Отпуск по праву

Текст: 
Анастасия Хаустова
Фото: 
Оксана Литвиненко

Кому-то майские праздники — сплошной труд, а для кого-то — целый мир. Открывают его, как правило, путешествия туда, где «душа поет и сердце тает». Ну а чтобы это песня вышла запоминающейся и яркой, стоит планировать свой отпуск грамотно и не отчаиваться, если что-то пошло не так. Заповедями счастливого туриста с нашей редакцией поделилась Надежда Слепцова, адвокат адвокатского бюро «Слепцов и партнеры»

 

Надежда Михайловна, что должно стоять первым в списке внимания туристов при планировании отпуска?
Выбор компании, которая обеспечит организацию путешествия, — один из главных вопросов. Рекламные слоганы сулят выгодные предложения, фирм, работающих с туристами, становится все больше. Здесь важно объективно оценить того, кому вы собираетесь доверить отпуск. Для этого стоит не столько брать во внимание рекламные публикации, а обратить внимание на новостные ленты, ознакомиться с отзывами туристов и с документами. Если компания существует несколько месяцев, и найти информацию о ней не представляется возможным, лучше сменить курс на зарекомендовавшие себя турфирмы, которые годами работают на рынке. Даже такой факт как наличие офиса и штата сотрудников, возможность купить разные турпакеты, предоставить чеки и договоры — уже работает в плюс фирме. Репутация — ключевой момент, говорящий о том, что за качество услуг будут отвечать. Подозрение должны вызвать и слишком низкие цены на туры в сравнении со среднерыночными. 
 
Но и сотрудничество с крупной компанией не дает стопроцентной гарантии, что все пойдет как по маслу?
К сожалению. Но нужно помнить, что безвыходных ситуаций не бывает, и свои права вы всегда можете отстоять, даже если по другую сторону — гигант туристического рынка. Приведу пример, с которым столкнулась лично. Несколько лет назад мы приобрели турпакет в одной из крупнейших компаний страны. Отпуск на Пхукете прошел успешно, настало время возвращаться домой. Летели мы чартерным рейсом по маршруту ­«Пкухет — Бангкок», «Бангкок — Хабаровск». Незадолго до вылета на острове объявили штормовое предупреждение, наш самолет вылетел на пять часов позже. В это время рейс на родину уже улетел. Мы, вместе с полуторагодовалым ребенком, и еще несколько туристов из Хабаровска оказались фактически брошенными в аэропорту Бангкока. Даже мне, с отличным знанием английского, найти представителя турфирмы оказалось очень сложно. Мы звонили в хабаровский офис, пытаясь выяснить, что же нам делать, на самолет ведь мы опоздали не по собственной прихоти. На наши вопросы было заявлено: «Вылетайте в Хабаровск как хотите. Это форс-мажорные обстоятельства». В результате билеты мы все-таки приобрели, домой улетели. Но предварительно на месте добились того, чтобы нам выдали справки о задержке рейса, собрали все чеки на проживание и затраты, которые понесли. И это очень важно. Даже если вы оказались в ситуации, когда туроператор бросает вас в чужой стране, вы должны собраться с мыслями, успокоиться, любыми способами вернуться домой, собрав при этом все подтверждающие ваши затраты документы. Не говорите по-английски? Посмотрите вокруг. Как правило, всегда найдется тот, кто владеет языком. Особенно наша замечательная молодежь, и, знаете, они вряд ли вам откажут в помощи перевода. Вернувшись домой, мы обратились от своего имени и от лица всех пострадавших туристов в суд, который в итоге обязал турфирму возместить все затраты, моральный вред и выплатить штраф в размере 50% от стоимости услуг. При этом на заседании присутствовали представители страховой компании, которые пытались убедить судью в том, что наши справки не верны, переведены не корректно. Суд, как правило, встает на сторону туристов, понимая, что в такой ситуации может оказаться каждый. 
 
Но ведь наверняка форс-мажорные обстоятельства были прописаны в договоре? Как же быть, ведь многие туристы, перечитывая его, понимают, что ничего доказать не смогут?
И вот это самое интересное. Дело в том, что все, что прописано в договоре с туркомпанией, теряет всякий смысл, когда нарушается закон о защите прав потребителей. Туристические услуги попадают под действие данного закона. И все — написать в своем договоре компания может что угодно, суд при нарушении прав получателей услуг даже рассматривать этот документ не будет. Никакие «обстоятельства», «турфирма ни за что не отвечает» роли не играют. Это уловки, на которые компании идут намеренно, надеясь, что с ними не будут судиться. 
 
