На вершине айсберга

Текст: 
Анастасия Хаустова
Фото: 
Вячеслав Митинькин

В начале июня культурная сфера города узнала о переменах — в Хабаровском краевом музыкальном театре новый директор. Не прошло и десяти дней его работы, как наша редакция познакомилась с новым руководителем и все про него узнала. Встречайте — Константин Зайнулин

 

 

В: Константин Александрович, вы приехали в Хабаровск из Сочи. Как вам у нас?
Ранее я бывал на Дальнем Востоке, но в Хабаровск приехал впервые. Конечно, он мне понравился. Я застал город в самом начале лета, когда вокруг все благоухает, цветет, утопает в зелени. Первым делом я отправился на набережную Амура, великой русской реки. Увидел знаменитый амурский мост, который изображен на пятитысячной купюре. Может быть, местные жители посчитают это забавным, но для большинства гостей из других регионов этот мост — символ Хабаровска и самая главная ассоциация. Когда звоню своим родным и близким, которые остались в Сочи, шучу: «Если соскучились по мне, возьмите пятитысячную купюру, посмотрите на мост и знайте, что я где-то там». 
К сожалению, пока мне не удалось в полной мере познакомиться с исторической частью краевой столицы — очень насыщенный график: прихожу на работу к восьми утра, ухожу ближе к одиннадцати вечера. 
 
В: А историю Хабаровского краевого музыкального театра уже изучили?
Безусловно! Наш театр — один из старейших в стране, он ведет свою историю с 1926 года. Все началось с оперетты «Сильва», которая до сих пор с успехом идет на нашей сцене. Сейчас даже есть предложение возродить традицию — каждый год в день рождения театра давать именно эту постановку. В истории Хабаровского музыкального меня как глубоко романтичного человека покорил тот факт, что театр открыл свои двери 14 октября. По удивительному стечению обстоятельств мой день рождения тоже в этот день. Думаю, это хороший знак.
Хабаровский краевой музыкальный театр — это плеяда талантливых артистов. Нам есть чем гордиться. В свое время театр имел статус одного из лучших, входил в пятерку музыкальных театров не просто России, а всего СССР. Наша основная задача — гордо нести этот статус и представить жителям и гостям краевой столицы все то богатое репертуарное наследие, которое мы имеем.
 
В: Какие планы по развитию театра вы будете воплощать в жизнь?
В основу репертуарной политики будет положен принцип жанрового разнообразия. Безусловно, сохранится классическая оперетта — зрители, как и прежде, будут наслаждаться «Принцессой цирка», «Веселой вдовой», «Летучей мышью» и другими любимыми произведениями. В нашем репертуаре более 40 названий. Каждый спектакль имеет свою нишу и своего зрителя. Конечно, все они сохранятся.
Отдельный акцент мы сделаем на семейных и детских произведениях. Все горожане должны знать, что каждое воскресенье в 11 утра в нашем театре идет спектакль для самых юных зрителей.
У нашего талантливого главного дирижера Руслана Антипинского есть отличная задумка — включить в программу со следующего сезона цикл концертов в формате «Оркестр на сцене». В этом смысле мы не конкурируем с коллегами из краевой филармонии, они работают в более академическом жанре. Наш же цикл должен дать зрителю легкую и популярную музыку. К примеру, один концерт будет посвящен самым известным ариям из опер и оперетт, второй концерт — это эстрадные произведения, следующий будет составлен из популярных рок-хитов в симфоническом исполнении. 
Мы намерены внедрить абонементную систему. В предлагаемые зрителям абонементы включим несколько спектаклей, которые будут проходить в течение года. Цена будет более выгодной, нежели если зритель приобретет билеты на каждый из них отдельно.
Для продвинутой аудитории с конца этого сезона мы запустили новое сценическое пространство — малую (экспериментальную) сцену. В небольшом зале-трансформере, рассчитанном на 60 мест, появилось место для творческой самореализации в камерном формате. Здесь представляются моноработы, пьесы с участием небольшого количества актеров, проводятся творческие встречи, лекции. Планируется открыть киноклуб — познакомить наших гостей с богатым наследием музыкальных фильмов, как советских и российских, так и зарубежных.
 
