, дубль 1. «Развитие действия — «Смена декораций»
Кто поедет в кинолагерь? А те, кто захотел. Первым делом выбрали сценарии. Из присланных заявок на режиссеров, ассистентов, видеоинженеров, операторов отобрали самые яркие и убедительные. И, конечно же, был актерский кастинг. Его проводили в двух вариантах: «живой» — для тех, кто мог прийти на пробы в Хабаровске, и «онлайн» — для тех, кто хотел, но не мог прийти в студию. Такие просто присылали свое видео.
 «Есть ли талантливые ребята? Да, есть! Яркие, самобытные, харизматичные. Но пригласить всех на съемки мы не можем. Во-первых, у нас есть уже определенные амплуа, которые нам необходимы, чтобы вписаться в отобранные сценарии, 
во-вторых, есть конкурс, примерно пять человек на роль», — делится впечатлениями Алла Джан-Ша, директор фестиваля.
В каждый из кинолагерей поедут по 24 участника плюс организаторы. В Приморье их ждет русский острог со сторожевой башней, крестьянским и купеческим домом, баней по-черному, кузницей, тюрьмой, крепостные валы, площадка каменотесов, а также сказочный лес, озеро лотосов и рыбное озеро. И все это в одном месте — в этнографическом парке «Изумрудная долина» под Уссурийском! Уж если там не раздолье кинематографисту, то где, позвольте спросить?!
А еще один — первый по очередности — лагерь пройдет в дальних окрестностях Хабаровска в границах дружины имени Бонивура — одного из подразделений лагеря «Созвездие». Эта локация, может, и не похвастается впечатляющим набором декораций, но это такой вызов мастерству режиссера, сценариста и иже с ними.
 
 
Сцена 4, кадр 1, дубль 1. «Кульминация»
Вот действо в лагерях и будет, пожалуй, кульминацией — режиссеры только там увидят сценарии, полученные по жребию, только там познакомятся с актерами и, сообразуясь со своими представлениями о персонажах, за несколько минут «захантят» своих. И все: «Тишина на площадке! Мотор!» День, максимум полтора на съемки и монтаж. Вечером следующего дня — премьеры! 
 
 
Сцена 5, кадр 1, дубль 1. «Развязка»
А «Развязка» назначена на 11—13 октября. В старейшем кинотеатре Хабаровска, при большом стечении публики, в присутствии жюри и авторских коллективов состоятся просмотр, обсуждение и награждение! И вот что интересно: обладатель Гран-при «Точки возврата 2017», режиссер фильма «Чоочук» Любовь Борисова не сможет выставить свою работу в нынешнем фестивале, потому что уже снимает «полный метр». В этом году Любу пригласили в жюри. Участники растут на глазах организаторов!
Второй раз Дальневосточный фестиваль игрового любительского кино «Точка возврата» выигрывает в конкурсе проектов финансовую поддержку от Фонда президентских грантов. Притом что конкуренция была мощнейшая. В первом конкурсе этого года только из Хабаровского края поступило больше ста заявок. Фонд отобрал 19 проектов. По количеству баллов от экспертов «Точка возврата» на четвертом месте. Значит, проект признан значимым, интересным и новаторским. А такой проект обязательно будет жить и, возможно, поможет развитию настоящей киноиндустрии на Дальнем Востоке. С одним из центров в Хабаровске. 
0
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий

Комментарии