Какие еще доказательства со стороны туристов могут быть рассмотрены в суде?
Переписка по электронной почте или свидетельские показания. Это мы брали за основу, когда были нарушены права наших туристов, отдыхающих во Вьетнаме. При оформлении договора они отметили, что хотят отдыхать на определенном курорте, в определенном отеле. Менеджер обозначила в договоре отель на другой части побережья, правда, относящийся к той же гостиничной сети. В результате, прилетев, туристы, мягко говоря, были удивлены, что их везут не туда, да и сама дорога заняла около пяти часов — то есть к испорченному настроению добавились еще и потерянный день и огромная усталость. Испорчен ли был отпуск? Конечно. Мы собрали все возможные доказательства и в суде выиграли дело, вернув 30% стоимости тура. Еще один пример, связанный с тем, что кто-то в турфирме что-то перепутал. Наши туристы планировали отпуск с ребенком в Турции. Предпочли отель уровня «пять звезд» по системе «все включено». Детские бассейны, размеренный отдых — мечты наших героев, которые разбились о реальность. Местом их отдыха стал отель с аналогичным названием, но другой категории. Никаких детских развлечений и отпуска без забот. Нам также удалось возместить через суд такие отпускные «страдания» наших героев. Нужно очень внимательно смотреть отели, в которые вас отправляют, следить за тем, чтобы конечным пунктом было именно то побережье, которое вы хотели, и так далее. Турфирма может сказать: «Ну мы же отправили вас на тот остров, куда вы хотели». Да, но на какую его часть? Там, где волны — мечта серферов? Вряд ли это устроит семью с маленькими детьми.
 
А если, например, перед вылетом в стране, куда мы собираемся, случилось что-то из ряда вон? Лететь на свой страх и риск или остаться дома и забыть про деньги?
И на этот счет у нас есть пример. Всем известный вулкан на Бали, который периодически извергается, вновь показал свою активность накануне вылета наших туристов. Тур был оплачен заранее, люди с нетерпением ждали отпуск. Все понимают, что извержение вулкана — дело не шуточное, в том числе в плане безопасности полетов. Аэропорты должны были закрыть. В это время крупнейший авиаперевозчик отправляет в туркомпании письма, в которых указывает, что закрытие аэропортов не является основанием для того, чтобы вернуть стоимость билетов. Верховный суд России четко разъяснил, что извержение вулканов, мятежи, митинги, государственные перевороты и так далее дают право туристам в одностороннем порядке отказаться от договора и полностью вернуть стоимость тура. 
 
Какие документы стоит брать с собой в путешествие и когда уже можно избавиться от всех договоров и чеков?
Не берите с собой лишних документов. Например, в зарубежном отпуске вы можете легко обойтись без российского паспорта, только с одним лишь заграничным. Все договоры с туркомпанией, чеки, подтверждающие ваши затраты, сохраняйте до конца отпуска, пока счастливыми не окажетесь дома. Также внимательно следите за регистрацией багажа, сохраняйте посадочные талоны и бирки. Потерянные сумки при стыковочных рейсах потом будет проще найти и доказать, что они вообще у вас были.
 
Что стоит еще стоит помнить туристам перед путешествием?
Главное, кроме всех юридических моментов, оценить свое собственное состояние. Например, если человек недавно перенес микроинсульт, лучше отложить отпуск, или же девушкам, беременным на поздних сроках, нужно подумать, стоит ли будущее турне всех рисков. Но больше всего нужно задуматься тем, кто не против скрасить авиапутешествие алкоголем. Возможно, за такое инфантильное решение придется заплатить вынужденной посадкой самолета, другие люди вовремя не смогут попасть на свои курорты, авиакомпания может предъявить иск, который можно оценить в несколько млн рублей. Думайте о себе и окружающих, оценивайте тех, кому доверяете свой отпуск, в критической ситуации не опускайте руки. Бороться за свои туристические права реально и необходимо. 
 
Адвокатское бюро «Слепцов и партнеры»
ул. Калинина, 115. Тел. 57-40-37
E-mail: advsleptsov@gmail.com
0
0
Ваша оценка: Нет