В: Будет ли еще что-то кардинально новое?
Еще один принцип нашей работы — стратегическое планирование. Как это работает? Если вы зайдете на сайт любого крупного столичного театра, то сможете увидеть его репертуар на год вперед и приобрести билеты на тот спектакль, который хотите увидеть. Исходя из этого, можно планировать свой досуг. Перед художественным руководством Хабаровского краевого музтеатра уже поставлена задача до конца сезона определиться с планами и представить репертуар как минимум до января 2020 года. 
 
В: Предполагаете специальные акции по предварительной продаже билетов?
Да, в июле и августе мы планируем провести маркетинговую акцию, которая даст возможность приобрести билеты на спектакли наступающего театрального сезона по специальной цене, она будет ниже, чем в разгар театрального времени.
 
В: Как вас встретил коллектив?
У нас выстраиваются достаточно конструктивные отношения. Я успел познакомиться с труппой, специалистами цехов и административно-управленческого звена. Коллектив слышит те задачи, которые я ставлю, и все понимают, что они направлены на процветание театра. Главный тезис, который я обозначил, — все билеты должны быть проданы. На этом строится наша политика в настоящее время. Времена изменились, очереди в кассу сами по себе не выстроятся. Театр сам должен выходить в городское пространство и взаимодействовать с разными группами общественности. По мировой статистике, 50 % населения в принципе никогда не ходит в театр — просто другие интересы: охота, рыбалка, спорт, что угодно. 25 % ходили, ходят и будут ходить в театр. А оставшиеся 25 % — это те, кто просто незнаком с театральным искусством, не имеет подобного опыта. Вот за них и борются все арт-маркетологи, и нам есть что им предложить.
 
В: Вы посетили многие российские театры. В чем особенность нашего?
Стоит отметить, что вся театральная сфера города имеет свою важную особенность. Хабаровску очень повезло, поскольку здесь представлены все театральные жанры. В городе действуют театр кукол, театр юного зрителя, театр драмы и наш музыкальный театр, который имеет по своему статусу очень широкие возможности. Пока на нашей сцене не идут оперы и балеты, на то есть свои причины — и кадровые, и организационно-финансовые, и технические. Но в то же время зрители не лишены этих видов искусства — к примеру, совсем недавно в городе завершились гастроли Бурятского театра оперы и балета, к нам нередко приезжают другие прославленные коллективы и интереснейшие артисты, представляющие работы разных жанров. Такое полное театральное погружение есть лишь в восьми городах по всей стране. Среди них Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и другие. Нужно понимать, что 11 субъектов России вообще не имеют своих профессиональных театров. Хабаровский же музыкальный — единственный в своем жанре в радиусе 3000 км от Хабаровска. 
Мы работаем в синтезе жанров — у нас есть оркестр, хор, балет. Наши солисты не просто поют, но и реализуют режиссерский замысел, работая с драматургическим материалом и применяя свое актерское мастерство. При этом зрителю доступна лишь видимая часть айсберга под названием «Хабаровский краевой музыкальный театр».
 
В: Что же нам недоступно?
Представьте — по одному только штатному расписанию в театре трудятся 330 работников, не считая тех, кто сотрудничает с нами по гражданско-правовым договорам. Для того чтобы поставить спектакль, нужно задействовать большое количество подразделений. У нас собственные цеха по изготовлению головных уборов, художественный, декорационный, пошивочный, сварочный цеха, цеха мягких и жестких декораций — там работают «узкие» профессионалы, штучные специалисты. На один спектакль большой формы шьется минимум 80 костюмов, а иногда и 100, и 200. У нас даже появилась проблема — негде хранить костюмы. Для того объема, что нажил за долгие годы театр, впору арендовать отдельный склад.
 
В: У вас есть опыт организации крупнейших культурных мероприятий страны. Среди них «Кинотавр», фестиваль «КиВиН в Сочи», Культурная Олимпиада «Сочи-2014» и другие. Нет ли желания провести у нас свой собственный театральный фестиваль?
Почему нет, планов у меня масса. Хватило бы жизни все их реализовать. Этот год объявлен в нашей стране Годом театра. Я вхожу в состав федеральной рабочей группы Союза театральных деятелей. Именно этой организации принадлежала инициатива проведения этого праздника.
Возвращаясь к фестивалям в Хабаровске, важно отметить, что в сентябре город ждет сразу два крупных события. В начале осени мы встречаем фестиваль театров-победителей «Золотой маски». Это самая авторитетная российская профессиональная премия в театральном искусстве. Кстати, наш театр — трижды лауреат этой национальной премии. В этом году на сцене Хабаровского музыкального театра будут гастролировать такие прославленные театры, как «Мастерская Петра Фоменко», Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии, Московский театр имени Пушкина, МХТ имени Чехова, Пермский Театр-Театр. При этом наш театр — не единственная площадка, на которой развернутся события названного фестиваля.
Вторая половина сентября будет ознаменована полюбившимся хабаровчанам фестивалем «Амурская осень». В городе пройдут антрепризные спектакли с участием любимых известных артистов.
 
