Под рокот космодрома

Текст: 
Жанна Науменко
Фото: 
пресс-служба "Росскосмос"

Железнодорожный вокзал Хабаровска. Группу неудержимых романтиков, которые  вот-вот должны отправиться из Хабаровска на космодром Восточный, встречают представители турфирмы. Совсем скоро под шум колес нам предстоит отправиться до Циолковского — закрытого города, который славен на всю страну

Уникальная точка
 
Ночь в поезде, и мы на месте. Вкуснейший завтрак, несколько мгновений на то, чтобы прийти в себя и понять, какой же легендарный момент нам предстоит пережить, и двигаемся к намеченной цели. Но прежде узнаем историю места, в котором мы оказались этим теплым августовским утром. Точнее, в 45 км от него. До 2015 года город в Амурской области, закрытое административно-территориальное образование, где строился Восточный, носил название Углегорск. Интересно, что уголь в этих местах никогда не добывали. Такое наименование этой географической точки — продуманный ход военных — все для того, чтобы врагу и в голову прийти не могло, что здесь находится целая ракетная дивизия. Переименование проходило в 2014 году в рамках общественных слушаний, инициированных президентом Владимиром Путиным. По результатам опроса 85% жителей решили, что «ракетный город» должен носить другое имя. Разумеется, ни кого иного, как Циолковского — русского и советского философа и изобретателя, основоположника теоретической космонавтики, который в своих трудах описывал, как будет выглядеть космическое правительство и какие административные отношения будут созданы между планетами Солнечной системы в далеком будущем. Ему же принадлежит идея космических лифтов, поездов на воздушной подушке и мысль о том, что жизнь распространится по всей Вселенной. До 2007 года центром всей активности города был космодром Свободный. До этого он был обязан своим существованием 27-й Краснознаменной дальневосточной ракетной дивизии. В 2010 году тогда еще премьер-министр Путин сообщил всей стране, что время развития пришло — правительство выделяет почти 25 млрд руб. на ближайшие три года для масштабного строительства космодрома Восточный. Дело закрутилось, и в 2016 году здесь состоялся первый успешный пуск трех искусственных спутников Земли с выводом на орбиту. К слову, изображение космодрома удостоилось широкого тиражирования — в 2017 году Банк России разместил его на купюре номиналом в две тысячи рублей.
 
По секрету всему свету
 
На этом историческом экскурсе мы и ступаем на территорию космодрома площадью 700 кв. км. На протяжении всего нашего космического путешествия нас сопровождает гид — представитель Восточного. Туристы стали посещать космодром сравнительно недавно, начиная с этого года. Первыми услуги такого вида туризма стали оказывать компании из Благовещенска, затем подключились и столичные регионы. За истекший период здесь побывали порядка 1500 человек. Наибольшей популярностью экскурсии пользуются у школьников. Сюда приезжают целые классы. Для них есть система скидок — по условиям для групп, состоящих более чем из десяти человек, их сопровождающий проходит погружение в космическую реальность Восточного бесплатно. Стоимость путевки для детей составляет 6000 руб., для взрослых — 6 500 руб. Наше путешествие организовала туристическая компания «Аквамарин». Стоит отдать должное, на высоком уровне. Не обошли стороной знакомство с космодромом и участники Восточного экономического форума прошлых лет, также посетившие здешние экскурсии, и иностранные гости, например, делегация школьников из Гонконга, которые на свободном английском языке спрашивали гидов о достижениях российской космической мысли. Были здесь и жители стран Азиатско-Тихоокеанского региона и даже далекой Индии. 
 
Прикосновение космоса
 
Кажется, поход в музей для нас — дело привычное, а на космодроме нужно смотреть на территорию, а не гулять среди экспонатов. Но только не здесь. Музей Восточного — место, обязательное для посещения. Около музея вы можете увидеть самую настоящую спасательную капсулу. В 2013 году с ее помощью на Землю вернулись космонавты — россиянин Роман Романенко, американец Томас Маршберн, канадец Крис Хэдфилд, стартовавшие с космодрома Байконур к МКС в конце 2012 года на российском пилотируемом корабле «Союз ТМА-07М». В программу их работы на МКС входили прием и разгрузка двух российских грузовых кораблей «Прогресс», а также американского и европейского кораблей.
 
