«Маска» в городе

Текст: 
Анна Барахтина
Фото: 
Вячеслав Митинькин

По данным ВЦИОМ, 40% россиян считают театр лучшим из видов культурного досуга. А значит, этой осенью хабаровчан можно считать счастливейшими людьми во всей стране. Лучшие из лучших, отобранные примерно из семи сотен государственных и почти двухсот частных театров, едут к нам!Речь об обладателях престижной премии «Золотая маска — 2019». Чем будут удивлять титулованные гости, узнаем в беседе с организаторами фестиваля в Хабаровске — главой театра драмы Николаем Евсеенко и директором музыкального театра Константином Зайнулиным 

 

 

 
 
Рассказывает Константин Зайнулин
 
 
Что это за фестиваль? В чем его суть и цель?
 
«Золотая маска» — национальная премия, одна из самых авторитетных в театральном мире России, присуждаемая ежегодно. Это срез всех явлений и трендов в современном театре. Хабаровский музыкальный театр является трижды обладателем этой престижной награды: за лучший спектакль, лучшую мужскую и женскую роль. 
 
Почему «Золотая маска» добралась до Хабаровска впервые за столько лет?
 
В честь Года театра по указу президента утвердили и реализуют программу развития театрального дела на Дальнем Востоке. Благодаря этому впервые за много лет мы принимаем у себя «Золотую маску». 
 
Какой спектакль, на ваш взгляд, самый необычный? В чем его особенность?
 
Фестиваль «Золотая маска» — это, безусловно, одно из самых ярких культурных событий года в Хабаровске, и я просто призываю всех читателей не пропустить его. Изучите афишу, выберите понравившийся спектакль. А лучше сходите на все, это редкая возможность. Выделять какой-то конкретный спектакль сложно, но если говорить о моих личных предпочтениях, то я бы обратил внимание наших читателей, у которых есть дети, на детскую программу. «Осторожно, эльфы» Театра наций из Москвы и «Карлик Нос» от удивительнейшего пермского Театра-Театра. Прямо рекомендую.
 
Пришлось ли столкнуться с какими-то техническими сложностями, чтобы представить привезенные спектакли в первоначальном виде?
 
Представьте себе, что такое вывезти коллектив музыкального театра. К примеру, наш театр принципиально не работает под фонограмму, нам нужен оркестр. Также нужно везти солистов, хор, балет. А это уже около 100 человек. Помимо всего прочего, возникают расходы с провозом декораций —несколько огромных фур. Это безумно дорого. И в такой ситуации находятся все театры. Но «Золотая маска» дает уникальную возможность. Финансовые условия беспрецедентны: государство выделило субсидию на проезд, провоз декораций, проживание артистов. И все же принимающей стороне, а именно Хабаровскому музыкальному театру и театру драмы, пришлось взять на себя часть расходов: рекламу, аренду дополнительной световой и звуковой аппаратуры, сценического оборудования. Кроме того, МХТ имени Чехова, например, исходя из особенностей режиссерского замысла постановки запросил у нас возможность изменить существующее покрытие сцены (зачем это сделано, не расскажу — зрителей ждет сюрприз). Наша постановочная служба нашла решение: на весь планшет сцены были куплены листы фанеры общей площадью 200 квадратных метров. Или, к примеру, балетная труппа запросила в драмтеатре так называемый «линолеум» — не тот, что у всех дома на кухне, а специализированное прорезиненное покрытие сцены. Такое производят лишь несколько предприятий в мире. К счастью, в Хабаров-ске такой «линолеум» есть. 
 
Как удалось удержать цены на билеты на привычном для Хабаровска уровне?
 
Весь билетный сбор остается в распоряжении хабаровских театров. Конечно, я как руководитель театра мог бы поднять цены, раз есть такой спрос. Но у нас принципиально другой подход. Важно дать людям доступ к высокому искусству. Конечно, задаром мы тоже не можем билеты давать, ведь наши театры несут расходы, принимая фестиваль. И, тем не менее, цены на билеты более чем доступны: для сравнения можно зайти на сайт любого коллектива и посмотреть, сколько стоят билеты на их спектакли в их родных городах.
 
Много желающих попасть на спектакли «Золотой маски»?
 
Я прогнозирую аншлаг на всех постановках. Обычно люди принимают решение о походе в театр и покупают билет за несколько дней до самого спектакля. А тут за месяц до первого выступления уже почти не осталось билетов.
 
