СВЕЖО ОБ ИСКУССТВЕ

Текст: 
Александра Трубникова
Фото: 
из архива музея

В Хабаровске недавно открылся альтернативный музей «Лимонарт». В качестве эксперимента четыре девушки решили создать новое место, где можно говорить об искусстве. Городу их затея понравилась. Стабильно раз в две-три недели люди собираются вместе, чтобы обсудить художников

Вдохновение классикой

Об альтернативном музее нам решила рассказать Татьяна Манухина, одна из его основательниц.

— Нас было четверо: я, юрист по образованию, журналист Эмилия Хмеленко, бухгалтер Анастасия Окладникова и маркетолог Наталья Попова. Нас объединила школа экскурсоводов при Дальневосточном художественном музее, мы все ее выпускницы.

Сама девушка родилась в Казани, несколько лет прожила в Москве, а в Хабаровск переехала всего пару лет назад.

— Когда едешь в город, ты хочешь понравиться ему, ведь это твой новый дом, тебе здесь жить и работать. Вам нужно наладить отношения. Я с городом всегда устанавливаю их, ищу те мелочи, в которые можно влюбиться. А на втором этапе, когда ты уже «пообтесался», нужно найти в нем место для себя и своих интересов.

По сравнению с жизнью в боле крупных городах, в Хабаровске Татьяне не хватало вариантов досуга. Школа экскурсоводов стала одним из вариантов интересного времяпровождения, и здесь у нее быстро нашлись единомышленники.

На занятиях девушки проходили обучение методам художественного анализа и экскурсионной работы, изучали коллекцию музея, составляли собственные экскурсии и защищали их. Погрузившись в искусство, четверка уже не смогла «вынырнуть».

— Мы начали встречаться, обсуждали выставки в Хабаровске, в России и за границей, художников, их работы, книги и фильмы по искусству. В какой-то момент просто почувствовали, что разговоры получаются содержательными и интересными и мы захотели поделиться своими эмоциями и знаниями с теми, кому этого также не хватало. Мы решили создать авторский проект об искусстве, рассказывать доступно о сложном, и были очень удивлены, что в Хабаровске такую идею еще никто не воплотил.

В альтернативном музее девушки решили проводить беседы об искусстве, свежо рассказывать о творцах настоящего и прошлого, задавать вопросы гостям и отвечать на них.

— Мы не называем себя экспертами, потому что у нас нет специального образования, все делаем на личном энтузиазме. Конечно же, мы искали подобные проекты. Но таких форматов не нашли. Как правило, лекции и встречи проводят опытные искусствоведы, говорящие на профессиональном, не всегда понятном языке.

Свежий проект

Днем рождения «Лимонарта» стало 15 февраля 2018 года. В этот день состоялась первая встреча со зрителями. Девушки готовились к ней больше трех месяцев. Давали рекламу, работали с дизайнером, создавали логотип, определялись по формату, плану лекций, составляли списки «любимчиков» среди художников и план по месяцам.

Чтобы беседы проходили в непринужденной атмосфере, для альтернативного музея выбрали нестандартное место — бар «Хмель».

— Для нас это было очень важно. Мы искали нужное место по всему городу, разговаривали с администраторами заведений. Решили собираться обязательно в будний день, чтобы раскрасить его среди недели. Мы хотели, чтобы люди за бокалом вина, с чашечкой чая или кофе после рабочего дня могли послушать и поговорить о ценном и вечном, — вспоминает Татьяна.

Название «Лимонарт» основательницы выбирали вместе, ориентируясь на звучание и смыслы. Лимон — что-то очень свежее, «арт» — искусство. И сразу родился хештег #некисло — игра слов о том, что в «Лимонарте» самые сочные и вкусные истории.

Начать решили со скандалов в искусстве. Встречу посвятили художникам-бунтарям, кражам, обсудили с пришедшими, так ли ужасны произведения, представленные в музее плохого искусства в Америке.

