Две судьбы

Текст: 
Анастасия Хаустова
Фото: 
Урал Гареев

Каждое предприятие — это всегда про истории людей, их характер, силу воли и преодоления. Троицкий речной порт в том виде, в котором его знают сегодня, в следующем году отметит двадцатилетний юбилей. Своим существованием и новой жизнью он обязан директору Петру Классен. История о месте, у которого есть душа, — далее

 

История места
Первые известные данные о порте в селе Троицкое датируются 1937 годом и связаны с именем начальника тогда еще пристани в селе Яна Михайловича Винницкого. Свое имя в историю этого места Петр Германович Классен вписал в 1975 году. В 80-х годах прошлого столетия границы деятельности пристани Троицкого были от села Малмыж до озера Гасси. Пристань осуществляла диспетчерское обслуживание теплоходов, а также оформление транспортных документов. Начальник пристани, которым и был назначен наш герой, осуществлял контроль за безопасностью движения флота в районе Троицкого куста.
Здесь стояло пять дебаркадеров в селах: Найхин, Троицкое, Славянка, Иннокентьевка, Малмыж. Перевозки осуществлялись теплоходами на подводных крыльях: «Ракета», «Метеор», «Восход». Только из Троицкого ежегодно выезжало более 20000 пассажиров. Теплоход «Заря» перевозил людей по маршруту Троицкое — Амурск, при этом он заходил во все прибрежные села. На линии Хабаровск — Николаевск ходил пассажирский лайнер «Семен Дежнев». Туристов, со всех республик СССР, возили на нескольких пассажирских водоизмещающих судах: теплоходы «Е. Хабаров», «Поярков», «Пржевальский», «Миклухо Маклай», «Г. Седов», «30 лет ГДР».
Отдельное направление — грузовые перевозки. В Нанайский район с Троицкого песчано-гравийного месторождения производились поставки пескогравия от 500 тыс. до 600 тыс. тонн в год. В основном гравий шел на строительство дороги Хабаровск — Комсомольск, а также для лесопромышленных предприятий. В 80-х годах, в связи с закрытием Гурского гравийного месторождения, с Троицкого месторождения производилась отгрузка пескогравия для нужд Дальневосточного региона в количестве 3,5 миллиона тонн ежегодно.
Нефтепродукты доставлялись танкерами, в районе имелось три нефтепричала: в селах Гасси, Троицкое, Иннокентьевка. 
В районе заготавливалось около 1 млн круглого леса ежегодно. Отправлялся лес на плотах — более 500 тыс. куб. м в год, лес на судах — в пределах 100 тыс. куб. м. Здесь же работали два лесозавода. Иннокентьевский производил 40—50 тыс. куб. м пиломатериалов в год. Троицкий лесоцех около 20 тыс. куб. м ежегодно. Пиломатериалы отправлялись в речных судах, в основном, в республики Средней Азии.
Поставки тарноштучных грузов производились в основном речными судами. Самые большие объемы приходились на Троицкое, примерно 15 тыс. тонн ежегодно (мука, крупы, сахар, строительные, грузы в контейнерах и другое.). В связи со значительными простоями судов и в целях увеличения производительности труда было принято решение строить грузовой причал хозспособом. Причал начали строить в 1983 году и строили несколько лет, в первый год скооперировались Троицкий ОРС, Нанайское райпо и Комсомольский-на-Амуре речной порт. После ввода причала в эксплуатацию простои судов под выгрузкой сократились более чем в три раза. 
Начало 90-х годов запомнилось монтажом портального крана «Ганц». В 1993 году, когда порт еще был филиалом Комсомольского-на-Амуре порта, к причалу пришвартовался первый теплоход типа «река-море» «Балтийский 73», была загружена партия круглого леса напрямую в Японию. Ну а 2000 год стал поворотным — 26 мая было образовано ЗАО «Троицкий речной порт», которое возглавил Петр Классен. К 2007 году за счет собственных средств здесь построили ряжевый причал в 32 погонных метра, (общая длина причала составила 152 метра), административно-диспетчерский корпус. В 2010 году приобрели два портальных крана и кран на пневмоходу. Конечно, 2013 год запомнился и не очень яркими событиями — большая вода, которая пришла в край в то время, не обошла стороной и Троицкий порт. В одно утро местные работники увидели, как под водой скрылась значительная часть территории, а один из кранов сильно наклонился. Три месяца ушло на то, чтобы вернуть его в должный вид, а последствия того паводка сказываются до сих пор. 
Долгие годы порт занимался погрузкой лесопродукции (в основном в порты Китая), выгрузкой угля, производил реализацию предприятиям района и населению песка и песчано-гравийной смеси. 
Основные партнеры порта — предприятия лесной промышленности. Именно они обеспечивают наибольшую загрузку, и именно на них делает ставки руководство в будущем. Максимальная мощность порта — 80 тыс. куб. м в год. В среднем загрузка в 50—60 тыс. куб. м может обеспечить предприятие продуктивной работой, результаты которой выльются в устойчивое развитие порта. Поскольку пока ввиду экономической ситуации загрузка порта не отличается стабильностью, здесь испытывают кадровую проблему. Кроме того, влияет и то, что многие молодые люди предпочитают покинуть родное село в поисках лучшей жизни. Особенно отрицательно на работу предприятия влияют нестабильность, постоянно меняющиеся законы и увеличение налоговых нагрузок. Петр Классен признается, что и он мог бы сменить место жительства, но, когда видит то, что столько лет строил вместе с работниками порта, понимает, как это трудно. Здесь дело его жизни, здесь когда-то «причалили» его душа и сердце. Как же это сложилось?
 
