НЕПРИДУМАННЫЕ ИСТОРИИ

Текст: 
Анна Барахтина
Фото: 
Вячеслав Митинькин

В Хабаровск приехал «Королевский цирк»! Этот спектакль, а именно так называют постановку профессионалы, полностью ломает стереотипы о классическом выступлении. На манеже гармонично сочетаются сложнейшие трюки, дрессура животных, яркие образы, спецэффекты и декорации, необычный реквизит и роскошные костюмы героев. Артисты цирка рассказали нам о работе в шоу и раскрыли секреты своего мастерства

Продюсерский центр Гии Эрадзе привез в краевую столицу 14 автофур декораций и реквизита, а также невероятное количество животных и лучших артистов России. Под куполом краевого цирка воссоздан антураж настоящего дворца — хрустальные люстры, мраморные колонны и даже фонтан! В номере «Райский сад» к нему слетаются розовые пеликаны и попугаи ара.

Владимир Лекарев, дрессировщик попугаев и пеликанов: Сейчас у нас 9 попугаев и 6 пеликанов. Среди птиц есть такие старожилы, что их цирковой опыт куда больше нашего. Например, попугайчик Афоня к нам попал уже взрослым, работает здесь больше двух десятков лет. Или пеликан Гена: ему тоже за 20, он еще с Гией Эрадзе в одном номере работал. Вот, кстати, интересный факт: по статистике, пеликаны живут дольше всего именно в цирке — примерно 30—35 лет, в зоопарках — 20—25 лет, а в природе — всего лишь 16—18.

Дарья Лекарева, дрессировщица попугаев и пеликанов: Лучшее поощрение для наших пеликанов — живая рыбка. А вот для попугайчиков главная награда — это аплодисменты, этого им никакая подкормка не заменит. Наших подопечных вообще сложно отправить с манежа домой, они просто обожают внимание.

Владимир: Как только птицы чувствуют себя в безопасности, делают просто умопомрачительные трюки. Так что наша первая задача — научить их не бояться. Для этого мы поощряем и развиваем их любознательность. У них нет другого средства тактильного восприятия, кроме клюва. Они им все подряд трогают. Когда утоляют жажду познания, то немного успокаиваются. Ну а сами дрессировки строятся на игре.

Дарья: Номера постоянно дополняются: подопечные сами постоянно предлагают нам что-то новое, главное — вовремя подметить что-то интересное. Например, попугай может не захотеть летать, а захотеть лечь на спину и покрутить над собой чашку из-под корма. Тогда мы стараемся превратить это в трюк: даем ему вместо чашки палочку и немножко направляем его — в какую сторону крутить. И все, он уже, как малыш, играет с ней. Остается похвалить, пару раз повторить — и новый трюк готов.

Владимир: Перед выходом на манеж птиц нужно обязательно успокоить, чтобы не волновались от суматохи вокруг. Они чувствуют нашу поддержку, переговариваются между собой и успокаиваются. А еще перед спектаклем мы обязательно проверяем настроение птиц и свою работу перестраиваем под него. Все они очень метеозависимы. Например, если на улице дождь — они сонные и вялые, и мы работаем в более медленном темпе. А когда они гиперактивны, мы и сами ускоряемся.

«Зимняя сказка»

«Королевский цирк» — шоу контрастов, и райские кущи быстро сменяет зимняя сказка.Действие перенеслось во дворец Снежной королевы. Здесь хозяйка зимы Татьяна Исаева развлекается с лисами, русскими борзыми, северными оленями и маралами.

Татьяна Исаева, дрессировщица лис, оленей и собак, артистка балета: Цирк появился сперва в моей жизни. Я училась на артистку балета, а в цирке подрабатывала, и меня неожиданно увлекло. А затем и Николая в цирк привела. Вот так уже лет десять работаем. Нам нравится кочевая жизнь, тяжело долго находиться на одном месте — устаем.

