Движение в пределах права

Текст: 
Анастасия Хаустова
Фото: 
Урал Гареев

«Автомобили, одни сплошные автомобили», — хочется, глядя на дороги Хабаровска, перефразировать цитату насчет телевидения из известного советского фильма. Став владельцем средства передвижения, вы оказываетесь и в ответе за источник повышенной опасности. Какие правовые «ямы и особенности» нас ждут на дорогах и не только, разбираемся вместе с Алексеем Слепцовым, старшим партнером адвокатского бюро «Слепцов и партнеры»

 

Алексей Михайлович, дела, связанные с управлением автомобилем, нередко становятся резонансными, особенно это касается ситуаций, когда пьяный водитель сбил пешехода. Меняется ли что-то в плане наказания по таким преступлениям?
Действительно, общественность активно обсуждает такие ситуации, многие в итоге не согласны с наказанием, которое определяет суд для виновника. Когда практически невменяемый человек сел за руль, по его вине погибли люди, особенно трагичны случаи, когда погибают дети, а суд назначает ему наказание 3—4 года с отбыванием в колонии-поселении, это не может не вызывать как минимум недоумения. При этом осужденный может еще и освободиться досрочно. Однако совсем недавно решено ввести нормы, которые утяжеляют степень ответственности за такие преступления, — наказание станет соизмеримо со статьей Уголовного кодекса «Умышленное убийство».
 
Многие продолжают думать, что немного выпить за рулем позволительно. Так ли это?
В нашей стране была практика, когда ввели небольшие послабления в плане употребления алкоголя водителями. Это не сработало в плюс — статистика говорит о том, что количество ДТП с участием пьяных водителей возросло, так же как и число жертв в результате таких происшествий. Часто допустимый ранее бокал вина или кружку пива воспринимали как начало банкета. Где один стакан, там и два, а дальше езда в невменяемом состоянии. Этот печальный опыт был учтен, и сегодня любая степень опьянения за рулем означает, что вас лишат водительских прав и назначат штраф в 30 000 рублей. 
 
Автомобильная тема с точки зрения права подразумевает не только уголовный, но и гражданско-правовой ракурс?
Да, разумеется! Автомобили попадают в ДТП, им наносится урон, люди получают телесные повреждения. Уголовные разбирательства проводятся, когда речь идет как минимум о тяжкой степени телесных повреждений. В случае средней или легкой тяжести мы говорим о гражданско-правовых делах. Всегда оценивается, какой вред причинен автомобилю или человеку, где его сбили, был ли он пассажиром, просто сидел в припаркованном авто и получил удар от врезавшейся в его транспорт машины и так далее. Действующая система возмещения средств по полису ОСАГО устанавливает определенный предел: в случае с повреждением автомобиля — не выше 400 000 рублей, когда причинен вред здоровью — не более 500 000 рублей. Но все мы понимаем, что в реальности могут требоваться гораздо большие суммы. Или же возникают еще более сложные условия — когда ваш оппонент в ДТП просто не имеет полиса страхования транспортного средства. 
Кроме того, иногда бывают ситуации, когда пострадавший в ДТП не соблюдает претензионный порядок. Речь идет о том, что сразу через суд нельзя взыскать имущественный вред автомобилю со страховой компании. Сначала нужно подать в ее адрес заявление, получить на него отказ, обратиться с претензией, в которой тоже должны отказать. А уже потом направляться в суд. 
 
А если страховая компания отказала в выплатах?
Страховые компании нередко уклоняются от возмещения средств по ОСАГО, хотя это может быть обжаловано не только в суде, они несут ответственность и перед Центробанком. Нужно помнить, что отказ от возмещения при соблюдении претензионного порядка предполагает штраф в пользу потребителя в размере 50 % от суммы компенсации. И не важно, просил ли об этом пострадавший или нет. Мое мнение, что отказ в выплатах во многих случаях происходит намеренно — страховые фирмы надеются, что с ними судиться не будут.
 