 
Каких не берут в космонавты
 
Сама по себе капсула достаточно тесная. Несмотря на это, в ней должны поместиться один огромный специальный парашют и три космонавта. Кстати, про то, какие требования должны предъявляться к физическим характеристикам покорителей космоса, состоялся отдельный разговор. Так, например, мы узнали, что еще 60 лет назад космонавт должен был обязательно состоять в партии, быть военным летчиком, возраст не должен превышать 30 лет, а рост — 170 см. Физическая подготовка на уровне мастера спорта, здоровье — безупречное. Сегодняшние космонавты стали «повыше» — рост от 150 см до 190 см, вес — от 50 кг до 90 кг, размер ноги — до 46-го. Однако не все космические устройства имеют такие скромные габариты. Тот же американский «Спейс шаттл», многоразовый транспортный космический корабль, по своей площади не уступает средней однокомнатной квартире. Никакого двойного гражданства, иностранного подданства. Отменное здоровье по-прежнему само собой. Кстати, сохранять свое здоровье и тщательно за ним следить космонавт должен постоянно, вне зависимости от того, отправляется он на орбиту или нет. История знает случаи, когда от момента торжественного «взяли» до первого полета проходило по восемь лет, и все это время, находясь в резерве, космонавт постоянно контролировал свое физическое состояние.
 
Лекторий на заданную тему
 
Также в музее вам покажут видео запуска ракеты, с помощью которого объяснят, как устроена «кухня» космодрома, сколько человек участвует в запуске, кто следит за безопасностью и порядком. Здесь же вы увидите уникальные экспонаты, побывавшие в космосе, которые точно больше нигде не встретите, узнаете о трудах того самого Циолковского и много интересных космических фактов. Например, о питании космонавтов. Оно представляет собой специально обработанные продукты, герметично упакованные. Непосредственно перед употреблением их разводят, и они вновь обретают свои свойства. Для космического питания существует целый ряд требований — например, крошек оно оставлять не должно, в условиях невесомости это попросту опасно, очистка должна быть минимальной, равно как и вес. И, главное, меньше мусора после использования. Рацион — исключительно сбалансированный. Как отмечают, сами герои Вселенной, самым вкусным в меню является творог. Кстати, проводимые исследования привели к тому, что и на космической станции, находясь в условиях невесомости, можно разбить свой «огород» — в ходе некоторых миссий космонавты выращивали зелень и употребляли ее в пищу. Приобрести на память паек космонавта можно в сувенирном магазине, который находится на территории космодрома. Музейная часть на этом заканчивается, и мы движемся исследовать территорию. Все перемещения по огромной территории осуществляются на автомобиле. Комфортно, быстро и безопасно. Наше внимание привлекает жилой микрорайон. Он именуется «Звездный» и представляет собой основное место проживания сотрудников космодрома. Район имеет даже свой парк «Ангара» и интересную по конструкции детскую площадку, композиция которой от космической тематики никуда не ушла. Первые ордеры на жилье сотрудники космодрома получили в декабре 2015 года, сегодня «Звездный» заселен не полностью, но впереди его, несомненно, ждут успех и кипучая земная жизнь.
 
 
Кровь кипит
 
Говоря о сотрудниках, стоит отметить, что в большинстве своем это молодые люди — средний возраст специалистов составляет 35 лет. Работать на будущее российской космонавтики приезжают выпускники вузов со всей страны — из Самары, Томска, Москвы и, разумеется, Амурской области. Опытные наставники, отслужившие много лет на Байконуре, с удовольствием делятся знаниями с молодыми инженерами. А они и рады — сегодня для молодого специалиста большое счастье, если есть возможность после окончания вуза работать в крупнейшей и имеющей мировую значимость структуре, да еще и по профессии. Готовит космодром и своих специалистов «на заказ» — со многими вузами заключен договор на целевое обучение. Работа у молодых специалистов на грани кипящего адреналина. Особенно в момент запуска. В составе космодрома действуют боевые расчеты, каждый имеет свое цифровое обозначение. Причем чем оно меньше, тем выше ответственность. Например, первый расчет отвечает за нажатие кнопки, запускающей ракету, а третий поворачивает ключ на старт. Ребята признаются, что при всей внешней невозмутимости эмоции зашкаливают. Когда до решающего момента остаются секунды, необходимо подтвердить возможность запуска, и, несмотря на то, что добрая часть всех процессов автоматизирована, человек остается решающим фактором. Ключевую роль, разумеется, играет командный пункт в Королеве — он дает финальные команды. Получается, что не зря говорят, что успех в космосе куется на Земле. 
 
