Снимем это по-быстрому

Текст: 
Максим Тонких
Фото: 
Эдуард Литовченко

Раннее пасмурное утро. Тяжелые свинцовые тучи. На площади Славы собрались около четырех десятков человек с большими рюкзаками, но одеты они не как туристы. Это участники кинолагеря «Вкратце». Они отправляются за город, чтобы за выходные снять пять достойных фильмов

У кинолагеря «Вкратце» довольно интересная история. Вот уже третий год подряд он проходит в рамках Дальневосточного фестиваля игрового любительского кино «Точка возврата». Если коснуться сути, этот лагерь — двухдневный тренинг, в ходе которого огромная команда кинематографистов-любителей снимает фильмы продолжительностью до восьми минут. При этом между людьми заранее распределены все роли: кто-то решает быть режиссером, кого-то устроит должность актера, оператора или гримера.

У кинолагеря есть свой создатель. С инициативой выступил Роман Овсейчук, тогда шеф-редактор основного фестиваля. Он признался, что в какой-то момент устал слушать жалобы режиссеров-любителей на нехватку времени:

— Они утверждали, что за полгода (столько времени длится конкурс «Точка возврата». — Прим. ред.) невозможно написать сценарий, собрать команду и снять фильм. В какой-то момент это стало невыносимо слушать, и мы сказали совершенно неожиданную для себя вещь: фильм можно снять и за два дня, да еще и смонтировать! Сами не понимали, насколько это реально, но решили попробовать, — признается Роман.

В первый год для участников кинолагеря провели сценарную мастерскую, по итогам которой было отобрано несколько сценариев для короткого метра. Затем разбились на команды для съемок. Задача была поставлена не предоставить готовую ленту, а целиком погрузиться в процесс.

— Сложно передать словами, каким было наше удивление, когда к концу второго дня мы увидели четыре законченных фильма! И уже на следующий год, когда мы начали «Точку возврата», люди спрашивали именно про кинолагерь, — делится успехом директор фестиваля. — Вопросов было так много, что мы провели сразу два таких события — в Уссурийске и под Переяславкой.

Заметно расширилась и география участников: поучаствовать в съемочном процессе люди стали приезжать из Владивостока и Благовещенска. Лагерь определенно стал популярным среди киноделов. И тогда после трех успешных смен было принято решение устроить отдельный конкурс для фильмов, снятых здесь. Так фестиваль «Точка возврата» обрел две программы — основной конкурс и дополнительный.

Свет. Камера. Мотор!

В этом году кинолагерь решили провести на базе спортивного комплекса «Юность» (село Воронежское-2). За два дня до поездки режиссеры получили на руки сценарии будущих фильмов, чтобы заранее продумать детали, подобрать реквизит. Всего было отобрано пять историй — три драмы и две истории о технологиях будущего. К концу выходных от участников в первую очередь ждали законченный видеоряд, монтажом и сведением звука предстояло заняться уже за рамками мероприятия.

Сам кинолагерь начался с питчинга (от англ. pitch— «подавать»). Режиссеры вкратце рассказали участникам о своих фильмах, а затем приступили к набору людей в свои команды. Путем жеребьевки первыми выбрали операторов, ведь после режиссера они второе лицо — отвечают за свет и камеру. Следом команды пополнились помощниками режиссеров и звукорежиссерами. Организаторы поясняют, что жребий нужен для большей объективности: абсолютно незнакомые люди проще находят контакт в условиях дефицита времени и проявляют свои лучшие командные навыки.

Как только участники поделились на команды, наступило время «хантинга» (от англ. hunt— «охотиться») — так в лагере называют процесс отбора актеров. Режиссеры заранее смотрят записи их кастинга, поэтому примерно представляют, кого из них хотят видеть у себя на съемочной площадке. Иногда в одном актере могут быть заинтересованы сразу несколько режиссеров, и тогда начинается процесс переманивания. В таком случае последнее слово всегда за актером.

Когда команды были окончательно сформированы, наступил предпродакшн, или процесс подготовки к съемкам: режиссер и оператор занялись раскадровкой — как лучше снять ту или иную сцену. Актеры зубрили текст, помощники выбирали натуру для съемок. Каких-то 30 минут, и по лагерю тут и там зазвучала команда «Мотор!» Это слово явно обладает какой-то магией — в один миг все вокруг преобразилось: люди замерли, а звуки стали тише.

Сам себе режиссер

И тут самое время познакомиться с участниками кинолагеря поближе. Как оказалось, многие из них люди бывалые, с опытом съемок. Например, режиссер Ладо Гранич приехал в лагерь во второй раз. Он дебютировал с фильмом «Кукольник» в прошлом году, работа попала в конкурсную программу «Точки возврата» и даже взяла первое место. Лучшими также были признаны исполнитель мужской роли и сценарий.

Еще одна заядлая участница лагеря — режиссер и фотограф Светлана Тиканова. По ее словам, снять свой киношедевр захотела сразу же после первого фестиваля «Точка возврата», еще не выходя из кинотеатра. Теперь Светлана может похвастаться солидной фильмографией: ее первой работой для основного фестиваля стал фильм «Экскурсия» — история в стиле ленты «Приключения итальянцев в России». Француз в поисках своей родни волею судьбы оказался в Хабаровске. В этом году режиссер планирует представить сразу два своих фильма: в основной программе картину, снятую за одни сутки в Монголии, и драму «Таиланд», над которой работает в кинолагере. При этом Светлана уверена, что успех ждет именно второй фильм, потому что над его производством трудятся не просто коллеги, а товарищи по интересу.

Среди участников кинолагеря иногда можно встретить и именитых режиссеров. Михаил Литинский — один из них. На его счету уже два телевизионных сериала, имевших большой успех у аудитории, — «Татьянин день» и «Общая терапия». Как считает режиссер, формат кинолагеря заранее настраивает на дружелюбную волну — люди собираются вместе, чтобы заняться любимым делом. Для Михаила это уже третья смена, его первой работой была детская страшилка «Пиковая дама»:

— Можно сказать, этот фильм не получился совсем, — делится режиссер. — Мы не нашли общий язык с командой, было одно сплошное недопонимание. В этот раз у нас все идет по плану: мы обсудили сценарий, поделились мнением, кто и как представляет себе сцены, выстроили общее видение и сейчас планомерно двигаемся к завершению. В процессе съемок очень важно поддерживать дружелюбную атмосферу в коллективе.

Минута славы

Работа в команде — понятное дело, но по окончании смены должен получиться готовый продукт. Бывали случаи, когда режиссеры о фильме забывали, приезжали в лагерь только ради самого процесса. Ведь чтобы показать свой результат, нужна смелость. А если она присутствует и к тому же есть особая тяга стать своим человеком в профессиональной среде — добро пожаловать на Дальневосточный фестиваль игрового любительского кино «Точка возврата». Отбор фильмов здесь происходит, как на престижных конкурсах. Среди судей — сплошь профессионалы своего дела: приглашенные режиссеры из Москвы Арсений Гончуков и Михаил Шулаев, хабаровские ребята Артем Ожогов и Альберт Самойлов, местный театральный критик Анна Шавгарова и победительница прошлой «Точки возврата» Любовь Борисова. Не первый год члены жюри отмечают: работы, снятые местными непрофессионалами за условную сумму, по мастерству не уступают дорогим работам западных режиссеров. Убедиться в этом можно 13 и 14 декабря в кинотеатре «Совкино». Здесь состоится показ всех конкурсных работ, в том числе и тех, что были сняты в кинолагере.

0
0
Ваша оценка: Нет