Жить природой

Текст: 
Полина Никулина
Фото: 
Оксана Литвиненко

Экологом, биологом или краеведом может стать любой школьник. В детском эколого-биологическом центре исследовательские работы превращаются в увлекательный квест, а научные экспедиции — в необычные приключения

 

 

Детский эколого-биологический центр появился в Хабаровске 20 июля 1992 года. С тех пор он постоянно обновлялся, закупал новое современное исследовательское оборудование, но неизменной осталась миссия — развивать в детях способности к наукам о природе. Сейчас центр работает по четырем направлениям подготовки: эколого-биологическое, естественно-научное, художественно-эстетическое и туристическо-краеведческое. Всего 15 образовательных программ.
Ежегодно в центре занимаются более 800 детей. Самым массовым считается естественно-научное направление. В него входят такие объединения, в которых ребята могут познакомиться с разнообразием дальневосточной флоры и фауны, — «Экологический калейдоскоп», «Лес и человек», «Эколята». Педагог программы «Юный медик», кандидат медицинских наук Ирина Рябова, рассказывает детям о фармакологических особенностях дальневосточных растений, учит оценивать и сохранять свое здоровье. А на занятиях объединения «Исследователи ЭкоЛаб» дети учатся определять состав продуктов, рассчитывать калории, выявлять количество витамина С и многое другое. Но главное, что на всех этих курсах мало теории и много практики. Ребята учатся работать с микроскопами и лабораторным оборудованием, ходят на практические занятия в дендрарий и парки. Дети работают с современными технологиями и специализированным оборудованием. Например, для малышей есть цифровые лаборатории «Наураша», с помощью которых даже дошкольники могут экспериментально изучать разные физические явления.
Туристическо-краеведческое направление подойдет юным натуралистам и любителям исследовательских экспедиций. Неутомимый куратор объединения «Экология и туризм» Кирилл Горохов организует детям спуски в пещеры, сплавы и пешие экскурсии. От обычного туристического клуба объединение отличается неугасимым интересом к науке. В ходе путешествий ребята по заданию исследовательских институтов проводят заборы воды в отдаленных озерах. С помощью современных компьютерных технологий исследуют природные объекты, убирают мусор за нерадивыми туристами и иногда даже делают открытия. Например, группа Кирилла Горохова обнаружила на реке Кия редкую японскую кувшинку, которая растет только в одном регионе. Бывает, что из экспедиции группа привозит палеонтологические находки, которые попадают в музей центра и часто используются на практических занятиях. На полках музейной комнаты уже лежат разные ископаемые: зуб мамонта, зуб акулы мегалодона, окаменелые останки трилобитов и многое другое. Часто дети используют экспонаты для своих исследовательских работ.
За творческое развитие в центре отвечает кружок «Подружки-рукодельницы». Кроме традиционных рисования, бисероплетения и вязания, есть занятия с природными и бросовыми материалами. Ребята делают игрушки-сувениры, шкатулки, декоративные изделия из утиля. 
Единственное платное объединение эколого-биологического центра — «Начальная робототехника». Здесь малыши 6—8 лет могут окунуться в мир безграничного технического творчества. Ребята работают с программируемым конструктором, а значит, развивают мелкую моторику и учатся основным принципам проектирования. Одно групповое занятие стоит 120 рублей.
Кроме основных образовательных программ, на базе детского центра уже более двенадцати лет проходит летняя школа «Олимпиец». Ежегодно 12 ребят в возрасте 12—14 лет получают шанс прокачать свои компетенции.
«Мы приглашаем тех детей, которые в течение года занимаются в биологических кружках, участвуют в олимпиадах и конференциях по биологии и экологии, — сказала методист центра Наталья Крупенникова. — На протяжении десяти дней ребята знакомятся с лабораторными и полевыми исследованиями. В этом году у них был поход в Большехехцирский заповедник, изучение геоботаники, экскурсия на «Водоканал», где им рассказывали о методах очистки воды в городе, экспериментальная оценка качества шоколада».
Когда смена подходит к концу, ребята могут продолжить исследовательскую работу на базе городского филиала краевой очно-заочной экологической школы. Там юные биологи и экологи могут выбрать себе научного руководителя и вместе с ним написать научную работу. С детьми, которые ведут индивидуальные исследовательские работы, преподаватели могут работать через соцсеть «ВКонтакте». Там дети получают задание, там же могут отправить ответ.
