Полная готовность

Текст: 
Анастасия Корнейчук
Фото: 
Вячеслав Митинькин

Чтобы стать квалифицированным врачом, нужно учиться шесть лет. Сегодня медицина, как и все остальное в мире, стремительно развивается, меняется и программа подготовки будущих специалистов. О том, как живет Дальневосточный государственный медицинский университет, чему учат студентов и о личном пути в медицине рассказывает ректор ДВГМУ Константин Жмеренецкий

 

В: Константин Вячеславович, существуют ли новые технологии в обучении? Программа подготовки моделируется или готовите специалистов «постаринке»?
Программы подготовки выпускников медицинского университета поменялись существенно. В 2011 году, внедрен федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения. Он предполагает выпуск врачей на факультетах «Лечебное дело» и «Педиатрия» спустя шесть лет и спустя пять лет на факультетах «Стоматология» и «Фармация». Выпускник имеет право работать на определенных должностях: специалиста участковой службы или первично-медико-санитарного звена. Если речь идет о лечебном деле, то это участковый терапевт, участковый педиатр, стоматолог общей практики и провизор-первостольник. Первостольник не может занимать должность замруководителя или руководителя аптеки, например, это возможно только после дополнительной подготовки. 
Кроме того, появилось новое понятие в образовании — аккредитация специалистов, раньше было понятие «сертификация». То есть получали сертификат на право занимать ту или иную должность после интернатуры, или после ординатуры, или после первичной переподготовки. Сегодня сертификат специалиста заменило свидетельство об аккредитации, дающее право работать. Для того чтобы получить документ, нужно сдать сложный экзамен. Он проводится в специализированных, симулированных условиях, идентифицированных настоящим, моделирующих естественные условия оказания помощи. Будущему врачу дается случай «из жизни», например приступ бронхиальной астмы, или инфаркт миокарда, или отек легких, или лихорадка с температурой 39, и выпускник должен пошагово определить, как действовать в данной ситуации — в виде таких многоуровневых кейс-задач: теория, практические навыки и многоуровневое собеседование.
Симулятор очень похож на живого человека, он дышит, открывает-закрывает глаза, у него есть давление, пульс, манекен даже потеет, а роботы-дети кричат... Все, как в жизни! У нас есть виртуальная аптека, лаборатория для биохимиков с виртуальными наборами крови для проведения исследований, виртуальные кабинеты врачей, регистратура, операционное поле, кабинет узи-диагностики с манекеном человека. «Проиграть» можно практически любую сложную ситуацию. В вузе половина первого этажа университета оборудована тренинговыми классами с симуляционными «пациентами». Дети, взрослые, беременные... Навыки оттачивают и совершенствуют исключительно на симулянтах. 
Нам недоставало симуляторов для ординаторов, хирургов, еще нужен один виртуальный манипулятор для эндоскопических установок. Вот сейчас заключили несколько контрактов — в течение декабря будет поставка, где-то еще 40 единиц симуляционной техники мы получим и уже тогда укомплектуемся на 100 %. 
Третье радикальное изменение — упразднение интернатуры. По этому вопросу до сих пор идут дискуссии. Лично мне не видится, что это нововведение неправильное. Ничего зря не бывает. Выпускник ориентирован, подготовлен. У нас полная идиллия с практическим здравоохранением. Противники же считают, что вроде бы как нововведения допускают недостаточность подготовки и уверенности в своем деле врачей. Так они забывают, что мы изменили конфигурацию подготовки. Теперь во время всего обучения студенты практикуются! После первого семестра первого курса начинается, потом в конце первого года обучения, то есть дважды, после третьего, затем четвертого, и пятого курсов — по четыре недели, итого пять практик! Студенты также осматривают реальных пациентов действующих поликлиник и стационаров, собирают анамнез, пишут истории болезни, назначают лечение, полностью делают работу врачей, конечно, под их чутким присмотром. Количество практик увеличилось в три раза. Количество часов в течение шести лет практической подготовки увеличилось в четыре раза. И мы стали готовить не теоретиков, которые потом должны были пройти еще год интернатуры, чтобы работать врачами, а вся интернатура распределилась на протяжении шести лет, во время учебы. Такой первый выпуск, по-новому, был в 2016 году, и в прошлом году впервые по всей стране выпустились врачи — участковые терапевты и участковые педиатры, они могут занимать должности в поликлиниках, в районных больницах с участковой службой и в многопрофильных больницах, где есть первичная медико-санитарная помощь поликлинического звена. 
 