Николай Исаев, дрессировщик лис, оленей и собак, тренер воздушных гимнастов: Каждый новый город — это новые эмоции, впечатления, зритель. В цирке жизнь измеряется не по месяцам, а по городам. Новый город — новая жизнь. Начинал я как артист балета, но как-то мне предложили участвовать в воздушном номере с люстрами. Я одно время увлекался гимнастикой, поэтому в номер вошел буквально за пару часов. Мне понравилось, начал в этом направлении развиваться и постепенно стал отвечать за все номера в воздухе. Участвую не везде, но вот отвечаю за все.

Татьяна: И дрессурой мы занялись не сразу. Гия Эрадзе однажды предложил попробовать, видимо, потенциал в нас увидел. Пообещал, что во всем поможет, научит. Наш номер — «Зимняя сказка», когда то давным-давно он сам в нем работал. А теперь и мы в этом номере почти шесть лет.

Николай: Животных в нем очень много — более 20 голов. Это три марала, два северных оленя, четыре собаки — русские борзые и редкие белые лисы. К каждому из них нужен свой подход.

Татьяна: Многие думают, что с собаками найти общий язык проще всего. Это не так. Русские борзые — непростая порода. Они очень мягкие, нуждаются в постоянном одобрении, с ними нужно много сюсюкаться, иначе обижаются. Ну а маралов нужно заинтересовать. Это для меня одни из самых умных и строптивых животных. Если они не хотят чего-то делать — ни за что в жизни их никто не заставит. Но если маралу будет интересно перепрыгнуть барьер, а заодно и мама даст ему сухарь, то он обязательно все сделает.

Николай: Для наших животных мы — мама и папа. Метод кнута у нас в цирке не используется, но и пряник нужно заслужить. Это позволяет не забаловать животных. И еще по поводу дрессуры скажу: мы не требуем от животных ничего сверхъестественного, берем только то, что в них заложено природой.

Татьяна: Например, олени сами по себе прыгучие, поэтому у нас они прыгают через барьерчики. Лисы в дикой природе бегают по своим тропам. И мы также им тропы выкладываем мясом. От двух до четырех повторений — и готово, маршрут выучили.

Николай: Если бы передо мной встал выбор — дрессура или гимнастика, то я бы не смог определиться. Мне нравится воздух, работа над ошибками, репетиции, синхронность, но и животные тоже важная часть моей жизни.

Татьяна: А я бы выбрала дрессуру. Это мое детище, с этим я связана и вне манежа, это моя ежедневная забота. Без этого я уже, наверное, не смогу.

Клоун или акробат?

Одна из главных особенностей шоу — программа не делится на номера, зрителей ждет единое представление. Его сюжет прост и будет понятен публике самого разного возраста: клоуны королевского замка путешествуют по сказочным местам, и в зависимости от того, куда они попадают, начинается та или иная тема. В «Королевском цирке» не даст заскучать публике Владимир Георгиевский — участник всевозможных европейских шоу талантов и победитель телепроекта «Лига удивительных людей».

Владимир Георгиевский, клоун-коверный: Я занимался спортивной гимнастикой в школе олимпийского резерва. В цирк попал, когда мне было 11 лет, но даже не предполагал, что когда-то буду выступать в жанре клоунады. В начале своего пути работал в «Венецианском карнавале», приехали с труппой на гастроли в Харьков и не вписались там в программу — выбивались из контекста. Пришлось перевести наш номер в комический вариант. Потом мы, конечно же, вернулись к оригинальному варианту, но некоторые элементы юмора остались — всегда хотелось делать какие-то шутки во время спектаклей. А целенаправленно клоунадой я занялся уже в Англии, в 1997 году.

Сейчас выступаю с партнершей Натальей Анатольевной, нашему дуэту пять лет. Все номера — это авторские наработки. Чуть ли не в каждом городе мы меняем репертуар — приходится подстраиваться под предлагаемые условия: разные площадки, габариты, здания. Но самое сложное в клоунаде другое — вычислить среди зрителей того, кого мы сможем вывести на манеж. Ведь если ошибешься, рискуешь провалить номер: не пойдет один, не пойдет и второй — это как цепная реакция. Поэтому мы с Натальей Анатольевной за полчаса до начала спектакля присматриваемся к залу, чтобы понять, кто нам подходит.

