«Три сестры» по «Триаде»

Текст: 
Марина Федотова
Фото: 
Марина Федотова

«Триада» — единственный в Хабаровске театр, который вырос из маленькой любительской студии. Зал полон даже на спектаклях десятилетней давности, но в этом году поклонников ждет настоящий праздник. Впервые за долгое время на сцене премьера — «Три сестры» по пьесе Антона Чехова

 

Неудержимый рост
Триада развивается с самого основания, еще с тех пор, как юный Вадим Гогольков, выпускник Хабаровского института искусств, в 1975 году основал тогда еще любительскую студию пантомимы. Время шло, студия стала народным театром, а затем приобрела статус муниципального. Все это время репертуар становился сложнее, не теряя своей индивидуальности. Артисты набирались опыта, пробовали новое, и все, за что они брались, получалось. Бессменный глава театра Вадим Гогольков не только поддерживал начинания, но и активно продвигал труппу, замахиваясь на все более сложные произведения. Так, в «Триаде» поставили две пьесы Чехова — «Чайку» и «Вишневый сад». И вот очередь дошла до третьего произведения — в конце апреля в театре состоялась премьера пьесы «Три сестры».
 
Долгая история
О подготовке премьеры руководство театра заявило больше года назад. Эта постановка рождалась в муках — режиссер решил, что все должно быть идеально: свет, костюмы, игра актеров. Над одеждой героев работал главный художник Сергей Ким, который годами выстраивал сценический лик театра. Работу над премьерой необходимо было совмещать с текущей жизнью театра, с репертуаром. Спектакль дорабатывался и оттачивался, и вот наконец-то в середине марта стартовала продажа билетов. Дата премьеры была объявлена, а репетиции продолжались. И даже в последние дни до показа режиссер вносил небольшие изменения, штрихи, благодаря которым картина стала законченной.
— В репетиционном процессе для меня важно, чтобы артисты проникли в суть характеров персонажей. Прежде всего это касается трех сестер — Ирины, Маши и Ольги. Их роли исполняют Наталья Князева, Юлия Новикова и Елена Левандовская. В пьесах Чехова есть своя особая поэзия, которая двигает действующими лицами. Артисты должны ее почувствовать и суметь передать зрителю, — говорит Вадим Гогольков.
Артисты и сами понимали серьезность поставленной задачи, поэтому репетировали особенно усердно, часто задерживаясь, чтобы обсудить с режиссером отдельные моменты. Тем временем измученные ожиданием зрители скупили большую часть билетов задолго до дня премьеры. А в день первого показа традиционно в кассе билетов уже не бывает.
 
 
Серьезная работа
По признанию режиссера, пьеса «Три сестры» достаточно сложная, и два-три года назад он не решился бы поставить ее в своем театре — актеры были не готовы к этому произведению. Но за последние несколько лет была проделана серьезная работа — с успехом прошла премьера «Вишневый сад», и спектакль уже год продолжает собирать практически полный зал, остальной репертуар также популярен у хабаровского зрителя. Вадим Гогольков решил, что нужно расти дальше, и грядущая премьера станет показателем этого роста. Актерам предстоит показать состояние героев, которое присуще многим людям современного мира. Три сестры живут мечтой, а их мечта — переехать в Москву из своего провинциального города. Но годы идут, рутина затягивает, нудная работа отравляет жизнь, а изменения все не наступают.
— В этой пьесе нет какого-то конкретного сюжета. Это куски жизни без начала и завершения каких-либо линий. Логическое начало и конец имеет только история Вершинина, хотя и она состоит из отрывков. Весь спектакль держится на эмоциональных вспышках, отношениях между героями. Важно показать то, как они проживают свою жизнь, — радуются, плачут, мечтают, рассуждают. Именно эмоциональной составляющей эта пьеса отличается от остальных, и именно в этом заключается ее сложность, — объяснил режиссер.
Постановка будет классической в отличие от некоторых других спектаклей — в репертуаре «Триады» присутствуют и авангард, и модерн. Но Чехова режиссер решил не «выворачивать» по причине огромной любви к автору. Зрителей ждет особая сценическая правда про людей, которые жили в то время, в тех пьесах. Также важную роль сыграло желание создать просветительский спектакль для подрастающего поколения.
 
