Друг для жизни

Текст: 
Вера Чеботарева
Фото: 
Марины Емельяновой

Больше двух лет в хабаровском детском доме № 1 реализуется проект наставничества. «Взрослые друзья», как называют себя сами наставники, помогают ребятам социализироваться, научиться жить в большом мире — за пределами интерната. Мы встретились с одной такой парой «наставник+воспитанник» и узнали все про их взаимоотношения

Нужный проект
Основная идея проекта наставничества «Меняющие мир» в хабаровском детском доме № 1 — найти для воспитанников старших друзей, которые помогали бы им адаптироваться в самостоятельной жизни после того, как ребята покинут стены детского дома. Все в рамках соответствующего постановления правительства России, действующего с 2015 года.
«Простыми словами, это постановление касается изменения облика интернатных учреждений. Если раньше нашей целью было обучение и воспитание детей, попадающих в эту среду, то сейчас вся деятельность сосредоточена на том, чтобы жизнеустроить ребенка. Конечно, идеальным считаем вариант, когда кровная семья ребенка реабилитируется и забирает его назад, но это происходит не всегда. Поэтому идея наставничества прекрасна по своей цели — дети, у которых есть старшие друзья, увереннее чувствуют себя, выходя в большую жизнь», — рассказывает Татьяна Солодкова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе КГБУ «Детский дом № 1», координатор проекта «Меняющие мир».
 
Кто и как 
Любой человек, который искренне хочет принять участие в жизни воспитанника детдома и стать наставником, может прийти в учреждение, пройти собеседование, необходимые проверки (с этим здесь строго — нужно и справку об отсутствии судимости предоставить, и паспортные данные сообщить, и уйму прочих документов показать) и начать подготовку. Наставники регулярно посещают тренинги, приходят на встречи с психологом и педагогами детского дома и, конечно, учатся дружить и общаться с доверенным ребенком.
«Мы стараемся сразу подобрать пару для потенциального наставника, чтобы знакомство и сближение началось не после всех тренингов и обучения, а в процессе. Мы сделали вывод, что так все происходит быстрее и проще. Как правило, воспитанники детского дома имеют заниженную само­­оценку, зависимы от стереотипов, которые распространяются на наших детей, — вечно голодные и ворующие. Хотя, если встретить нашего ребенка на улице, и не подумаешь никогда, что он живет в детском доме. Но это наше общество, а мы хотим эти предубеждения разрушить», — считает Татьяна.
Очень часто наставниками становятся представители многодетных семей, которые не имеют возможности взять ребенка под опеку, а условия наставничества им доступны. С ребенком можно видеться в любое удобное время, забирать его домой с ночевкой (если получено разрешение в органах опеки на временное пребывание), проводить вместе праздники. 
«Наставничество может быть разным, в том числе и групповым. Так, в прошлом году к нам пришла молодая преподавательница одного вуза и предложила подтянуть наших ребят по английскому языку. Собрала группу и занималась с ними, дети показывали отличный результат. Сейчас она очень занята основной работой, но, надеемся, придет к нам еще — ребята ее ждут. Студенты часто помогают репетиторством. У наших ребят часто с учебой не все хорошо — им не помешает дополнительная помощь, даже если кто-то просто будет помогать готовить уроки», — говорит наш собеседник. 
 
Одна история
Ольга Панова подружилась с Ромкой (так она называет своего юного друга, которому стала наставником) почти сразу. Сама Ольга — бывшая воспитанница этого же детского дома. Говорит, что четко знала, чем именно нужно помочь такому ребенку, как себя вести, что рассказать и как подружиться. 
«Мне позвонили наши воспитатели, предложили попробовать. Не скажу, что я сразу согласилась, но пришла посмотреть. Меня здесь хорошо знают, когда я пришла, сказали: «Мы тебе уже и мальчика подобрали». У меня двое взрослых сыновей — 24 года и 16 лет. И я даже больше обрадовалась, что стану наставником парня, — с девочками просто не знаю, что делать. Мы быстро подружились. Конечно, не сразу Ромка раскрылся. Но сейчас уже общаемся доверительно и близко. Я чувствую, что стала для него важным человеком, очень ценю то, что он со мной делится сокровенным, радуется мне, улыбаться стал чаще. Это здорово», — признается наставница. 
За два года наставничества у Романа и Ольги сложилась настоящая дружба, воспитанник знаком с сыном своего наставника. По словам девушки, они быстро нашли общий язык. Рома всегда может позвонить Ольге, встретиться с ней, она часто заезжает в детский дом после работы. Сейчас Роман — студент автодорожного техникума, учится на автомеханика. Место учебы — рядом с местом работы наставницы.
«Уже прибегал ко мне несколько раз. Я честно скажу: есть наставники, которые гораздо больше времени уделяют ребятам. У меня так не получается — много работы и личных дел. Но мы все равно в прекрасных отношениях. Идея хороша еще и тем, что мы, наставники, передружились между собой, — теперь семьями дружим, собираемся часто. Зимой — на каток все вместе: и своих детей, и наших подопечных берем. Это здорово. Постоянно общаемся на занятиях и тренингах», — говорит Ольга.
Посещение тренингов и встреч — обязательное условие наставничества. На этих занятиях наставники и дети учатся общаться: играют в игры, рисуют вместе, проходят тестирование. Психологи контролируют процесс и делают определенные выводы. 
 
