Мастер цвета

Текст: 
Вера Чеботарева
Фото: 
Марина Емельянова

Он не хотел заканчивать художественно-графический факультет и становиться учителем ИЗО, но хотел уметь рисовать, формируя собственные рамки, создавая свой стиль, будучи «на ты» с цветами, техниками и материалами. Один из самых заметных и успешных молодых художников Хабаровска Иван Федотов рассказал о принципах своего «изюма» и новой выставке

Дальневосточная государственная академия искусств, которая находится во Владивостоке, выпустила в 2010 году молодого художника, который теперь имел базовое академическое образование, получил профессию — «художник станковой живописи», защитив дипломный проект — полотно диаметром 3 метра на 180 сантиметров, и отправился в большой мир искусства в поисках себя.
В седьмом классе школы Иван Федотов твердо решил стать художником, занимался с учителем ИЗО, потому что мечтал освоить акварель, а когда педагог вынесла вердикт: «Ты рисуешь лучше меня», позвонил с домашнего телефона в справочную «09» и спросил номер телефона художественной школы.
— Мне сказали, что художественной школы в Хабаровске нет, я очень огорчился, но потом узнал, что называется она по-другому — школа искусств. Я обратился туда, стал заниматься на отделении живописи. Так и учился рисовать. На худграф поступать не хотел, потому что учителем становиться не планировал. Я все время занимаюсь самообразованием — обучаю себя сам, у меня нет времени учить других, — говорит Иван.
 
О Китае
И все же кое-где и кое-кого Иван учил. Не поучал и не наставлял, а показывал, как он умеет. Китайские деятели искусств и административные работники, отвечающие за развитие культуры в Поднебесной, давно установили прочные мосты с Федотовым. Его как члена Союза художников не раз приглашали преподавать в китайских институтах, но он отказывался. Соглашался только на мастер-классы. Последний провел в городе Байчэн.
— Это был мастер-класс по написанию портрета и обнаженной натуры. Более сотни студентов смотрели, как я рисовал. Им было очень интересно, как за два часа можно нарисовать от и до. Наша школа очень отличается от китайской и ценится там. Многие китайцы едут учиться в Москву и Санкт-Петербург, потом возращаются на Родину и становятся очень успешными художниками в Китае, — говорит живописец.
 
О подражании и собственном стиле
Нет таких художников, которые, по словам Ивана Федотова, не копировали бы великих в начале своего творческого пути. Копировал и Иван. К третьему курсу академии, по его наблюдениям, живописцы «заболевают» Николаем Фешиным. Его считают лучшим портретистом не только в России, но и в Америке, где художник жил и творил половину своего жизненного пути.
— Я делал ксерокопии его работ, мы с другом даже раздобыли его книгу. И я копировал его. Грунтовал холсты, как делал это Фешин, подражал его работе с кистью, мазки пытался так же накладывать. Книга с его репродукциями к концу обучения в академии выглядела жутко — вся в краске, истрепанная. Я боялся, что преподаватель, который принимал один из этапов защиты моей дипломной работы, увидев состояние книги, будет сильно ругаться. Но он похвалил и сказал, что так и должна выглядеть книга художника, который учится.
В последние пару лет Иван начал сравнивать свое творчество со своим же творчеством. Академические работы Федотова — абсолютное копирование Фешина, после академии молодой художник вступил в другой период — начал освобождаться от академического образования.
— Примерно до 2016 года меня преследовали академические каноны. Я буквально учился не копировать натуру (в академии все же учат срисовывать). Я насильно об этом забывал, работая над серией экспериментальной живописи, — так я искал себя.
Отходить от правил, уверяет Иван, можно, только зная их. Он встречал многих художников, которые писали в разных техниках, на полотнах которых явно читались «недоученность» и отсутствие академической школы.
— Это всегда видно профессионалу: по цветопередаче, по композиции, по отношению друг к другу рядом стоящих цветов, — объясняет Иван.
Некогда копировавший Фешина выпускник академии теперь уже сам копируем другими. С таким моментом Иван не раз сталкивался, но относится к этому спокойно, потому что его стиль видоизменяется с каждым годом, рамки расширяются, а материалы, которыми он умудряется достигать эффектов своих картин, его секрет, не узнав которого никто не догадается, как сделать то, что есть на его полотнах.
— Чем я рисую, неважно. Главное — следовать правилам технически, чтобы картина не начала разрушаться через несколько лет. О технике говорить тоже лишнее, потому что тут судить искусствоведам — именно они рассуждают о техниках мастеров и ставят клише.
На сегодняшний день сам художник Иван Федотов определяет свой стиль некоторым коридором: от эмоционального импрессионизма и реализма до абстракционизма.
 
Интерьер, музей и альтернатива
Глубокие по цвету, современные и модные картины Федотова — предмет особого внимания ценителей оформленных со вкусом интерьеров. Рисовать картины «так, как хотят заказчики» Иван никогда не станет. Говорит, что объясняет людям, что его видение может сильно отличаться от того, чего они хотят.
— Самые ценные мои покупатели — это те, кто создает интерьер под картину. Это вообще-то правильно. И у меня не раз было такое, я ценю такой подход.
Не задать художнику вопрос о художественном музее, если такой есть в городе его проживания, просто невозможно. О Дальневосточном художественном Федотов отозвался уважительно за его богатую коллекцию. А к выставкам художник равнодушен.
— Они неинтересные. Я ходил, и не раз, и видел работы хороших мастеров. Как-то была экспозиция молодых художников из средней полосы России. И технически это были достойно выполненные работы. Но то, что было нарисовано… А-ля 60-е годы: мотоциклы, доярки. Почему? Я понял тогда, что художников держит академический подход, они не экспериментируют, не идут в ногу со временем. И такие выставки — обычное дело.
Об эстетах, называющих себя художниками, которые пишут полотна половыми органами, обмазываются красками и заворачиваются в холсты, Иван отзывается спокойно.  
— Если у нас в Хабаровске будут появляться такие оригиналы, я буду только рад. Хоть какое-то движение! Лично меня это никак не коснется, потому что у меня свое дело, и я иду своим путем. Но это была бы какая-то творческая альтернатива, возможно, — говорит живописец.
 
Творческий итог года
Еще в прошлом году Иван замыслил написать серию экспериментальных полотен. Впоследствии задумка воплотилась на 17 картинах, которыми Федотов наполнил персональную выставку, открывшуюся в начале декабря.
— Называется выставка «Живопись на черном». На этих полотнах я сочетал глубокий эмалевый черный цвет с другими цветами и оттенками. Мне хотелось посмотреть, как это будет. И я создал серию картин — тональных. И холодных, и теплых. Мне было интересно, — сказал художник.
Попробовал, изучил, сотворил, понял. Серия полотен, которая уходит на выставку, сродни дизайнерским коллекциям, в процессе создания которых мастер работает над идеей, воплощает ее и берется за новую. 
0
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий

Комментарии