 
 
 
История человека
Петр Германович Классен имеет немецкие корни. Его предки (меннониты) переселились на российские земли еще во времена Екатерины II. Будущий директор Троицкого порта родился в Верхнебуреинском районе Хабаровского края, в небольшом поселке Тырма, где сегодня живет не более одной тысячи человек. Здесь он прожил недолго — из-за болезни отца семья решила сменить место жительства и перебралась в Новосибирскую область, где действительно климат способствовал выздоровлению. 
После окончания школы хороший друг предложил поступить в Новосибирский институт водного транспорта. Пошел за компанию (конкурс был 4,5 человека на одно место), а дальше сработала пресловутая ирония судьбы — друг не поступил, был зачислен как кандидат, но решил сменить направление деятельности. К слову, совершенно не зря, ведь сегодня он успешный детский хирург. А Петр Германович как раз тогда оказался в списке счастливчиков, зачисленных на первый курс. При этом вступительные экзамены сдал почти без подготовки. Особенно хорошо ему давалась математика — в комнате общежития вместе с Петром Германовичем жили еще восемь абитуриентов. Все они были хорошистами, но вступительные сдали хуже троечника Классен. Школа, которую он окончил, давала отменные знания, тройку там еще нужно было заслужить.
Студенческая жизнь протекала насыщенно, учеба давалась легко. Потом было Заполярье, которое до сих пор Петр Германович вспоминает с особой теплотой, особенно людей, незабываемо душевные, совсем другие отношения, чем на материке. Поселок Тикси — суровый, но все же невероятно интересный, и сейчас значится в списке любимых мест нашего героя. Сегодня здесь не так радужно, как много лет назад, но разве может это омрачить воспоминания о великолепной природе, красотах арктического порта, природных заповедниках и ветрах, будто нашептывающих национальную якутскую сказку.
После окончания института Петр Классен мог остаться в Новосибирске, он работал на полставки в институте как научный сотрудник. Казалось бы, все говорило в пользу этого решения, при этом Петр Германович в то время уже был женат, жена была из Новосибирска. Но он понимал, что наука не его стихия, ему нужно на производство. 
Как и полагалось, он стал частью программы распределения выпускников вузов. И так сложилось, что судьба вновь взяла курс на Дальний Восток — в город Комсомольск-на-Амуре. По приезде начальник здешнего порта предложил молодому выпускнику несколько должностей и в Амурске, и в самом Городе юности. Но выбор определил жилищный вопрос — в Троицком молодая семья Петра Классен, в которой уже ждали появления на свет первого ребенка, могла сразу получить квартиру.
На месте будущего порта тогда был один дебаркадер. И больше ничего. Суда причаливали и выгружались прямо на берег. Строительство причальной набережной началось в 1983 году при активной поддержке райкома партии. И уже спустя годы, в новом столетии, здесь появились портальные краны, офисное здание, гараж. Здесь закипела новая жизнь, в которой не было ни минуты свободного времени. Вскоре землю оформили в собственность, и сегодня территория Троицкого речного порта одна из немногих в речной отрасли, которая не имеет статуса федеральной.