Кому не нужно 
В любой момент наставник или ребенок могут отказаться друг от друга. По словам руководства детского дома, такие случаи единичны. Обычно это происходит потому, что наставник оказался не готов, не справился и пара распадается.
«Если вы просто хотите поставить галочку для себя, мол, какой я молодец, я стал помогать и мне зачтется, не приходите. Это не тот случай, когда нужно над собой делать усилие только потому, что так надо и так правильно. Желание стать наставником должно быть искренним, идти от сердца. Только в этом случае будет получаться. Основной контингент нашего детского дома — подростки, среди них много тех, кого вернули из-под опеки, а это вторичная травма для ребенка. Люди не справились и отдали ребят назад. Это сложные ситуации, и дети выходят пострадавшими. Наставники должны это понимать. Я сама — наставник в течение двух лет. И знаю по опыту, что это сложно — сблизиться с таким ребенком и помогать ему. Этого нужно на самом деле хотеть», — подчеркивает Татьяна Солодкова.
Наставничество — отличная возможность попробовать свои силы для тех людей, которые хотели бы оформить опекунство над ребенком в дальнейшем, говорят руководители учреждения. Обучение и психологическая подготовка, обязательные для наставников, дают возможность и разобраться в себе, и наверняка прочувствовать свои силы, и представить, каково это — взять в семью чужого ребенка. 
 
Чем поможет
Ольга Панова вспоминает свои ощущения, когда выпустилась из детского дома. Как оплатить по счетам за коммунальные услуги, в какую поликлинику обратиться, если заболел, как делать покупки с толком — ничего этого девушка не знала. Такие, казалось бы, мелочи, которые не представляют сложности для человека, воспитанного в семье, для бывшего детдомовца — проблема. Наставник призван помочь даже в таких вопросах: подсказать, помочь, поддержать морально.
«Дети плохо знают социальные роли. Конечно, им рассказывают, как должно быть, но это теория, а на практике они не умеют применять эти знания. Я помню по себе, как все это было сложно и приходилось учиться жить с нуля. Тогда не было наставнической помощи, а я-то точно могу сказать, что она бы очень помогла», — размышляет участница проекта.
Сейчас наставники есть только у 13 воспитанников первого хабаровского детдома. И руководство, и сами дети хотели бы, чтобы старший друг появился у каждого из ребят. Для тех, кому на сегодняшний день еще не посчастливилось обзавестись наставником, работает служба постинтернатного сопровождения. Ребятам помогают с оформлением документов, постановкой в очередь на получение жилья, материально поддерживают, оказывают помощь девушкам, которые становятся молодыми мамами. 
«У нас ведь есть круглые сироты, у которых вообще нет родственников. Таких ребят бросать нельзя, мы их опекаем и после выпуска. Все они хотят тепла, и, конечно, верное плечо старшего товарища им необходимо, чтобы чувствовать себя увереннее и знать, кому можно позвонить в любую минуту и просто спросить совета», — заключает Татьяна Солодкова. 
В этом году в Хабаровске прошел II фестиваль наставничества «Будь со мной!». Это мероприятие уже второй год помогает привлекать представителей некоммерческого сектора и бизнеса в деятельность по развитию института наставничества и волонтерства в Хабаровске и Хабаровском крае. Программа фестиваля включала презентацию проектов наставничества детских домов, мастер-классы, фотозоны.
Сотрудники первого детского дома организовали выставку программы «Меняющие мир», включающую портреты наставников с воспитанниками, раздачу буклетов и устное информирование о программе. 
0
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий

Комментарии