В самое сердце

Текст: 
Вера Чеботарева
Фото: 
Урал Гареев

Салонные вечера, театрализованные встречи, моделирование одежды и самое романтическое предложение руки и сердца — этими, и не только, культурными возможностями располагает Амурский утес — отдел краевого музея имени Н. Гродекова, постройка, окутанная легендами и тайнами

 

От пункта обороны до музея
Хотя на фасаде здания Амурского утеса и располагается доска, где сообщается, что здесь находилась спасательная станция, на самом деле Утес был построен в 1943 году по проекту архитектора Старикова как временное строение для размещения наблюдательного пункта ПВО. В послевоенные годы здание некоторое время пустовало, позже здесь была размещена спасательная станция. После перехода здания в ведение хабаровского Центрального парка культуры и отдыха там устроили смотровую площадку, откуда стало возможно любоваться великолепными видами Амура и его побережья. 
Популярность Утес приобрел с начала 80-х годов, когда в здании открылось кафе. Предприниматели менялись, и постепенно из кафе вырос полноценный ресторан — VIP-заведение с очень высоким ценником. Последний владелец заведения перекрыл смотровую площадку высоким забором и продавал билеты желающим полюбоваться на амурские красоты с высоты. Бесплатно на балкон Утеса могли попасть посетители ресторана, заранее забронировавшие столик. Хабаровчане возмутились отобранной возможностью гулять по смотровой площадке, и городской суд принял решение убрать из башни предприятие общественного питания. К тому времени здание уже получило статус памятника архитектуры и было передано в ведомство Гродековского музея. 
Постройке вернули первоначальный вид — перекрасили стены фасада в белый цвет (во время владения Утесом последним ресторатором его окрасили в нелепый розовый). Реставрации подверглись и внутренние помещения башни. 
 
Какое время «живет» в Утесе
Над тематикой нового отделения музея имени Н. Гродекова думали долго. Остановились на дореволюционной культурной и общественной жизни старого Хабаровска. 
В «Амурском утесе» располагаются два зала: верхний этаж — «Губернаторская гостиная», ведь именно в гостиных часто собирались дамы и господа из светского общества, где пели романсы, играли в игры, обсуждали политику, моду, литературу и многое другое. Нижний зал — «Ретрофотосалон». 
К съемке тогда готовились основательно: в частности, шили лучшие наряды. Именно поэтому у зоны «Ретрофотосалона» располагается и историческая гардеробная. Мода в Хабаровск в то время пришла из Парижа. В музее есть и ценный тогда журнал «Вестник моды», который издавался во Франции, а переводился на русский язык в Санкт-Петербурге. 
Реконструкция исторических костюмов-тальеров была сделана хабаровскими мастерами и историками моды как раз к открытию «Амурского утеса». Посетителям экспозиции разрешают примерять эту одежду. В гардеробной есть и мундир последнего генерал-губернатора Николая Гондатти. Он был гражданского чина. Но положение обязывало его одеваться подобающе. Специально для него был пошит мундир, напоминавший военный. В таком виде он появлялся на всех торжественных мероприятиях.
Костюмы в стиле конца XIX века сшиты и для работников «Амурского утеса». Для салонных вечеров и театрализованных экскурсий сотрудники наряжаются по всем правилам, делают модные в то время прически, соответствующий макияж, чтобы максимально погрузить гостей в атмосферу. Музейщики замечают, как современные хабаровчане, которые приходят на такие вечера, меняются в поведении: держат спину, обращаются друг к другу по полному имени, речь их становится аккуратной и грамотной, — настоящие господа.
 
 
Почему двери всегда заперты
Несмотря на то что «Амурский утес» — часть Гродековского музея, попасть сюда можно только по предварительным заявкам. Дело в том, что экспонаты здешних экспозиций находятся в открытом доступе и посмотреть их можно только в сопровождении экскурсовода. Поэтому ценности хранятся за закрытой дверью. Но любой желающий может постучать в дверь, ему откроют служащие отдела, ответят на все вопросы и примут заявку на посещение. Так что визит в Утес нужно всего лишь запланировать, и недра таинственной постройки будут доступны в назначенный день и час. 
 
