Артсерватория смыслов

Текст: 
Анастасия Хаустова
Фото: 
Урал Гареев

В Хабаровске появился центр современного искусства «Артсерватория». Это новая площадка, на которой можно вдохновляться, творить, делиться идеями с единомышленниками. Путь от мысли до реальности освещает Евгения Мясникова, основатель необычного культурного места

 

Пришла из детства
Мои «отношения» с искусством начались еще в детстве — с того момента, когда я пришла в художественную школу на базе художественного музея в Комсомольске-на-Амуре, где родилась и выросла. После окончания школы подала документы в Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ) на специальность «дизайн архитектурной среды», но на бюджет не прошла, а учиться платно не было возможности. Решила выбрать более «техническое», но в то же время близкое к творчеству направление — «технология художественной обработки металла». После окончания вуза в моей жизни начался период, который можно назвать «совершенно не про искусство». Потом новый поворот, и я оказалась в сфере маркетинга, рекламы и пиара. Работала в крупной компании, где мне нравился и коллектив, и мои обязанности, и это придало мне силы вновь обратиться к творчеству. Спустя три года паузы я начала писать маслом. Все как-то начало складываться и вырисовываться в новую картинку. Изобразительное искусство захватывало все больше и давало неплохие результаты. Мои творения можно и сегодня встретить в популярных городских местах — обратите внимание на слона в кафе «Репаблик», например.

Взяла и не отпустила
Идея создания центра современного искусства возникла в результате поиска себя и своего настоящего места. Она пришла как-то внезапно, словно удар по голове, и уже не отпускала ни на минуту. Если есть желание, найдутся и возможности. Сразу я старалась не афишировать свое начинание, хотелось прежде воплотить его в жизнь. Поддержку я получила однозначную — друзья и знакомые помогли по мере возможностей. 
 
Впитала опыт
Чтобы качественно реализовать новый проект, мне потребовался опыт в этой сфере. Чтобы минимизировать ошибки, без них, конечно никуда, но лучше заимствовать пути решения проблем у других, я прошла онлайн-курсы по арт-менеджменту в одной из московских школ. Появилось понимание, на каких принципах строится выставочный процесс, как осуществляется логистика, на что нужно обратить внимание и как вообще все устроить. Подобных центров в западной части страны достаточно. Есть центры искусства, галерейного типа, учреждения, которые акцентируют внимание на событийной составляющей. Во Владивостоке тоже существуют и пользуются популярностью подобные пространства. В какой-то степени мы равнялись и на приморских коллег, но в свой проект привнесли именно то, чего не хватало Хабаровску. Мы стараемся организовать у себя такую площадку, которая сможет совместить выставочное пространство и направление разного рода активностей, которые связаны с искусством. Они посвящены и фотографии, и музыке, и архитектуре. 
 
Попала в точку
Мне кажется, название нашего центра вышло весьма удачным. Оно родилось в результате мозгового штурма. Вместе с моим другом мы думали, изобретали и пришли к такой игре слов. Она бьет точно в цель и отражает то, что мы хотели сказать в концепции центра.
Выросла в потребность
Конечно, если говорить о том, насколько нужны такие площадки нашему городу, мы понимаем, что искусство — это не еда и не воздух, это потребность не первого порядка. Однако сегодня все больше молодых людей чувствуют себя причастными к сфере искусства, стремятся здесь развиваться, объединяются согласно творческим интересам. Сегодня модно инвестировать в саморазвитие, и это радует. «Артсерватория» создает для этого благодатную почву, которой стоит воспользоваться.
 
Растворились в пространстве
В большей степени нашими гостями являются молодые люди в возрасте от 25 до 35 лет, многие из них так или иначе связаны с искусством или хотят быть к нему ближе. Очень радуют наши постоянные посетители, которые смотрят все выставки и после каждой пишут рецензии — глубокие, со смыслом. Это настоящий бальзам на душу для нас как для организаторов. Иногда мы сталкиваемся и с критикой, однако если она конструктивная, мы всегда прислушиваемся, делаем выводы, растем и меняемся вместе с нашими гостями. Впереди у нас еще большая работа, и мы к ней готовы.
Также у нас немало и тех посетителей, которые не ассоциируют себя с творческой интеллигенцией, а приходят к нам, чтобы узнать что-то новое, открыть для себя то, что ранее было недоступным. Кто-то заходит, чтобы просто сделать красивые фотографии и селфи в новом модном месте. 
 