В рамках фестиваля запланированы семинары, мастер-классы, встречи. Расскажите о них подробнее.
 
Помимо показов спектаклей — участников фестиваля, запланирована обширная профессиональная образовательная программа. Для театральных деятелей пройдет серия мастер-классов и лабораторий: вокал, хореография, актерское мастерство и многое другое. Все это с участием просто уникальных специалистов из Москвы. А жителей города мы приглашаем на нашу общедоступную программу. Например, в малом зале музыкального театра можно будет посмотреть телеверсию спектакля «Самолет Вани Чонкина» — обладателя двух «Масок» 2008 года: за лучший спектакль и лучшую мужскую роль. Вход свободный, но по предварительной регистрации на сайте театра.
 
Хабаровские зрители — кто они? 
 
Наш зритель очень радушный, но и требовательный в то же время, так что выступать перед ним — своего рода профессиональный экзамен. Хабаровск — очень театральный город. Здесь есть весь спектр театрального предложения, все жанры: драматический театр, театр кукол, театр пантомимы, театр юного зрителя, музыкальный театр. Городов, где есть профессиональные театры всех жанров, полностью укомплектованных, в нашей стране всего семь. Конечно, дотошный читатель может указать на то, что у нас нет театра оперы и балета. Но в репертуаре музыкального театра есть одна опера и несколько балетов. Так что Хабаровск — один из театральных центров России. А тем временем несколько субъектов страны и вовсе не имеют профессионального театра в принципе. Так что всем нам очень повезло.
 
 
Рассказывает Николай Евсеенко
 
 
Что это за фестиваль — «Золотая маска»? В чем его отличие от «Больших гастролей»?
 
«Золотая маска» — это ведущий фестиваль-конкурс России, который проводят в Москве каждую весну. И его участники, номинанты, победители —лучшие в стране. Главная номинация — «Лучший спектакль» — в каждой театральной категории. Есть награды не только коллективные, но и индивидуальные: отмечают работу актеров, режиссеров, художников, композиторов, балетмейстеров. Номинации фестиваля охватывают все основные 
направления создания театральных постановок. Это два совершенно разных направления с «Большими гастролями». Их программа построена на принципе взаимности выездов: к примеру, в этом году мы ездили в Астрахань, а астраханский театр, в свою очередь, приезжал к нам. Таким образом, происходит культурный обмен между регионами. А «Золотая маска» — это выезд спектаклей — победителей фестиваля. Причем маршрут и репертуар формирует Союз театральных деятелей.
 
В который раз фестиваль проходит в Хабаровске? 
 
«Золотая маска» в Хабаровск едет в третий раз: до этого проводилась в 2008-м и 2012-м. Больше ни в один другой регион Дальнего Востока «Золотая маска» не выезжает. В этом году турне фестиваля по стране начинается в Хабаровске. Нас выделили за то, что мы активные участники и победители. Тут важно отметить, что мы — единственный регион Дальнего Востока, который имеет столько наград. И если поначалу Хабаровск на фестивале представлял только музыкальный театр, то сейчас уже не первый год участвуют и театр драмы, и театр юного зрителя. 
 
Что в рамках фестиваля представляли хабаровские театры? 
 
В этом году мы возили «Собачье сердце» Булгакова. Победителями не стали, но быть отобранными для участия в «Золотой маске» — это уже почетно. А вот ТЮЗу удалось получить специальную премию жюри — «За тонкое и сценически выразительное прочтение повести Льва Толстого «Детство» средствами целостного актерского ансамбля».
 
Каких новшеств ждать от «Золотой маски — 2019»? 
 
Впервые в рамках фестиваля к нам везут детские спектакли и мюзикл. Также в этом году «Золотая маска» посетит еще один крупный город Хабаровского края — Комсомольск-на-Амуре. Такого раньше не было. Я считаю, это огромное событие как для комсомольчан, так и для региона в целом.
 
Расскажите немного о репертуаре, который представят в Хабаровске в рамках фестиваля. 
 
