Воины света

Текст: 
Полина Никулина
Фото: 
Урал Гареев

В Ассамблею народов Хабаровского края входит более 20 национальностей. В том числе казаки, потомки воинов, заселивших Дальний Восток. Рассказываем о жизни Амурского казачьего войска, которое было создано 160 лет назад 

 

Из истории
 
«Благодаря нам здесь Россия» — гласит девиз Амурского казачьего войска. И не поспоришь, ведь именно казаки с легкой руки генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева расселились вдоль берегов Амура. Цепочка поселений начала называться «Амурской линией» и стала решающим аргументом в пользу возвращения Российской империи приамурских земель. В 1859 году царь официально утвердил создание казачьего отделения для новых территорий. В те времена Амурское войско состояло из «коренных» казаков, оставшихся на Дальнем Востоке еще с походов Пояркова и Хабарова, эвенков и бурятов, зачисленных в казачье сословие, и освобожденных крестьян с Нерчинских заводов.
В советское время казаки подверглись репрессиям. Потомки переселенцев скрывали происхождение предков. Называться казаком было опасно. После распада СССР начался долгий путь реабилитации репрессированных народов. И вот в 2005 году возрождается Амурское казачье войско. Оно охватывает территории Еврейской автономной, Амурской областей и Хабаровского края.
В 2011 году Верховный суд признал казаков этносом со своей культурой, национальной одеждой и языком, включающим два диалекта (балачику и гутор). Теперь национальность «казак» записывается в свидетельство о рождении ребенка.
 
Берут не всех
 
В казачье движение принимают потомственных казаков и патриотов Родины. Если человек не знает свою родословную, но хочет стать частью общины и приносить пользу обществу, его принимают на испытательный срок. За год претендент должен показать, что принимает традиции и моральные нор мы казачества: посещает собрания — круги и сходы, выполняет поручения, учится. После он становится приписным казаком.
Стать частью войска может человек с любым призванием. В общине найдется применение и творческим, и научным, и военным способностям.
«Община — казачье общество, живущее по принципу семьи, добивается больших успехов на пути своего развития, — считает атаман Амурского казачьего войска есаул Евгений Иванов. — В казачьих традициях атаман — это отец, а казаки — дети. И отношения в обществе выстраиваются соответствующие».
Как и предки более века назад, современные казаки выбирают своего атамана на круге. Атаман должен происходить из среды казаков, обладать лидерскими качествами, разбираться в политике и экономике, чтобы принимать полезные для войска решения. Атаман есть у каждого казачьего общества и у самого войска.
 
Сила традиций
 
Атаман Иванов уверен, что казаки — это народ, и его нельзя делить на «общественных» и «реестровых» и даже по вероисповеданию. В Хабаровске среди представителей казачьего народа есть православные старообрядцы, новообрядцы, староверы и даже буддисты. Слово «казак» с тюркского означает «свободный независимый человек, искатель приключений». Как говорит атаман Иванов: «Казак— это воин Света и в его традициях «сеять Свет», как проповедовал Христос».
«Традиции — это наша культура, — объясняет атаман городского казачьего общества «Форт ДВ» Константин Зыбарев. — Ношение форменной одежды: кубанки, папахи и т.п. Правила поведения, в том числе в разговорной речи. Например, казаки приветствуют друг друга: «Здорово дневали» или «Здорово ночевали». В семье он должен вести себя уважительно с женщиной и со стариками. Это заложено в нашу культуру и, соответственно, поведение».
Есть у казаков и определенные требования к воспитанию детей. Константин показывает фотографии пятилетнего сына — на одной мальчик уверенно сидит в седле, на другой — сосредоточенно целится из спортивного лука. Этими навыками с юных лет должен обладать каждый казак. При этом девочек воспитывает мать, обучая хозяйственным премудростям. Семейные традиции казаков — это традиции православия. Например, по словам Константина, хозяйка дома не сидит вместе с мужчинами за столом, когда к мужу приходят казаки. Казачка накрывает им стол и уходит заниматься своими делами.
 
Друзья по духу
 
Амурские казаки поддерживают дружественные отношения со своими соседями —уссурийскими казаками, войско которых было образовано из Амурского казачьего войска еще в XIX веке. Также поддерживается ими связь с исторической родиной — Доном и Кубанью. Дальневосточников приглашают их братья-казаки на казачьи круги в другие регионы, к которым они готовы прийти на выручку, невзирая на географию. К этому призывают казачьи заповеди.
 
Широкое движение
 
В Хабаровске сейчас действуют несколько казачьих обществ. Работая в составе этих организаций, казаки занимаются охраной природы, биоресурсов, вместе с правоохранительными органами несут службу по обеспечению правопорядка. Также в крае работают экспедиционный казачий корпус «Албазин» и казачий отряд быстрого реагирования «Казачья сотня». Члены экспедиционного корпуса проводят плановые рейды по нерестовым рекам края, охраняя их от браконьеров. В «Казачью сотню» на безвозмездной основе входят действующие сотрудники специальных подразделений, которые периодически отрабатывают тактику боя в горячих точках. Также казаки принимают участие в учениях с регулярной армией.
 
Боевое искусство
 
У казаков есть свое боевое искусство — казачий спас, которое включает несколько уровней и направлений. Помимо рукопашного боя, владения шашкой и нагайкой, в казачий спас входят целительская и молитвенная практики. Хабаровские казаки его изучают и практикуют. Особенность единоборства заключается во внутреннем состоянии воина. На Дону даже проводятся соревнования по казачьему спасу.
 
Удивительная культура
 
Но казачья история отражается не только в военном искусстве. На Дальнем Востоке достаточно коллективов казачьей песни и пляски. На постоянной основе в Хабаровске проходит фестиваль казачьей культуры «Казачья гора» и региональный этап всероссийского фольклорного конкурса «Казачий круг». Традиционно творческая часть фестиваля проходит в ДК профсоюзов, а на набережной казаки показывают свою удаль. Для артистов этот конкурс — шанс проявить себя и отправиться на всероссийский этап в Москву.
 
Дальновидные планы
 
У казаков в планах строить станицы на приграничных землях. В прошлом казаки были незаменимы для государства, они охраняли границу, смотрели за лесом и одновременно занимались сельским хозяйством. Теперь у их потомков на законодательном уровне появилась возможность повторять этот опыт.
Хабаровские казаки уже начали свою созидательную деятельность. Например, созданы фермы для поставки городским казакам натуральных продуктов. Также они занимаются и ремеслом.
«Люди тянутся, чтобы ощущать себя в общине, чувствовать поддержку единомышленников, — убежденно говорит атаман Евгений Иванов. — А у общины есть коллективный разум, который особенно проявлен на казачьих кругах, когда люди общаются между собой, узнают, кто что делает, и намечают общие планы на будущее. Кто-то шашки кует, кто-то изделия из кожи делает, нагайки плетет, а кто-то в думе работает депутатом. В общем, амурские казаки объединяются, чтобы делать дела для развития гражданского общества, принимая в свои ряды потомственных казаков и патриотов Отечества».
0
0
Ваша оценка: Нет