По ту сторону эфира

Текст: 
Марина Устимова
Фото: 
Алексей Шидловский и Евгений Переверзев

Мы заглянули на радийную кухню «Востока России», чтобы узнать рецепт приготовления самых рейтинговых программ, познакомиться с теми, кто находится по ту сторону приемников, чьи голоса рассказывают нам о главных событиях в крае и интересных явлениях современной жизни

 

Рок вне времени
Радиостанция «Восток России» впервые вышла в эфир 20 лет назад. Ее основатель и первый главный редактор, журналист Людмила Румянцева видела «Восток России» новым радио, радио новой эпохи. Оно должно не только развлекать, но и давать развернутую картину происходящего, помочь слушателю разобраться в сложных политических и экономических процессах. Таким «Восток России» остается и сейчас.
Темп жизни сегодня заметно ускорился, и радио способно создать для нее идеальный фон, как информационный, так и музыкальный. 
 — Главный постулат музыкальной кухни радиостанции прост, но непререкаем — нет попсе, нет насилию, — рассказывает музыкальный редактор Виктор Бодров. — Нас слушают любители качественного рока, которые не ожидают сюрпризов типа Бузовой или Киркорова. Такой принципиальной позицией мы отличаемся от большинства радиостанций.
Виктор работает на радио уже больше десяти лет. Он чувствует аудиторию и знает, что наверняка «зайдет» слушателям ранним утром, какие треки больше подходят для традиционной вечерней пробки, чем порадовать миллионную аудиторию в праздники. 
 — То, что у нас звучит исключительно рок, не означает, что мы заперли себя и слушателей в узкие рамки жанра. У рока великое множество направлений, а отечественные исполнители чередуются с зарубежными. Это целый мир, который непрерывно развивается, появляются новинки, которые я, конечно, отслеживаю и запускаю в эфир. 
На «Востоке России» играют не только всемирно известные группы. Здесь по-настоящему болеют за местную рок-сцену. Автор и ведущий программы MaxiRock Михаил Малков, а в эфире Макс Малков, уже десять лет открывает для слушателей новых дальневосточных и российских музыкантов. И, судя по успеху программы, она продолжает удивлять. 
 — Приглашаю в программу и андеграундные группы, и более опытных музыкантов. География широкая. Постоянно появляются новые исполнители. Например, когда шел отбор на «Высоцкий фест», который проходит в рамках фестиваля «Нашествие», открыл для себя хабаровскую группу «Братство бобра» и пригласил в эфир. Ребята играют хэви-металл, но в текстах у них целая мифология, фэнтезийные персонажи. Или я всегда могу связаться с московской или питерской группой и поговорить с ними в прямом эфире.
 
 О роке с Максом говорят даже те, кого в любви к тяжелой музыке сложно заподозрить. Например, дирижер Дальневосточного симфонического оркестра Антон Шабуров стал гостем MaxiRock и два часа удивлял слушателей своими музыкальными пристрастиями. Приходят в студию и звезды мировой величины. 
 — Для меломана встретиться лично с любимыми музыкантами — это все! Была у меня пластинка Uriah Heep, которую я заслушал до дыр, сотни раз перечитал имена исполнителей на обложке. И вот тот самый Кен Хенсли — клавишник, автор песен, которого знает весь мир, сидит у меня в студии, ест бутерброды и называет меня по имени. Ну не чудо ли это? — говорит Макс. 
 
«Больные» ведущие
Двадцатилетний опыт радиостанции подтверждает — хороша та программа, автор которой болеет своей темой. Если для Макса Малкова музыка — целая вселенная, Анастасия Магнус, хоть и многостаночница (ведет и политические, и экономические передачи), по-настоящему влюблена в Японию и Восток. 
 — Кого только не видела эта студия. Помню, были здесь ребята-японцы, играли на сямисэнах, барабанах. Звукорежиссер Алексей бегал и кричал, что ненавидит меня. Музыкант барабанит, звук зашкаливает на весь край, Леша пытается экстренно подкрутить настройки. Да, музыканты в студии — это всегда непросто. А этнические ребята с волынками, лютнями, флейтами — тем более. «И как я тебе все это сведу?» — кричит Леша, но сводит, потому что профессионал. А мне в кайф. И аудитория этот кураж подхватывает. Такую программу нельзя сделать без больного ведущего и таких нестандартных ребят-музыкантов.
 
 
Настя по образованию художник-дизайнер, но очень любит, как сама выражается, «потрещать». И такой крутой вираж в профессии сделала не только она.
 — Наш меломан Малков — учитель русского и литературы, например, — говорит редактор Ирина Светенок. — Когда пришел на станцию, я его, как и всех, попросила стих прочитать. Большинство, кроме «Лукоморья», ничего наизусть не помнят. Макс же удивил поэтом Толстым. А музыканту и поэту Светлане Сургановой, которая приходила к Максу на программу, он рассказал, что любимый ею Ницше писал музыку и с Вагнером дружил. Как оказалось, Сурганова этого не знала, и потому ее благодарности не было предела. А закончила встречу словами, что не зря прожила день. 
Чтобы сделать «вкусную» передачу, важно желание рассказать что-то интересное людям. Широкий кругозор и богатый жизненный опыт тоже приветствуются, такие как, например, у Кирилла Горохова, автора программы «С рюкзаком по краю». Кирилл Горохов — ученый, альпинист, эколог, спасатель МЧС. С таким багажом ему есть что поведать слушателям. 
 