Письмо с Утеса
В 2016 году работники этого музейного отделения придумали любопытную акцию, приуроченную ко Дню письма. Выпустили ограниченную партию открыток — репринтных старинных открытых писем, оригиналы которых хранятся в фонде Гродековского музея, оформили оборотную сторону карточек в соответствии со всеми нормами современной почты и пригласили школьников, которым предложили подписать такую открытку и отправить ее прямо из Утеса в любую точку страны. 
Акция настолько понравилась посетителям и работникам Утеса, что было принято решение проводить такие занятия на постоянной основе и дать горожанам возможность отправить письмо с Утеса. 
Примечательно, что открытку подписывают не простой шариковой ручкой, а пером и чернилами. Чтобы написать текст при помощи этих письменных приборов, нужны сноровка и умение, поэтому сначала участники занятия учатся писать на черновой бумаге и, только набив руку, приступают к написанию послания на открытке. 
 
 
Я — модельер
Неправильно думать, что к началу XX века хабаровчане выглядели как невзрачная деревенщина, одетая не весть во что. Мода в Хабаровске в то время развивалась благодаря приезжим с запада женам генерал-губернаторов и офицеров, они не могли позволить себе выглядеть не по последней моде. Об этом рассказывают, показывают и дают отправную точку вдохновения для создания собственного наряда в духе тех времен.
Занятие «Я — модельер» — еще одно познавательное мероприятие, которое доступно по предварительной заявке. Стиль ампир, бидермайер, позитивизм — те вехи моды, которые прижились в XIX веке в Хабаровске. В моду входило занятие спортом, женщины начинали работать, развивался кинематограф — все это влияло на внешний вид горожан. Краткая лекция-экскурс в модную жизнь старого Хабаровска предшествует интересному предложению для гостей встречи. Им выдается некая заготовка — нарисованный силуэт женщины или мужчины — и предлагается создать свой костюм, выдержанный в том стиле, который особенно понравился гостю. 
 
 
Романтика белоснежной башни
Есть в Утесе что-то типа услуги, никак не связанной с экспозицией и концепцией заведения. Просто романтический подарок для любимого человека — свидание на самой высокой точке Утеса, откуда открывается роскошный вид на реку. Помещение башни совсем крохотное — уютный уголочек для двоих, где поставлены круглый миниатюрный столик, пара удобных стульев, по кругу комнаты — круглые окна башни, в одном их которых как на ладони, видится памятник графу Муравьеву-Амурскому, в двух других — вид на аллеи парка, а с балкона — великолепная панорама набережной и самой реки. 
 
Особые экспонаты
Особенной жизни «Амурскому утесу» дает один старинный экспонат — рояль, изготовленный в Санкт-Петербурге в 1880 году немецкой фирмой «Шредер».
Гостям, владеющим игрой на фортепиано, разрешают присесть за рояль и что-нибудь исполнить. Просто нажимать на клавиши любому желающему не позволяют из соображений сохранности раритетного экспоната.
История умалчивает о том, как этот инструмент попал в Хабаровск, но в фонде музея он оказался случайно и как на экспонат ставку на него не делали. Рояль, по-видимому, сменил множество «мест жительства», бывшие владельцы не берегли его и не понимали ценности инструмента. Когда сотрудники музея увидели этот экземпляр впервые, он был окрашен коричневой половой краской, некоторые струны в механизме были выломаны. Его собирались выбросить, но благодаря некоторым сотрудникам музея рояль удалось восстановить: заново покрасить, заполировать, отремонтировать, поставив бронзовые струны взамен недостающих (почти все струны рояля все же оригинальные — серебряные). 
Есть в экспозиции и еще один занятный музыкальный экспонат — ящик «Челеста» — ровесник нашего города. Это рабочая музыкальная шкатулка, которая проигрывает металлические пластинки. В фонде Гродековского музея таких сохранилось 8 штук, но воспроизводить получается только одну. Что за мелодия звучит с этой пластинки, доподлинно неизвестно. Но, как говорят сотрудники Утеса, ее отлично узнают мамы маленьких детей — эта та самая музыка, которую часто проигрывают детские надкроватные мобили. 
И, конечно, особый, главный предмет «Ретрофотосалона» — тяжелый фотоаппарат из металла и дерева, на который делали первые снимки в хабаровском фотосалоне. Экспонат не мобильный, потому что от времени у него полностью разрушились колесики, на которых он перемещался. В остальном он исправен: работают настройка и фокусировка камеры. Правда, снимок сделать уже никогда не удастся: не производятся специальные кассеты со стеклами, нет реагентов, которые на эти стекла наносились и позволяли зафиксировать кадр. 
 
0
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий

Комментарии