Есть у меня и акробатический номер, которому уже почти 20 лет. Его я исполнял на съемках фильма «Гардемарины-3». Мне довелось даже сыграть небольшую роль — итальянца Паоло, который спасал Диму Харатьяна из тюрьмы. В 1993 году с этим номером мы уехали за границу, и больше в России его не существовало. А несколько лет назад я предложил дирекции Росгосцирка его восстановить. Нам дали добро, выделили средства, а я привез из Англии реквизит и набрал ребят. С ними работаю уже второй год, начинали с самых азов. Даже когда я отрабатывал контракт в Германии, каждые выходные прилетал в Москву и репетировал с ними. Потом давал им указания, улетал обратно на работу, чтобы в следующие выходные вернуться вновь. Скоро они будут выступать самостоятельно. Мы сейчас как раз ищем мальчика, который займет мое место в этом номере. Мне есть кому передать свои знания. Для своих воспитанников я не просто тренер, но и наставник в жизни. А вот дети мои не пошли по моим стопам. Они у меня футболисты, живут в Великобритании и играют за команды Валлийской премьер-лиги.

«Испания»

Еще одна изюминка «Королевского цирка» — это огромная труппа из 120 артистов, лауреатов и победителей международных конкурсов циркового искусства. Это профессионалы своего дела, которым предстояло в том числе найти особый подход к животным. Их нужно было приучить к работе при громком звуке и ярком свете.

Екатерина Потапович, дрессировщица яков, артистка балета: Главная хитрость в дрессировке яков — морковка. За нее они готовы сделать все. Это как конфета для ребенка. Но с этим главное не переборщить, чтобы не забаловать. Мы идем с лаской и добротой, но если начинаются капризы, мы это пресекаем строгим тоном. Этого достаточно: они очень умные и все понимают. Выходит, наша работа держится на дружбе, доверии и морковке.

Максим Бощенко, балетмейстер и дрессировщик яков: Яки подходят под мой темперамент. Мне кажется, я не смог бы работать с крупными хищниками — тиграми или львами. Я их люблю, мне нравится на них смотреть, но в клетку вряд ли бы зашел, у меня какой-то внутренний блок. Лисы — тоже очень красиво, но не для меня.

Екатерина: Ну а если бы мне Гия сказал: «Катюш, попробуй», я бы и на тигров согласилась. Почему бы и не попробовать?

Максим: Семь лет назад я устроился в цирк на подработку танцором. После месяца гастролей мне предложили поехать с труппой дальше работать в образе королевского шута. До сих пор помню, как в тот день я вернулся домой и сказал маме: «Я уезжаю с цирком». Она посмеялась: «Кем? Клоуном?» «Ну почти, — ответил я, — шутом». С тех пор уже успел поработать в качестве воздушного гимнаста, а потом занялся дрессурой яков. И с моей невестой Катериной мы познакомились в цирке. У нас был фестиваль клоунов. Я опаздывал на номер, подбежал к кулисам, а там Катерина стоит. «Застегни воротник», — попросил я. Вот и застегнула — два года неразлучны. У нас есть свой обязательный ритуал перед выходом на сцену — поцелуй на удачу.

Екатерина: Я родом из Белоруссии, приехала в Россию после окончания контракта и искала новый. Узнала из интернета про кастинг в шоу Гии Эрадзе и написала. Меня сразу взяли, сказали собирать вещи и приезжать. В первый же день состоялась репетиция, а на следующий я уже вышла работать. С тех пор прошло почти три года. Здесь феерия, совокупность всех жанров, все сделано с шиком — как я люблю. И коллектив у нас отличный.

Шоу спродюсировал дрессировщик, заслуженный артист России Гия Эрадзе, автор лучших цирковых спектаклей не только в нашей стране, но и мире. Программа его цирка — это синтез эстрады, циркового искусства, мюзикла и сложнейшей трюковой части. В Хабаровском краевом цирке представления можно увидеть до 13 октября.

0
0
Ваша оценка: Нет