Красит место
Изначально мы рассматривали первые этажи нашего здания на улице Калинина, 92. Были мысли о летнем кафе, где можно было бы устраивать творческие активности. К сожалению, эти этажи оказались уже арендованы, и нам предложили мансарду. И это пространство благодаря своей архитектурной геометрии стало работать на нас. Здесь светло, уютно, атмосферно, есть решения по зонированию, которые мы подкрепили своими модульными конструкциями. Благодаря их динамичности мы можем переделывать пространство в зависимости от концепции выставки или события. Поэтому галерея с картинами художников может легко превратиться в место для кинопросмотра или зал для лекций.
 
Несет в массы
В Хабаровске в плане развития современного искусства есть одна проблема — удаленность города от центральной части страны. Часто те тренды, которые давно известны на западе, до нас доходят с существенной задержкой. Мы хотим стереть границы и показать своим гостям то, чем живет искусство во всем мире: например, как устроен диджитал-арт, как развивается фотография и что она может передать, и многое другое. Мы привлекаем для сотрудничества и именитых западных лекторов, с которыми взаимодействуем с помощью вебинаров, и в то же время стремимся создать здесь площадку для своих местных творческих ребят, чтобы вместе они изобретали, творили и воплощали в жизнь. «Артсерватория» уже становится отправной точкой для необычных инициатив — например, именно у нас ребята хранили своих рыб для самоорганизованной выставки «Наречие», которая прошла на льду Амура. 
 
Стирает границы
Социальные сети значительно расширяют границы возможностей. Московским художникам мы просто пишем предложения о сотрудничестве и без проблем получаем отклик. Конечно, есть те, кто не видит себя в Хабаровске, для кого Дальний Восток не по статусу, однако радует, что немало известных и талантливых личностей не прочь познакомить нашу публику со своим творчеством. Недавно мы узнали, что московский граффитист проездом находится в нашем городе. Написали ему, предложили организовать встречу. Так было и с выставкой «Самоидентификация», которая стала первой в «Артсерватории». Мария Янковская и ее творчество отлично сочетаются с концепцией нашего центра. Она — современный художник, дающий очень мощный посыл: про любовь, борьбу, поиск себя. 
 
Бьет ключом
За время нашей работы мы организовали пять выставок, шестая запланирована на март. Кроме того, наша площадка стала эпицентром культурных событий. Совместно с центром «Гараж» мы показали фильм о художниках Илье и Эмилии Кабаковых. В январе прошел показ фильма «Почему мы креативны» немецкого режиссера Германа Васке, который тридцать лет общался с ключевыми фигурами нашей эпохи, среди них, например, Квентин Тарантино, Далай-лама и другие, и каждому задавал вопрос о том, почему он креативен. Недавно стартовал кинопоказ документального фильма «Баския: взрыв реальности», посвященный творчеству талантливого американского художника. В марте у нас прошли вебинары, лекции дизайнера интерьеров Дарьи Малиновской, уже ставшие традиционными скетч-баттлы. Есть в нашей практике и практические занятия — например, вечеринка «Креативный» стала событием, на котором участники получили задания по созданию городских арт-объектов, ребята фантазировали на эту тему, снимали тизеры. Также в нашем центре можно приобрести хорошие журналы об искусстве, например «Искусство» или «Сеанс». Многие хабаровчане раньше могли только выписывать такую прессу и долго ждать ее доставки. У нас экземпляры изданий разлетаются в считаные дни. 
Не может иначе
Если бы меня спросили, почему я креативна, то я сказала бы, что по-другому просто не могу. Это как если у сороконожки спросить, почему она идет, она сразу упадет и не сможет двигаться дальше. Без творчества ты себя не представляешь, не можешь без него обойтись, как без первоочередной необходимости. Задыхаешься, когда вокруг не происходит движение.
 