 
Ефим Кузнецов становиться радиоведущим не планировал до того момента, пока ему не позвонил знакомый с «Востока России» и не попросил найти человека, который мог бы рассказать про боевые искусства. Сам Ефим не один год занимался карате. 
 — И я придумал передачу «Мир Бусидо», за день записал выпуск и принёс его на радио. Меня с программой взяли. Правда, я в ней представлялся как Ефим Смит, а позже в утреннем эфире — Ефим Кузнецов. Однажды слушатель пришел за своим призом в студию, спросил, как меня зовут. «Ефим», — говорю. «Какой именно?» — переспрашивает. Отвечаю, что Кузнецов. Он мне: «Ты Смиту передай, что все наши его передачу про Бусидо слушают, нам очень нравится». 
 
Главная по ударениям 
Наверное, сейчас ни на одном другом радио не встретить такого бескомпромиссного отношения к грамотности речи, как на «Востоке России». На страже норм языка уже 19 лет стоит Ирина Светенок, старший редактор тематических и публицистических программ. Стаж ее работы на радиостанциях края — 35 лет. За это время вещание в России сильно изменилось: программы теперь записывают и сводят на компьютерах вместо пленки, профессия диктора ушла в прошлое, а высокими стандартами разговорной речи теперь, как правило, пренебрегают. Но не на «Востоке России». 
 
 
 — Мне на одном московском фестивале сказали, что я застряла в прошлом веке, — рассказывает Ирина Светенок. — И я этим горжусь. Я застала тех эталонных дикторов, которые могли идеально прочитать все от анекдота до политического известия, да так, чтобы все ахнули. Стараюсь их профессионализм, их отношение к родному языку передать нынешнему поколению. 
Благодаря упорству Ирины Михайловны на «Востоке России» работают самые грамотные ведущие. «А я слышал, что кофе теперь можно произносить в среднем роде — «оно». На такие заявления она отвечает, что у кого головы нет, тот пусть и произносит, а на нашем радио кофе — «он». Был, есть и будет. Путь всех новичков к микрофону лежит через ее жесткий отбор. 
 — Многие в школе хорошо писали сочинения, но радио — это речь, ударения и пластика фразы. Есть у меня своя фишка — диктант по мотивам популярных ошибок, которые допускают ведущие в эфире. Сейчас в нем около 70 слов. Лучший результат пока — восемь ошибок, причем у журналиста с огромным опытом. А у новичков в лучшем случае 10—15 правильных ударений в тестовых словах. 
Чтобы ведущие умели красиво формулировать мысли, Ирина Михайловна «гоняет» их по классикам русской литературы. Дает на дом задание читать вслух Чехова, Тургенева, а потом спрашивает, что хотел сказать автор произведения, просит охарактеризовать персонажи. Говорит, с таким подходом слова в эфире ведущие подбирают гораздо шустрее и куда изящнее. 
Гостям радиостанции тоже достается. В прямом эфире, конечно, исправить никого не удастся, но, если программу записывают заранее, тут Ирина Михайловна от своих принципов не отступает. 
 — Как только слышу, что посыпались канцеляризмы, захожу в студию и говорю: «Родные, мы же не хотим, чтобы нас выключили?». Никто, понятно, не хочет. Тогда давайте говорить, как в курилке, ближе к народу. Не «я являюсь дояркой», а «я доярка». Сейчас все, даже школьники малые, взяли чиновничью манеру говорить «мы осуществляем». Тяжелое слово, страшненькое, а ведь без него можно обойтись — смысл останется прежним. Радует, что наши ведущие так говорить не умеют, — разучились. Но я их прошу: не поправляйте людей, оставьте родственников и друзей в покое. Этой профдеформацией можно кого угодно с ума свести. 
 
Чудеса случаются 
Важнейшей составляющей радиоэфира во все времена остаются новостные блоки. Поскольку «Восток России» — единственная радиостанция, которую слышно практически во всех населенных пунктах Хабаровского края, для жителей отдаленных деревень, куда не доходит ни телевизионный сигнал, ни интернет, она — единственное информационное окно в мир и культурная связь с большой землей.
Надежда Гартман и Семен Рябков — ведущие программы «Новости» — по очереди выходят в эфир, чтобы сообщить о последних известиях, дать слушателям наиболее полную картину происходящего в крае. 
 
 
— Новости готовим и читаем сами. Информационных поводов много, но мы стараемся выбрать самые интересные и значимые для населения. Нам важна оперативность, поэтому корреспондент включается в эфир прямо с места событий, — рассказывает Семен Рябков. 
У радио «Восток России» есть особенность, оно способно не только развлечь, утолить информационный голод, ответить на волнующие всех вопросы, но даже заставить поверить в чудеса. 
— Однажды в эфире я примерила на себя шубу Деда Мороза, — рассказывает ведущая Дина Иокша-Посохова. — Накануне Нового года на программу звонили дети, рассказывали, какой хотели бы получить подарок.
 
 
В тот год не было снега, и многие просили, чтобы он, наконец, выпал. И что вы думаете? Снег пошел прямо 31 декабря, валил хлопьями. Это была сказка. Как здорово быть волшебником, подумала я тогда. Вроде ничего такого не сделала, а миссию свою выполнила. 
0
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий

Комментарии