Только плюсы
 
Восточный — это первый гражданский космодром. Именно он должен будет обеспечить независимый доступ в космос с территории России по всему спектру космических задач. С него можно осуществлять запуски космических аппаратов на любые орбиты, реализовывать пилотируемые программы и исследовать дальний космос. К 2022 году планируется запуск пилотируемого корабля «Федерация» в беспилотном варианте, а в 2024-м — запуск с экипажем. Всего с космодрома к настоящему моменту состоялось четыре запуска, но то ли еще будет. Одним из плюсов Восточного является его расположение. Районы падения отделяющихся частей ракет-носителей расположены на малонаселенных территориях России или в нейтральных водах, космодром находится вблизи от развитых железнодорожных и автомобильных магистралей и аэродромов, космодром способствовал снижению различных политических рисков. К слову, в составе есть специальное подразделение, которое отслеживает, куда все-таки упали обломки. Находят их, как правило, неподалеку. Первые и вторые ступени ракеты находили в Зейском районе, в 400 км от его местонахождения. Есть еще ряд преимуществ Восточного. Среди них, например, созданная дорожная инфраструктура: БАМ, трасса Чита — Хабаровск, большой запас электроэнергии, производимой в регионе.
 
Сердце и система
 
Инфраструктура космодрома представлена несколькими комплексами, каждый имеет свою стратегическую роль. Готовит ракету к старту, в том числе заправляет ее топливом, технический комплекс. В его состав входит 121 сооружение, а площадь составляет 170 тыс. кв. м. На 42 гектарах расположены сооружения, инженерные сети и транспортные коммуникации. Блоки всех ступеней ракет хранятся и выдаются на специальном складе. После выгрузки их передают в уникальную трансбордерную галерею — основную транспортную магистраль космодрома. Она совмещена с производственными корпусами и вспомогательными сооружениями. Основная миссия галереи — транспортировка составных частей ракетносителей, космических аппаратов, разгонных блоков, оборудования между зданиями технического комплекса. Также на Восточном действуют два монтажно-испытательных комплекса, заправочная станция, административно-деловой комплекс, командный пункт, промышленно-строительная база, на которой находятся ремонтно-механический завод, склад, дорожное управление, КПП и административно-бытовой корпус со столовой. Конечно, сердце космодрома — это стартовый комплекс. Он представляет собой 83 сооружения площадью 45 тыс. кв. м. В одну смену здесь работают 270 человек. Нельзя не отметить и восточный командно-измерительный пункт. Здесь принимаются глобальные решения, поскольку именно в этих стенах происходят траекторные измерения движения ракеты-носителя с космическим аппаратом. 
 
Математика
 
Вся космическая индустрия — сфера достаточно затратная. Немыслимо, сколько сил, эмоций и, естественно, вложений потребовал весь этот мир Восточного. Говоря же о том, как цель оправдывает средства в цифрах, только вдумайтесь: стоимость доставки одного литра воды на МКС составляет 54 000 долларов, один пуск иностранного спутника — около 800 млн долларов, доставка одного астронавта — 120 млн долларов. Поэтому в рентабельности проекта космодрома сомневаться не приходится.
 
Сон в летнюю ночь
 
Вечером мы возвращаемся обратно. Мы снова в поезде, который мирно отсчитывает километры до Хабаровска. Утром мы будем на месте, будем вновь решать земные вопросы. А пока закрываем глаза, мечтаем, вспоминаем и говорим спасибо за эмоции. И снится нам даже не рокот космодрома, а огромная страна, которой хочется гордиться, достижения которой удивляют и вызывают все возможные патриотические чувства. Страна, покорившая космос, у которой впереди новые победы. 
0
0
Ваша оценка: Нет