— Очень приятно было смотреть на лица, на эмоции, которые отражались в глазах: это удивление, живой интерес. Гости подходили и говорили, что было очень здорово, задавали вопросы. Так мы поняли, что проект будет жить.

Больше чем хобби

После первой лекции открылось сразу несколько зон роста. Девушки всерьез задумались о том, какой должна быть речь, подача, стали работать над словарным запасом. И со временем нашли свои сильные стороны.

— Мы поняли, что не нужно избавляться от всех «паразитов». Некоторые наши «словечки» расслабляют, пробуждают, цепляют. Люди думают, что в музее говорят сухим искусствоведческим языком. Но наш музей называется альтернативным, мы разрушаем такие стереотипы: рассказываем просто, динамично и связно, позволяем себе шутки, сменяем друг друга, чтобы люди не привыкали к одному голосу, — поделилась собеседница.

Со временем формат бесед превратился в лекционный. Как признается Татьяна, гостей оказалось тяжело разговорить, поэтому пришлось перейти на монолог об искусстве, который они с легкостью готовы прервать, чтобы ответить вопрос из зала:

— Люди по ходу выступления что-то спрашивают, удивляются, смеются, вставляют шутки. Мы очень расслабленно выступаем, приветствуем все эти вопросы. Обычно дискуссия случается уже после, когда человек два часа послушал, сформулировал свое мнение и решился разузнать что-то подробнее или возразить. Мы смирились с этим.

Со временем «лимонартовцы» нашли более удобную локацию для лекций, где можно показывать не только презентации, но и организовывать выставки. Сейчас почти все встречи проходят в «Артсерватории». За полтора года работы изменилось многое, и это отмечают зрители.

— Одна из наших первых посетительниц, вернувшись через год, сказала очень приятные для нас слова: «Девочки, как же вы выросли. Публика вас слушает с большим интересом. А ведь это возможно только в том случае, когда вам самим интересно, когда у вас горят глаза».

Казалось бы, альтернативный музей успешно существует, есть признание среди горожан, но девушки порой сталкиваются с сомнениями в своей компетенции. Обычно со стороны людей, кто еще не посещал их лекций. Как признается Татьяна, это заставляет тщательно готовиться, занимает массу времени, но для любимого дела его не жалко:

— Мы не претендуем на искусствоведческую точность. В будничной жизни все работаем в других областях, а «Лимонарт», наше детище, — это досуг. После работы приходим домой, садимся за книжки и компьютер и читаем, читаем... Обычно перед нами несколько книг по искусствоведению, биографии, официальные сайты музеев и художников, которые порой приходится переводить на русский. Иногда мы посылаем знакомых, кто уезжает в другие города или за границу, сходить в конкретный музей и сфотографировать нужную нам работу. Иногда пишем в музей запросы, и они даже присылают нам необходимую информацию. Мы записываемся на лектории и вебинары искусствоведов. Слушать — наша постоянная работа. Когда ты готовишься, ты вдохновляешься, впитываешь информацию, учишься. Наш проект в том числе и про самообразование.

И зрители всегда оценивают эти усилия. Некоторые признаются, что поход в альтернативный музей экономит время.

— Один наш постоянный слушатель признался, что ходит к нам, потому что мы рассказываем такие вещи, которые он смог бы найти в поисковике только на тридцатой странице. А мы выдаем всю информацию за два с половиной часа, — с чувством гордости отмечает Татьяна.

Матисс в тапочках

Однажды секретарь Анри Матисса Лидия Делекторская после очередной просьбы написать какую-нибудь биографию сказала: «Вы никогда не увидите Матисса в тапочках». Она считала, что искусство и быт несовместимы, но создательницы «Лимонарта» с ней не согласны. Ведь часто вдохновение художники черпают из того, что их окружает.

— После того как вы узнаете, как жил художник, в каких условиях он творил, с кем дружил и общался, вы поймете, каким образом все создавалось.