Петр Германович убежден: чтобы быть руководителем, нужно пройти путь с самого начала. Прежде чем стать в свое время начальником пристани, он работал грузчиком в порту, был рулевым-мотористом, диспетчером. Работа кипела каждый день. В период навигации — почти без выходных. Об отпуске летом он даже не мог и мечтать. Все вопросы, которые касались вверенной ему территории, он решал сам — оперативно и без лишних размышлений. Целое лето он проводил на служебном катере, руководил организацией насыщенной деятельности порта, которую составляли регулярные отгрузки леса и других грузов. 
Впервые за границей он побывал в 1992 году — это была Япония с ее развитием и технологиями, которые произвели незабываемое впечатление. Следующая поездка за рубеж — в Германию в 2000 году. Петр Германович с трепетом вспоминает детские годы, своего отца, который сыграл большую роль в его жизни. Он помнит, как дома проявляли пленку с фотографиями — отец увлекался этим занятием. Да и сам Петр Германович, будучи молодым, стремился запечатлеть яркие моменты, когда его дети были еще совсем маленькими.
Также в памяти всплывают картины, когда не было телевизора, до кинотеатра расстояние три километра пешком, все свободное время — тайга, речка, в плохую погоду — чтение книг на чердаке дома. Отец воспитывал Петра в строгости, отправиться на прогулку можно было только после того, как все домашние дела будут переделаны. Отец увлекался садоводством, пожалуй, это был самый большой сад на вечной мерзлоте. Все плодовые деревья надо было на зиму закапывать. Так что работы хватало. На севере яблоки при должном уходе вырастали довольно крупные. А уже потом, с намотанной на палочку удочкой, складным ножичком, коробком спичек и краюхой хлеба в кармане, походы на речку, путешествие по тайге. Счастье было безграничным.
После 2003 года наш герой стал часто бывать в санаториях. Требовалась реабилитация после серьезной автомобильной аварии, в результате которой он получил травму позвоночника. Эти годы были непростыми: и для самого директора, и для его порта. Объемы работы резко сократились, приходилось искать пути оптимизации расходов. Но уже через год жизнь начала налаживаться, появились новые контракты, и все постепенно пришло в свое русло.
Из всех городов, где бывал Петр Германович, Хабаровск у него вызывает особые эмоции. Впервые город он посетил, будучи студентом стройотряда, в 1971 году, и запомнил его зеленым и невероятно свежим, живым и интересным. 
Сегодня, помимо отстроенного порта, Петр Классен гордится своим главным достоянием — большой семьей. Супруга долгие годы была мастером в порту, работала с мужем рука об руку. Старшая дочь живет в Германии, младшая — в Санкт-Петербурге. Четыре внука и один правнук, которого дедушка пока не видел, — это ли не повод для гордости и для того, чтобы наш герой говорил: «Я ни о чем не жалею». 
0
0
Ваша оценка: Нет