В ДОБРЫЙ ПУТЬ

Текст: 
Анастасия Рыбакова
Фото: 
Оксана Литвиненко

Хабаровск — уникальный город по многим причинам. Например, здесь работает такой вид транспорта, как детская железная дорога, единственная в нашем крае. В прошлом году полный курс обучения здесь окончили 85 человек, и половина из них продолжила учебу в профильных вузах

«Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы…» — строки, знакомые с детства. Мне они сразу пришли на ум, когда довелось попасть на детскую железную дорогу в Хабаровске. Ее длина 2 500 метров, но гостям предстоит куда более длинное путешествие. Начинается оно еще в мае 1958 года, когда в первый рейс отправился паровоз П-159. Тот самый, что служил исправно не один год, а теперь, начищенный до блеска, несет вахту на входе и, кажется, вот-вот даст тот самый, особый паровозный гудок.

Майский подарок

В качестве подарка на свой вековой юбилей Хабаровск получил детскую железную дорогу — место, где за каждый гудок и перевод стрелки отвечают исключительно школьники. Управление поездом, его обслуживание и уход за ним — под их ответственностью.

Тогда, в 1958 году, три вагончика кружили вокруг небольшого парка, что около остановки «Овощесовхоз». Их путь составлял всего 600 метров. Понятно, эту совсем не взрослую геометрическую фигуру хотелось сделать сложнее, а путь — длиннее. И вскоре дорога разомкнулась — 3 километра и 300 метров петляли, может, не как Байкало-Амурская магистраль по России, но достаточно лихо, чтобы пассажиры почувствовали себя в настоящем вагоне. Впрочем, эти маленькие поезда вполне настоящие. Разве что ширина путей меньше — не 152,4 сантиметра, а 75. При этом габариты вагонов всегда были внушительными. Вес тепловоза серии ТУ-10, трудящегося на дороге сегодня, — 20 тонн. Здесь его ласково называют «Сапсанчик». И правда, внешне напоминает шустрого собрата, курсирующего между Москвой и Санкт-Петербургом. В парке таких «впередсмотрящих» машин две, а еще шесть вагонов ПВ-750 весом по 16 тонн. Их совсем не отличишь от привычных вагонов электричек, разве что ярче сияет свежая краска да ниже потолки.

Кажется, машинный парк маловат, но для обучения, практики и перевозки гостей вполне достаточно.

Гараж преткновения

У детской железной дороги есть свои трудности. Например, ворчание жителей окрестных домов. Мол, дело-то хорошее, но гудки под окнами почти каждый день, да еще когда ты в отпуске… Да и самим курсантам пробираться через гаражи и гудеть в серые стены старых девятиэтажек быстро надоедает. В мечтах руководства — расширение, а то и вовсе переезд в более живописные места. Впрочем, пока это секрет. А вот о планах, которые воплотить уже удалось, с удовольствием рассказал Константин Сарахин, начальник ДЖД:

— В этом году открыли направление робототехники. Мало того что у нас есть инструктор по моделированию, теперь еще будем учить основам программирования. Ребятам интересно, глаза у них горят, им хочется пробовать и делать нечто удивительное. А потом они едут на конкурсы и привозят не только медали «на память», но и путевку в институт.

Про путевку не фигура речи. В прошлом году на слете юных железнодорожников в Волгограде трое из пяти хабаровчан вместе с наградой получили сертификаты на бесплатное обучение в любом железнодорожном вузе России. Это был серьезный конкурс: всего в стране 25 детских железных дорог, от каждой на состязание отправились не менее десяти человек. Хабаровчане стали призерами в номинациях «Лучший машинист», «Лучший путеец» и «Лучший дежурный по станции».

В состав большой Дальневосточной железной дороги входят хабаровский головной отдел и филиал в Южно-Сахалинске. И если в краевой столице на базе ДЖД открылся клуб робототехники, то сахалинцы в этом году с нетерпением ждут «Кванториум» — технопарк, где школьники смогут посещать высокотехнологические кружки по пяти направлениям. Кто знает, может не за горами появление таких смежных профессий, как «биолог-машинист» и «IT-вагоновожатый».

Дорога профессионалов

Со временем развитие города потеснило детскую железную дорогу, путь пришлось сократить до 2,5 километра. В ее владении сегодня две станции — Пионерская и Юбилейная, на второй и расположилось локомотивное депо. Именно здесь проходят занятия. Оснащение классов приятно удивляет — современные тренажеры мерцают разными огнями, что ни урок — то приключение. Вот, например, в учебной комнате воссоздана кабина локомотива со всеми нюансами. «Порулить» смогут все, даже пятиклассники. А вот другой зал с подробными схемами и светофорной азбукой на стенах.

Обучение здесь длится пять лет. В холодное время года — теория, весной — «срез знаний», а летом — долгожданная практика. Занятия проходят раз в неделю. С первых дней юные железнодорожники привыкают к форме — все как у взрослых. Наверное, поэтому ребят с первый дней учат сигналить. По правилам технической эксплуатации железных дорог сигнал нужно подавать на каждом светофоре, на поворотах и так называемых «кривых» участках, на переездах, во время отхода от платформы и прибытия. И как местным жителям не устать от этой «симфонии»?

В течение первых трех лет юные железнодорожники в теории изучают работу стрелочника, проводника и дежурного на переездах. Назвать этот этап простым нельзя. Стрелочник следит, чтобы поезд попал на нужную ветку и прибыл в пункт назначения. Кстати, сегодня эта профессия считается уже уникальной, все за человека делает автоматика. Но за ее работой все же зорко следит специалист, который в нужный момент может вручную направить поезд.

Самая сложная часть обучения связана, конечно, с вождением локомотива. Спустя два года занятий школьники становятся осмотрщиками вагонов. По внешнему виду они должны понять, готов ли поезд к отправлению. Это входит в обязанности монтера пути. Должность дежурного оператора требует умения быстро и четко формулировать мысль. Тут нет времени на размышления, нужно быстро разобраться в ситуации и объявить по громкой связи, что требуется предпринять. И, наконец, помощник машиниста — промежуточный этап до вожделенного «водитель локомотива»!

Ежегодно на ДЖД обучаются порядка 70 человек, однако каждую зиму это число заметно увеличивается. В Хабаровск на учебу приезжают дети из других городов, расположенных вдоль БАМа. У них железнодорожная профессия очень востребована. Сюда они едут изучать азы и получать ценную практику. На территории ДЖД есть специальный удобный корпус, где приезжие живут, как в детском лагере.

Когда программа обучения вся освоена, экзамены сданы, а летняя практика успешно пройдена, директор лично вручает выпускникам свидетельство о прохождении курса. Это весомый аргумент для поступления в профильные учебные заведения страны. Всего через школу детской железной дороги за всю ее историю существования прошли 45 тысяч учеников.

Рельсы-рельсы…

Кроме железнодорожных премудростей, настоящий железнодорожник должен обладать дисциплиной и выдержкой. А еще нужны внимательность и аккуратность — управлять многотонными махинами без этого невозможно. Может, еще азарт. Да, пожалуй, без романтики и жажды путешествий не обойтись. Кому-то покажется, что железная дорога — это две параллельных прямых, которые никогда не пересекутся, но мы-то теперь знаем, что это серьезно ремесло, обучиться которому юные хабаровчане могут уже сейчас.

А значит, поезд отправляется!

0
0
Ваша оценка: Нет