В: Расскажите о вашей работе в Сочи.
В этом городе я жил и работал последние восемь лет. Туда я переехал в 2011 году, получив предложение от крупного театрально-концертного объединения. Оно включает несколько сценических площадок, одна из которых — Зимний театр, рассчитанный на 1000 мест. Сам театр не имеет своей труппы, а ориентирован на гастрольную деятельность разных коллективов. Ежегодно здесь проходят такие крупные проекты, как фестиваль КВН Александра Маслякова, Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета, он, к слову, входит в десятку лучших фестивалей Европы, фестиваль Дениса Мацуева «Крещендо», джазовый фестиваль Игоря Бутмана и другие. В должности заместителя генерального директора я отвечал за организационную часть многих событий. Особенно ценным оказался опыт проведения проекта Культурная Олимпиада «Сочи-2014». К слову, мое первое знакомство с министром культуры Хабаровского края Александром Федосовым состоялось в 2014 году, он возглавлял делегацию творческих коллективов региона, жемчужиной среди них был ансамбль «Дальний Восток», который познакомил иностранных гостей с богатым культурным наследием нашей страны. 
 
В: Как сложилось, что вы связали свою жизнь с культурной сферой?
Будучи студентом, прогуливаясь однажды по коридорам вуза, увидел объявление о наборе в «Школу театральной критики» при екатеринбургском Доме актера — официальной резиденции Свердловского регионального отделения Союза театральных деятелей. Попал в среду творческой интеллигенции, поступил на работу в аппарат этой общественной организации: занимал сначала должность главного администратора Дома актера, а затем первого помощника председателя отделения. Ну а потом было приглашение в Сочи.
 
В: Кого из своих учителей вы можете отметить?
Мне везло на учителей. Естественно, нужно отметить моего руководителя на предыдущем месте работы и известного арт-менеджера Владимира Васильевича Мишарина. Он дал мне очень много важных с практической точки зрения знаний и навыков. В сложной ситуации всегда спрашиваю себя: «Как бы поступил Мишарин?» Если говорить о теоретической базе, то нельзя не упомянуть Геннадия Григорьевича Дадомяна, профессора, известного исследователя российского театра. Я выпускник Высшей школы деятелей сценического искусства, которую он основал, и мне посчастливилось учиться у этого мастера. Помню, как он часто говорил, что театру для полета, подобно птице, нужно два крыла — государственной и общественной поддержки. И то, и другое в Хабаровском краевом музыкальном театре есть. Моя задача — эти крылья усилить. 
 
В: Можете отметить свои любимые спектакли?
Про любимые спектакли, аналогично как и про любимые книги, могу сказать — последний увиденный. В моем случае это «Проделки Ханумы» в Хабаровском музыкальном театре. Это озорная авантюрная история, в которой каждый сможет найти для себя что-то интересное. Здесь представлена блистательная работа художника, вокально и музыкально все хорошо исполнено. Я сейчас только знакомлюсь с репертуаром Хабаровского музыкального — уверен, что впереди много открытий.
 
В: Руководитель музыкального театра по определению должен быть неравнодушен к музыке. Что звучит в вашем плей-листе?
Несмотря на мой молодой возраст, я люблю ретро. Это произведения Магомаева, Утесова, Бернеса, Шульженко. Хотя ими я не ограничиваюсь — люблю любую хорошую качественную музыку. 
 
В: Что для вас счастье?
Когда близкие рядом с тобой и у них все хорошо. 
 
В: Чего вы никогда не сможете простить?
Предательства. Что может быть хуже?
 
В: Какие качества вы цените в людях?
В первую очередь честность. Я всегда говорю коллегам и близким, что лучше сказать все, как есть, чем доводить до того момента, когда уже ничего нельзя исправить.
 
В: Как в трех словах вы можете описать идеальный современный театр?
Все билеты проданы. 
0
0
Ваша оценка: Нет