Ученики центра ежегодно становятся призерами крупных научно-исследовательских конкурсов и конференций. В этом году ребята стали победителями всероссийской научной экологической конференции «Вода — источник жизни на Земле» в Санкт-Петербурге. Каждый год летают в Королев на научно-техническую конференцию молодых ученых и специалистов и кроме побед привозят уникальные впечатления. В Королеве хабаровчанам проводят экскурсии по центру управления полетами, дети могут поздороваться и сфотографироваться с космонавтами, посмотреть на тренировку космонавтов и посидеть в кресле Юрия Гагарина. На такие конференции дети летают бесплатно. Участвуют и в региональных состязаниях — в этом году на фестивале социально-экономических проектов «Хабаровск.НАШ» было представлено 500 проектов, объявлено 25 победителей, двое из них написали проекты в стенах эколого-биологического центра.
Более десяти лет детский эколого-биологический центр набирает летние трудотряды. Цель таких отрядов — научить детей любить природу и заботиться о ней. Кроме того что ребята ежедневно делают окружающий мир лучше и чище, они тем самым зарабатывают на карманные расходы. Отрядовцы получают примерно 3100 рублей в месяц. Попасть в трудотряды экологического центра могут преимущественно те, кто состоит в каком-то объединении. Кстати, только здесь в отряд могут попасть школьники от десяти лет, это один из самых низких возрастных цензов в городе. 
Центр сотрудничает с Институтом водных и экологических проблем и с дендрарием Дальневосточного исследовательского института лесного хозяйства. Часто институты дают ученикам центра какие-то задания.
Кроме постоянной работы объединений, преподаватели центра ездят по школам с экологическими мастер-классами, устраивают «Научную битву» для малышей и конкурс «Земля, экология, я» для старшеклассников. Сотрудники центра стали организаторами первого в Хабаровском крае детского Science Slam. Это необычная битва ученых, когда каждый должен коротко и ясно рассказать о своей работе. Победитель слэма определяется по аплодисментам с помощью шумомера и получает заветный приз — боксерские перчатки. А 7 июля состоится Science Slam для взрослых. Популярный нынче формат «Ночь в экологическом» тоже заслуживает внимания. Посетители получают маршрутные листы, по которым должны пройти через все площадки. Задания, конечно же, связаны с экологией и краеведением — пройти по туристической веревке, поучаствовать в играх народов Дальнего Востока, классифицировать животных, найти всех лососей, спрятанных в центре, определить, какой препарат находится в микроскопе.
Уже в течение 15—20 лет ассоциация «Мусасино-Тама-Хабаровск» и детский эколого-биологический центр обмениваются делегациями школьников. Раз в два года в Хабаровск приезжает группа японских детей, которые вместе с учениками и преподавателями центра едут в верховья реки Хор изучать дальневосточную природу. Дети живут на берегу реки в палатках, готовят на костре, ходят в тайгу и просто знакомятся с русской культурой. С делегацией всегда едут четыре переводчика, но и без их помощи дети быстро учатся понимать друг друга. Перед отлетом на родину японцы два дня живут в российских семьях. А на следующий год хабаровчане летят к японцам с ответным визитом. Вот и в августе этого года ребята полетят в Японию. Проходят годы, а ребята, познакомившиеся в таких походах, до сих пор дружат и поддерживают связь. Участниками этого межнационального проекта становятся дети 14—17 лет, которые обучаются в центре и занимают призовые места на различных конференциях.
Здесь есть и свой живой уголок, в нем живут кролики, попугаи, шиншиллы, красноухие черепахи и рыбки. К четвероногим и хвостатым обитателям живого уголка ходят школьные экскурсии. На них детям рассказывают об особенностях животных. А еще ученики центры пишут научные работы, наблюдая за жизнедеятельностью животных. Например, один из старшеклассников исследовал кормовые рационы кроликов.
Примерно 50 % выпускников экологического центра поступают на специальности, связанные с естествознанием, — на факультет экологии и природопользования Тихоокеанского государственного университета, в Дальневосточный государственный медицинский университет, в Дальневосточный государственный аграрный университет и другие вузы.
«Это не значит, что все наши ученики будут экологами, нет. Но им привьется любовь к лесу, к природе, — говорит Виктория Позднякова, куратор объединения «Лес и человек». — Мой ребенок сказал, что во время занятий у него появилось много друзей, он перестал бояться выступать, стало легче учиться в школе. Сейчас он учится в вузе, и у него нет проблемы написать курсовую, потому что здесь они писали серьезные исследовательские работы, защищали их в Москве и в Питере». 
0
0
Ваша оценка: Нет