В: Отмечается дефицит терапевтов и педиатров. С чем это связано? Сколько студентов сегодня обучаются в ДВГМУ, сколько ежегодно выпускается врачей? Сколько предоставляется вузом целевых мест? 
Всего у нас в вузе обучаются 3 500 человек, это вместе с медколледжем. На сегодняшний день набор на 1-й курс составляет 460 человек по всем программам. Если говорить о леч- и педфаках, тот пул, который компенсирует приток кадров, пока еще дефицитную отрасль — это 220 леч- и 130 педфаки. Итого 350 человек каждый год поступают на первый курс будущих терапевтов и педиатров. В этом году выпустились с леч- и педфаков 160 человек. В следующем году уже будет 185 врачей этих направлений. И в 2020 году выходить будем за 200, даже подходить к выпуску 300 врачей. То есть набор на первый курс и выпуск будут одинаковыми.
Проблема в том, что мы занялись системной подготовкой кадров отрасли только, получается, с 2011 года — с приходом нововведений. Потому что раньше не задумывались о комплектации первичного звена. Раньше система здравоохранения была преимущественно стационарного типа. То есть первичное звено выявляло больных и отправляло в стационар. Стационаров было много, сеть была развита. И готовили кадры узкой специализации. На сегодня пока 30—40 % наших выпускников работают в первичном звене. Хотя, думаю, что будет с каждым годом все больше. 
Я сам вышел из школы терапевта профессора Сиротина. Работал терапевтом и в поликлинике, и в стационаре. Если бы не дежурства, бессонные ночи, я бы опыта не набрался! У меня за плечами более 500 дежурств.
Сегодня приоритет в формировании первичного звена. Ведь 70, а то и 80 % пациентов находятся под наблюдением участковых терапевтов, а кадров не хватает! Здравоохранение ушло вперед, а идеология кадровая не успевает, только сейчас настигать стала, поэтому нужно потерпеть. И мы начнем компенсировать нехватку кадров с 2020 года. По нашим прогнозам и планам, к 2024 году мы полностью устраним дефицит кадров в Хабаровском крае. И врачи уже будут выстраиваться в очередь на трудоустройство. Целевая подготовка, по сути, у нас начала работать полноценно с 2013 года, после провала 1990-х годов. В этом году из 345 бюджетных мест для Хабаровского края леч- и педфаки заняли 162 студента. Со следующего года 80 % бюджетных мест будет отдано под целевую подготовку, и это только для Хабаровского края.
 
В: Чем живет ДВГМУ? Студенты, кроме учебы, еще чем-то занимаются или это не реально?
У наших студентов бурная жизнь, несмотря на всю сложность обучения. Вообще, морально готовить к профессии врача мы начинаем наших будущих студентов еще с 8-го класса общеобразовательной школы. Каждый год у нас проходят дни открытых дверей, экскурсии — минимум по три раза в месяц. За год порядка 1 000 молодых людей знакомятся косвенно и наглядно с профессией врача — все это довузовская подготовка — предуниверситарий. Наши студенты проводят в качестве волонтеров профилактическую работу среди населения, объясняют, как правильно питаться, насколько вредна привычка курить, например. Социальное партнерство у нас очень четко отлажено. Уже в шестой раз на базе ДВГМУ пройдет дальневосточный региональный этап олимпиады по хирургии. В ближайших планах в вузе появление университетского профилактория для оздоровления наших преподавателей и студентов.
Кроме того, постоянно проходят конференции, ежегодный большой научный дальневосточный форум, спортивный фестиваль, ежегодные съезды, куда приезжают иностранцы. В этом направлении у нас проделана большая работа по обмену.
Сегодня наши студенты защищают кандидатские в Японии, Китае, Корее. Выпускники работают более чем в 50 странах: в Америке, Бразилии, Швеции, Новой Зеландии. 
Я сам выпускник ДВМГУ. И говорю студентам: вуз — это то место, где человек может прийти и получить ответы на вопросы, уйти оздоровленным, обученным, с жизнеутверждающей позицией, с верой в будущее и с хорошим настроением! 
0
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий

Комментарии