Семь постановок покажут в Хабаровске и пять — в Комсомольске. В этом году крайне убедительный состав участников и очень разнообразный репертуар. Приедет МХАТ с очень интересным спектаклем «Мужья и жены». Поставил его культовый режиссер Константин Богомолов. Актерский состав звездный. Это яркое событие в театральной жизни. Будет театр «Балет Москва» с постановкой «Все пути ведут на север». Она получила номинацию «Лучший спектакль в современном танце», название номинации говорит само за себя. Это современный балет в сочетании с пластикой — очень оригинально и интересно. Потрясающее событие для Хабаровска, я считаю.
Едет к нам и театр им. А.С. Пушкина со спектаклем, который впервые зазвучал на Таганке: знаковая постановка «Добрый человек из Сезуана». Сейчас его ставил достаточно интересный и яркий режиссер Юрий Бутусов — один из тех, кто сегодня определяет развитие театра. Спектакль и драматический, и музыкальный одновременно.
Спектакль «Осторожно, эльфы» привезет московский Государственный Театр Наций. В этой постановке, заявленной как детектив для детей, поднимается совсем не детский конфликт. Посмотреть будет интересно и взрослым.
Постановку «Карлик-нос» покажет пермский Театр-Театр. Ну Пермь — законодательница моды. Они там себя пытаются позиционировать как культурную столицу России, и им действительно многое удается. Это театр, который реально претендует на звание первого в стране наряду с Петербургом и Москвой. 
Ждем к нам и «Мастерскую Петра Фоменко» — культовый театр с потрясающей природой существования артиста на сцене. Это актерское мастерство в высшей степени, безумная органика. Им удалось добиться такого уровня театра, что артисты на сцене живут, и живут просто потрясающе. Нынешний режиссер, ученик Петра Фоменко Иван Поповски, поставил «Сон в летнюю ночь» Шекспира. Театр зазвучал, сохранив прежний блеск, но с новыми нотками. В Новосибирске показов не хватило, чуть ли двери не сносили. Будем надеяться, что на хабаровского зрителя он произведет не меньшее впечатление.
И, наконец, мюзикл по бродвейским лекалам «Джекилл&Хайд» везет к нам Театр музыкальной комедии из Санкт-Петербурга. Спектакль пользуется популярностью в Северной столице. Такого на сцене Хабаровска еще не было. Скажу больше: это и в целом в стране у нас только вторая такого рода постановка. Много музыки, вокала, танца. Это просто потрясающе! Я и сам на него с удовольствием схожу, может, даже оба раза. Интересно ближе познакомиться с жанром, который пока еще не развит в России.
 
На какие спектакли быстрее всего раскупают билеты?
 
В первую очередь закончились билеты на МХАТ, но и показ будет только один. На остальные спектакли билеты тоже разлетаются с бешеной скоростью. 
 
Для некоторых спектаклей требуется необычный реквизит: настоящие деревья, живой гусь. Все это привезут с собой или будут искать на месте?
 
Театру Пушкина для постановки необходимы настоящие деревья: дуб, липа и береза, метров в девять высотой. Они обратились за помощью к нам. А наши местные лесники с нас столько денег запросили, что даже удивительно. Очень грустно от этого, ведь всегда у нас поддерживали искусство. Я помню времена и людей, которые в подобных ситуациях помогали театру даже безвозмездно. Мы ведь не для себя, а для спектакля искали, чтобы наш хабаровский зритель увидел его таким, каким видит столичный. А ближайшие лесные деятели, видимо, решили нажиться на этом. Пришлось искать другой выход. В итоге деревья везем из-под Комсомольска. Конечно, транспортировка — это дополнительная суматоха и траты. Но ничего, справились. Что касается гуся, его Пермский театр везет с собой. Мы пока не знаем, где он будет жить. Если не пустят в гостиницу, то мы готовы его приютить в театре. 
 
Хабаровские зрители — кто они? Что они предпочитают? 
 
У нас разные категории зрителей: есть любители и авангарда, и классики, и музыкальных спектаклей. Но если усреднить, то наш зритель довольно консервативный, больше к классике все-таки тяготеет, тяжело принимает что-то новое. К примеру, я вспоминаю первый приезд «Золотой маски» в   2008-м. К нам тогда привозили балет «Карамазовы» культового театра Эйфмана. Везде был аншлаг. Но хабаровчане, к сожалению, в этом направлении не очень осведомлены, поэтому билеты продавались напряженно. После спектакля, конечно, у зрителя была буря эмоций. Сработало сарафанное радио, и интерес проснулся у всех. Вот только, увы, в рамках фестиваля театр Эйфмана давал всего один спектакль в Хабаровске. Потому кто не успел — тот опоздал. Надеюсь, что в этот раз хабаровчане не упустят исключительную возможность познакомиться с лучшими спектаклями страны. 
 
0
0
Ваша оценка: Нет