Идет вперед
Конечно, нам бы хотелось, чтобы «Артсерватория» стала местом, куда приходят и иностранные туристы, и гости нашего города из других регионов страны. Такой прямой цели мы не ставили перед собой, но если твой проект станут воспринимать как визитную карточку, то это показательно. В будущем у нас, уверена, много интересных проектов, необычных выставок, визитов хороших спикеров из центральной части России. Мы работаем, учимся, впереди у нас очень большой путь. 
 
 
Глоссарий 
Диджитал-арт
Направление в искусстве, основанное на создании художественных произведений с помощью компьютерных программ. Выделяют два ключевых направления. Первое связано с перенесением произведений искусства в цифровую среду, второе — с созданием принципиально новых произведений на компьютере. Главная задача художника, работающего в этом направлении, — создать гармоничную связь изобразительного искусства и современных технологий. 
 
Выставка «Наречие» (Хабаровск)
Самоорганизованная выставка на льду реки Амур, прошедшая в конце февраля этого года. Как отметили организаторы, мероприятие прошло в формате «всенародной экспозиции» — любой желающий мог принести свой собственный арт-объект. Центральной частью выставки стали цветные рыбы, объединенные в инсталляцию «Извините, это наш косяк». Перед тем как оказаться на берегу, они «поучаствовали» в «Рыб-параде» на улице Муравьева-Амурского. 
 
Мария Янковская
Молодой российский художник. Родилась и получила образование в Санкт-Петербурге. В 22 года запустила линию одежды, для которой сама рисовала эскизы. В 24 переехала в Москву, устроилась в отдел моды журнала Esquire и провела первую персональную выставку на «Винзаводе». Четыре года спустя уволилась, чтобы успеть дописать картины к выставке в Таллине: «Тогда я и поняла, что с искусством у меня все всерьез». На данный момент Маша сделала уже шесть успешных персональных выставок. Картины художницы находятся в галереях и частных коллекциях. Работа «Артсерватории» началась с открытия выставки Янковской «Самоидентификация». 
 
Илья и Эмилия Кабаковы
Илья — российский и американский художник, творчество которого относится к московскому концептуализму. В последние годы работает в соавторстве с Эмилией Кабаковой — его племянницей и третьей женой. Вместе были награждены премией императора Японии. Произведения Кабакова признаны самыми дорогими в истории современного российского искусства. Живет и работает в Нью-Йорке.
 
Фильм «Почему мы креативны»
Работа немецкого режиссера Германа Веске 2018 года. Режиссер 30 лет путешествовал по миру и общался с музыкантами, учеными, философами и другими яркими героями. Всего интервью дал 101 собеседник, все они размышляли о креативности и творчестве. Среди них Дэвид Боуи, Джим Джармуш, Стивен Хокинг, Умберто Эко, Дэвид Линч, Дэмьен Херст, Бьорк, Марина Абрамович, Далай-лама, Квентин Тарантино и другие.
 
Баския
Американский художник-граффитист, неоэкспрессионист. Начал рисовать в 17 лет на стенах зданий Манхэттена. После публикации статьи арт-критика Рене Ричарда начал международную карьеру. С 1982 года регулярно выставлялся с Энцо Кукки, Франческо Клементе и другими художниками, которых называли неоэкспрессионистами. Много совместных работ у Баския было с Энди Уорхолом. Самая известная цитата: «Я не думаю об искусстве, когда работаю. Я стараюсь думать о жизни».
 
«Сеанс»
Черно-белый, иллюстрированный журнал-альманах. На его страницах печатаются киноведы и кинематографисты, говорят деятели культуры и искусства, дают советы яркие кинокритики и публикуются уникальные архивные материалы.
0
0
Ваша оценка: Нет