Как считает одна из основательниц проекта, жизнь гениев может быть сама по себе картиной — неоднозначной, спорной и разжигающей интерес. Лекторы «Лимонарта» пытаются воссоздать полную картину, показать разные точки зрения и подключают зрителей к спорам об искусстве.

— Нужно знать все стороны биографии художника и уже на этом основании определяться, симпатичен тебе этот человек или нет. Например, Ван Гога все считают гением, при этом он злоупотреблял алкоголем и у него были проблемы с психикой. Малевич был деспотом в отношении своих коллег. Публике почти всегда интересно знать, какие, например, женщины вдохновляли художника. Ведь то, какая женщина рядом с мастером, напрямую влияет на его творчество. Мы никого не осуждаем, а только доносим информацию. Дальше выбор за публикой — либо принять это, либо нет.

«Лимонартовцы» считают, что искусство — оно в первую очередь про обсуждение, и рады, что еще ни одна лекция не была воспринята всеми одинаково:

— Наша задача — влюбить в искусство, потому что мы им «фанатеем». У нас есть постоянные слушатели, на каждую лекцию их приходит процентов 60—70. Наверное, если бы им было не очень интересно, они бы не тратили столько времени на наши лекции, а провели бы его в обществе друзей и близких. Но благодаря хорошей обратной связи от слушателей становится понятно, что наш проект городу нужен. А это подстегивает к дальнейшему развитию.

Со временем к лекциям стали подключаться специалисты из смежных областей. Так, одно совместное мероприятие прошло с участием Музея говорящих машин. К лекциям по дальневосточному авангарду подключались сотрудники уже художественного музея. На лекции о творчестве Маяковского девушки рассказывали о его картинах, а Петр Нестеренко, актер ТЮЗа, читал стихи авангардиста.

Исторические прогулки

Альтернативный музей начал свою работу зимой, а с наступлением тепла новый формат встреч напросился сам. Одна из основательниц, коренная хабаровчанка Наташа Попова, предложила выйти на улицу и прогуляться по городу, для этого составила небольшую экскурсию. Первый маршрут шел по кругу — от речного вокзала до гостиницы «Интурист» и заканчивался у научной библиотеки.

—Вы знали, что у нас в Хабаровске проживал цареубийца? Один из трех молодых людей, которые совершили покушение на Александра II. Вот и мы не знали. Оказывается, после освобождения из заключения он выбрал Хабаровск для дальнейшей жизни. Здесь он работал сначала репетитором, учил детей местных купцов, а потом купил небольшую лавочку и начал торговать. Впоследствии его сделали наемным директором крупного предприятия, в городе он женился и умер спустя несколько лет. Этот факт мы узнали абсолютно случайно, когда готовились к одной из прогулок, просто зацепились за фразу о цареубийце и раскрутили этот клубок.

Исторические прогулки стали пользоваться большим спросом, иногда в неделю удавалось проводить по 3—4 экскурсии, в группы стабильно записывались по двадцать человек.

— Что интересно, на прогулках мы видели и незнакомых людей, тех, кто обычно не приходит к нам на лекции. То есть люди выбрали именно краеведение: к искусству они равнодушны, а вот к тому, что происходило в их родном городе, нет.

Зимой экскурсии стали виртуальными. Под крышей «Артсерватории» «лимонартовцы» при помощи слайдов продолжили рассказывать об истории города и его архитектуре.

Девушки признаются, что у их музея есть хорошие перспективы. Так, план предстоящих лекций уже расписан до Нового года. Создательницы задумываются о новых форматах работы. Например, несколько подписчиков их официальной странички в Инстаграм интересовались, не планируют ли девушки записать курс вебинаров. «Лимонартовцы» признаются, что давно об этом мечтают, потому что это отличная возможность систематизировать все свои знания и «причинить любовь к искусству» еще большему количеству людей.

0
0
Ваша оценка: Нет