Наши в Азии

Текст: 
Анастасия Хаустова

Объемы продовольственного экспорта Хабаровского края по итогам прошлого года заметно выросли. Продукция производителей региона пользуется спросом на азиатских рынках, особенно в этом отношении выделяется Китай. Здесь потребители знают, что такое настоящее российское качество, и среди разнообразия на витринах выбирают именно наши продукты. Как удается выводить на международный уровень местные компании, рассказывает Николай Крецу, председатель комитета торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности

 

 

В: Николай Степанович, какую роль занимает развитие экспортного потенциала в работе комитета?
Я бы сказал, стратегическую. Это одно из ключевых направлений нашей работы, и этому есть рациональное объяснение. На сегодняшний день загрузка производственных мощностей предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в крае составляет от 26 до 54 %. О чем это говорит? О том, что мы имеем колоссальную недозагрузку, а чтобы изменить ситуацию, нужно найти новые рынки сбыта. 
 
В: Китайский рынок в этом плане — один из перспективных?
Это колоссальный рынок сбыта, и он дает огромные возможности нашим производителям. Только рынок мороженого составляет 12 млрд долларов. У местных жителей уже годами сложилось представление о российских продуктах как о самых качественных. Действительно, со времен СССР к нашей продукции предъявлялись очень серьезные и высокие требования, действовали самые строгие в мире стандарты качества. И сегодня для жителей КНР «российское» значит «хорошее». Страна богатеет, люди в Китае уделяют все больше внимания своему здоровью и внимательно относятся к выбору продуктов. В этом отношении выбор часто падает именно на то, что произведено в Хабаровском крае. На данном рынке наша продукция оказывается достаточно конкурентоспособной, даже в большей степени, чем на внутреннем.
 
 
В: А с какими проблемами наша продукция сталкивается в нашем же регионе?
Она не выдерживает конкуренции по некоторым позициям, одна из которых — цена. Например, та же колбасная продукция наших производителей стоит на 14 % дороже, чем приморская. Причина кроется в сырье, в нашем случае оно привозное. Поставщиками являются другие субъекты России и восемь стран Латинской Америки. Транспортная составляющая в себестоимости очень весома — до 20 %. Другое дело — китайский рынок, там нас ждут.
 
В: Что же дальше? Будем наращивать объемы?
Да, это наша совершенно четкая цель. Мы поставили себе задачу ежегодно выводить на внешние рынки минимум два предприятия. В позапрошлом году экспортеров в Хабаровском крае было пять, в прошлом — уже семь. Среди компаний, которые являются участниками внешнеэкономической деятельности, филиал «Балтика — Хабаровск», по итогам 2018 года компания нарастила объемы выпускаемой продукции в 2,4 раза. Сказалось снятие запрета на экспорт напитков в ПЭТ-таре объемом более 1,5 литра. Инициатива о необходимости изменений в федеральный закон 171-ФЗ исходила от нашего края. Дело в том, что на том же китайском рынке ПЭТ-тара объемом менее 1,5 литра не востребована. Мы ориентируемся на менталитет местных жителей. Китайцы в крайне редком случае приобретают в магазине напитки в небольшой таре, их приоритет — объем минимум два литра. Ментальные и культурные факторы при выводе товара на внешний рынок играют определяющую роль. Мы это знаем и поэтому так долго лоббировали вопрос о необходимости изменения действующего законодательства. В результате цели удалось достичь, и наше предприятие так значительно нарастило объемы своей продукции. По экспертным оценкам комитета торговли, объемы производства напитков будут ежегодно увеличиваться на 10—20 %.
 
В: Какие еще региональные предприятия значатся в числе экспортеров?
Стоит также отметить компанию «Золотой Юг», нарастившую объемы в 2,8 раза. Это единственный в крае производитель соков. Если в 2017 году организация поставила в Китай 84 тонны продукции, то в 2018 году цифра увеличилась до 170 тонн. На сегодняшний день заключены договоры с тремя дистрибьюторами Китая — в городских округах ­Суйфэньхэ, Муданьцзян и Хэйхэ. Также в списке экспортеров компания «Горизонт», производящая БАДы, — объемы выпускаемой продукции по итогам прошлого года выросли в четыре раза. Были компании, которые в 2018 году вышли на экспорт впервые: ООО «Лесные продукты», реализующее мед, ИП Амирханов И.И. и АО «Дакгомз», выпускающее мороженое. 
 