Молодые таланты
В «Триаде» служат по большей части молодые артисты, но возраст не мешает им брать серьезные роли. В пьесе «Три сестры» театралы должны прожить жизни персонажей так, чтобы зритель захотел дышать тем же воздухом, что дышали герои. И молодые актеры справились с поставленной задачей.
— Я понял, что труппа готова к большему, после достаточно сложной работы над «Золотым теленком». Это длинный спектакль в двух действиях, идет он около трех часов. К тому же в пьесе «Вишневый сад» мы уже соприкасались с какими-то вещами, присущими именно этому автору, — отмечает Вадим Гогольков.
Руководитель театра дает своему коллективу все более сложные задачи, и благодаря этому артисты, а некоторым из них еще нет и тридцати лет, становятся все более профессиональными.
 
Сложные роли
Главные роли в спектакле отданы девушкам. Одна из героинь, Маша, проживает непростую судьбу, и именно этот персонаж в пьесе считается самым сложным. Ее играет молодая актриса Юлия Новикова, прослужившая в театре восемь лет.
— Мне повезло, что мне досталась эта роль. Я давно мечтала о ней, задолго до того, как Вадим Сергеевич решил ставить эту пьесу. Маша — необычный персонаж, она человек, который совершил неправильный выбор. Вышла замуж в восемнадцать лет за «не того» мужчину. Конечно, потом появился другой человек, которого она полюбила. Эта история очень болезненна для всех причастных. Чтобы сыграть эту роль, мне пришлось понять, что Маша не страдающая и не печальная. Она счастлива от того, что ей удалось испытать настоящее чувство любви. Героиня немного злая, задумчивая, но не печальная, — рассказала Юлия Новикова.
 
Поющие
Театральная труппа начала петь совсем недавно. Впервые песни зазвучали в спектакле «Золотой теленок», и артисты с удивлением открыли в себе новый талант. Понравилось нововведение и самим исполнителям, и зрителю. В пьесе «Три сестры» было решено продолжить начинание.
— Мне понравилось петь. При этом я отдаю себе отчет, что я где-то в ноты не попадаю, но практика творит чудеса, со временем навык оттачивается. К сожалению, у нас нет человека, который ставил бы нам голоса, но у нас есть композитор, и он справляется с задачей. Я уже слышу свой голос, понимаю, где я не могу взять ноту, и все это прекрасно, потому что артист должен обладать навыками пения, — отмечает Юлия Новикова.Над музыкальным оформлением спектакля «Три сестры» работал заведующий музыкальной частью Дмитрий Голланд.
 
Проблемы маленького театра
Репертуар театра растет, как и профессионализм актеров, но, к сожалению, есть рамки, преодолеть которые невозможно. Театр тесный, сцена всего одна, и зал вмещает около сотни человек. Большего числа мест оборудовать нельзя. Недавно мест стало еще меньше — из-за противопожарной безопасности, под угрозой закрытия театра, пришлось сократить первый ряд.
По причине недостаточности места в театре страдает и гастрольная деятельность. Маленький зал не позволяет сделать гастроли по обмену, как это практикуют большие хабаровские театры. Коллеги из других городов не поедут со своими работами в тесное помещение, а если бы даже поехали, руководство «Триады» не смогло бы на это время остановить собственный репертуар. Если же ехать с гастролями не по обмену, то театру пришлось бы снимать помещения как для спектакля, так и для проживания артистов. К сожалению, «Триада» не может позволить себе такую роскошь, а государственное финансирование на это не предусмотрено.
 
Большие планы
Хоть у «Триады» нет возможности расширяться, театр продолжает расти «вглубь». Руководитель ставит перед собой и перед своими актерами еще более сложные задачи. В планах сделать спектакль по произведениям японского поэта Мацуо Босе. По задумке режиссера это будет пластический и поэтический спектакль. Технологически такая работа будет сложнее постановок по Чехову, но это не пугает ни руководителя, ни труппу. Спектакль по японской поэзии обещает быть удивительной импровизацией. Эта работа будет напоминать зрителю удивительное природное явление Страны восходящего солнца — цветение сакуры.
— У меня есть большой опыт работы с японскими коллегами. В Хабаровск приезжали тринадцать человек съемочной группы из Страны восходящего солнца и готовили с нашими артистами пьесу «О небесной деве». Потом я работал с коллегой из Токио над спектаклем «Малышка, толстяк, худышка». На острове Окинава работали над совместной российско-японской постановкой. Наша труппа ездила в Японию со спектаклем «Старик и море». Проделан большой путь, который дает нам возможность экспериментировать в работе с культурой этой страны, — отмечает режиссер.
Планы многообещающие, а поклонникам камерного театра стоит надеяться на то, что новые постановки не заставят себя долго ждать. Но даже если процесс займет немало времени, преданные зрители «Триады» готовы потерпеть. Они это доказали, ожидая премьеры «Трех сестер». 
0
0
Ваша оценка: Нет