Какие примеры по защите интересов потерпевших вы можете привести? 
Сейчас наше бюро занимается защитой интересов клиентки, которая пострадала, переходя утром дорогу на пешеходном переходе. Ее сбила девушка, управлявшая джипом, просто потому, что перепутала педали газа и тормоза. Как итог — серьезнейший вред здоровью, нашу клиентку с трудом удалось спасти медикам. Восстановление, конечно, снижение качества жизни. По сегодняшний день виновница не выплатила ей ни копейки. В судебном порядке мы добиваемся не только компенсации морального вреда и вреда здоровью, но и чтобы виновную в ДТП девушку лишили водительских прав. «Блондинки за рулем» нам на дорогах не нужны.
Еще один пример из практики. К нам обратился мужчина, жена которого при схожих обстоятельствах пострадала в ДТП. Правила дорожного движения она не нарушала, в отличие от водителя грузовика, который врезался в машину супругов. Вред здоровью причинен серьезный, женщина лишилась заработка. Суд назначил виновнику наказание — два года условно. Это, конечно, возмутительно, как и то, что вопрос с гражданско-правовой ответственностью придется решать в отдельном порядке.
 
Как обстоят дела с историями, когда два участника ДТП ищут между собой виноватых?
Доказать свою невиновность при столкновении двух транспортных средств чаще всего не просто. Кто на самом деле нарушил Правила дорожного движения? Могут быть повреждены дорогие автомобили, стоимость их восстановления может быть очень высокой. Роль адвоката в этом отношении весома, специалист знает, какие подходы нужно применить, ведь одного внутреннего убеждения «я прав» недостаточно, нужны факты. Собираются записи видеорегистраторов, показания свидетелей. В нашей практике был случай, когда на перекрестке столкнулись два автомобиля, один из которых принадлежал нашему клиенту. Доказать, что он прав, было нелегко. А ущерб оценивался более чем в 1 млн рублей. Конечно, сумма несоизмерима с той, что предполагает полис ОСАГО. Мы обратились в администрацию одного из зданий, которое расположено рядом с местом происшествия. А нем установлены камеры видеонаблюдения, записи с которых показали, что в ДТП виноват оппонент нашего клиента. Также часто приходится искать свидетелей через СМИ и социальные сети. Работа очень трудоемкая, но и свои результаты она дает. 
 
Что стоит помнить водителям, которые все же нарушили ПДД и получили штраф?
Иногда водители попадают в не очень серьезные ДТП. Их привлекают к административной ответственности, а они думают: «Оплачу штраф, и ладно» и не отслеживают в дальнейшем ситуацию в органах ГИБДД. Это может сыграть злую шутку. Через несколько месяцев они могут получить иск от страховой компании, которая выплатила ущерб второй стороне ДТП, или же, собственно, от этой второй стороны. Когда вы уже заплатили штраф и, казалось бы, все закончено, может возникнуть необходимость в суде доказывать, что вы все же были невиновны. Поэтому, если вы не согласны с выписанным вам штрафом, оспаривайте его в ГИБДД или суде.
 
Что еще важно помнить водителям?
Конечно, то, что они управляют источником повышенной опасности. Это как управлять самолетом военной авиации — нужно быть готовым к тому, что в любой момент с любой стороны могут возникнуть совершенно неожиданные ситуации. Оставьте свои телефоны, соблюдайте скоростной режим, внимательно смотрите за пешеходами, даже если вы находитесь не в пределах зоны пешеходного перехода. К слову, суд может освободить водителя от уголовной ответственности только в том случае, если пешеход совершил грубейшее нарушение. Но это не значит, что речь о гражданско-правовой ответственности идти не будет, то есть рублем все равно можно ответить. При этом все мы понимаем, что нет ничего важнее жизни, никакие «нужно срочно успеть» или надежда на пресловутый авось не стоит того, чтобы об этом забывать.
 
 
«Слепцов и партнеры» 
Калинина, 115, тел. (4212) 57-40-37
e-mail: advsleptsov@gmail.com
0
0
Ваша оценка: Нет