 
В: Расскажите об участниках проекта «Сделано в России». Что дает такой статус?
В конце прошлого года компания «Золотой Юг» стала вторым в крае предприятием — участником проекта «Сделано в России». Организация получила статус «Российский экспортер». В этом плане большую роль сыграл наш комитет. После подачи заявки мы обеспечили ее дальнейшее сопровождение. Статус участника проекта позволяет пользоваться возможностями и поддержкой, которую предоставляет Российский экспортный центр (РЭЦ). Он имеет бюджетное финансирование и призван оказывать содействие российским компаниям, чтобы вывести их на экспортные рынки. Среди задач РЭЦ, например, поиск новых партнеров, консультации юристов и других экспертов, кредиты на поддержку экспорта, анализ востребованности продукции за рубежом, содействие в получении необходимых документов и помощь в продвижении бренда. Важным направлением для небольших компаний является таможенное администрирование и логистическое сопровождение. Не каждое предприятие может иметь в штате своего специалиста, сведущего в этих вопросах, РЭЦ же готов помочь, что избавит компании от возможных ошибок. Еще один важный инструмент — выставочная и презентационная деятельность. РЭЦ имеет право арендовать квадратные метры на экспортных выставках, а участники проекта «Сделано в России» могут воспользоваться ими на льготных условиях. Ранее статус «Российский экспортер» был присвоен молокоперерабатывающему заводу «Дакгомз» из Комсомольска-на-Амуре, а также производителю соков — компании «Золотой Юг». В следующем году мы планируем сопроводить заявку еще от двух организаций. 
 
В: Поставляют ли наши предприятия продукцию в другие страны АТР?
В Южную Корею мы поставляем 11 % экспортной продукции, в Японию — 7 %. Например, компания ООО «Амурзерно» осуществляет поставки зерна в Страну восходящего солнца. Основным иностранным рынком сбыта для нас был и остается Китай — сюда направляется 50 % экспортной продукции Хабаровского края.
 
В: Какие проблемы есть у экспортеров и как планируется их решить?
Мы заинтересованы в том, чтобы наши предприятия, которые занимаются экспортом продукции, получали возможность субсидирования транспортных расходов. Сегодня предприятия, которые отправляют свою продукцию на внешний рынок, сталкиваются с определенным механизмом таможенных проверок и проверок по линии Россельхознадзора. Надзорные мероприятия осуществляются в специально отведенных местах — в зонах таможенного оформления, специально сертифицированных помещениях. На деле наши предприятия загружают свою продукцию, привозят ее на место проверки, где проводится оформление. Потом продукция либо вывозится обратно, либо ждет своего череда отправки за рубеж. Как вы понимаете, все это выливается во внушительные транспортные затраты. Мы вышли с инициативой того, чтобы данная схема была изменена. Обратились в Минсельхоз Российской Федерации с предложением об изменении соответствующего приказа, чтобы разрешить таможенное оформление и проверки Россельхознадзора непосредственно на предприятиях. На федеральном уровне нашими предложениями заинтересовались, ждем конкретных решений.
 
В: Что еще можете отметить в этой части?
Есть еще вопрос, которым мы активно занимаемся. В сентябре 2017 года правительство России приняло решение о субсидировании транспортных расходов компаниям, которые поставляют свою продукцию за рубеж. Однако в список территорий, которые могут воспользоваться этой преференцией, не вошел Дальний Восток. Со стороны нашего комитета уже внесены предложения, чтобы дальневосточные территории не оставались в стороне. В этом случае снижение транспортных издержек составит примерно 10—15 %, что увеличит конкурентоспособность наших предприятий.
 
В: Появится ли знак «Наш выбор 27» на продукции предприятий-экспортеров?
У нас есть цель, чтобы бренд стал значительным и узнаваемым за рубежом. Сейчас мы занимаемся его регистрацией — 22 марта прошлого года была подана заявка на регистрацию регионального экспортного бренда в странах АТР. Это даст новые возможности нашим предприятиям, и, я надеюсь, вскоре мы это почувствуем. Сам же товарный знак «Наш выбор 27» зарегистрирован Федеральной службой по интеллектуальной собственности в конце мая 2018 года.
 
В: Увеличение экспорта сегодня  — государственная задача. Сможет ли ее достигнуть Хабаровский край?
В мае 2018 года президент России Владимир Путин поставил задачу увеличить в два раза объемы несырьевого экспорта до 2024 года. Планка высокая, но, я думаю, мы ее достигнем. По крайней мере, тот механизм, который работает сегодня, способен справиться с такой целью. Конечно, многое зависит и от других видов продукции, которые не курирует комитет, они значительно влияют на показатели. Однако мы со своей стороны делаем все возможное. За 10 месяцев 2018 года мы экспортировали за рубеж 190 000 тонн продукции аграрно-промышленного комплекса на сумму 242 млн долларов, что на 11 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Будем продолжать. 
0
0
Ваша оценка: Нет