ИНЖЕНЕРЫ БУДУЩЕГО

Текст: 
Александра Трубникова
Фото: 
Урал Гареев

Строить корабли, рулить квадракоптером и совершенствовать роботов — востребовано в обществе и интересно детям. А если у ребенка тянутся руки и склад мышления выдает будущего инженера? Бегом учиться к лучшим мастерам на современном оборудовании! В Хабаровске развить такие таланты помогут в центре технического творчества

 

 

Если свернуть с главной улицы города и спуститься чуть ниже театра драмы, можно увидеть старинный особняк — памятник архитектуры царских времен. Здание было построено в 1917 году как образовательное учреждение, в нем размещалась вторая министерская женская гимназия. Сейчас здесь учатся триста мальчишек и всего тридцать девчонок. Станцией юных техников учреждение стало в 1930 году, когда советской власти потребовались соответствующие специалисты.

— Это уникальное здание, которое таит в себе много загадок. Раньше здесь были печи, до наших дней они не сохранились, а вот дымоходы остались. Есть потайные помещения, на чердаке до сих пор находим устройства, оставшиеся нам в наследство от мастеров станции, — рассказывает директор центра Роман Суфеев.

Учреждение стало одним из первых центров дополнительного образования в Хабаровске и на Дальнем Востоке. К традиционным судо- и авиамоделированию сейчас добавились новые направления: ракетомоделирование, трассовое автомоделирование, программирование, компьютерный дизайн, мультипликация, робототехника, начальное техническое моделирование, 3D-моделирование, прототипирование, сетевое и системное администрирование.

Обучение в центре бесплатное, но количество мест ограничено, в каждой группе не более десяти человек. Педагоги начинают заниматься с детьми от пяти лет. Родители дошкольников могут записать их на программу начального технического моделирования, где дети научатся работать с мелкими элементами, пользоваться линейкой, составлять чертежи, вырезать и склеивать детали. С семилетнего возраста берут на классические направления: судо-, авиа-, ракетомоделирование и трассовое автомоделирование. С 14 лет можно записаться на программирование, где прививают системное и алгоритмическое мышление. Обычно уровень знаний у всех новичков разный, поэтому всему учат постепенно: сначала читать чертежи, а потом уже строить макеты кораблей. На занятиях почти всегда одна практика. С каждым ребенком педагоги работают индивидуально, подстраиваются под его способности.

Правильный выбор

Перед тем как начать обучение, для будущих техников проводят экскурсию — при таком многообразии профилей не всегда просто остановиться на чем-то одном. Но даже если ребенок вдруг потеряет интерес к выбранному направлению, он всегда может перейти на другое.

— Отбора или тестирования у нас нет, записываем всех желающих. Родителям всегда советуем прислушиваться к интересам ребенка, а не настаивать. Тогда обучение будет в радость, — говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе Марина Никитенко. — У нас занимаются особенные дети: они жадные до знаний, целеустремленные, въедливые.

Мальчишек, ясное дело, в центре занимается больше, чем девочек. Вторые в основном записываются на графический дизайн. По словам педагогов, они отличаются большей усидчивостью и скрупулезностью в выполнении задач. Хотя есть среди барышень и такие, кто наравне с мальчиками управляет роботами и моделирует суда.

Многие дети приходят в центр первоклашками и занимаются здесь до самого поступления в вуз. Что удивительно, после выпуска в их багаже знаний уже есть навыки, которые обычно получают на первом или втором курсе института. Например, только на одной схемотехнике преподаватели учат паять схемы, рассказывают, как работают ток, напряжение и электрические цепи.

Некоторые ученики после учебы в институте возвращаются обратно в центр, но уже в качестве преподавателей. Например, Леонид Мельниченко 42 года назад пришел на станцию юных техников заниматься судо- и авиамоделированием.А теперь заряжает своим стремлением к техническому творчеству новые поколения. Учит детей строить и запускать в небо модели планеров, самолетов, знакомит с историей авиации, устройствами и принципами действия различных летательных аппаратов.

На первый взгляд здание центра может показаться небольшим, но в нем спрятан уникальный парк оборудования: классы оснащены современными компьютерами, есть 3D-принтеры, станки, паяльные станции и даже гоночная трасса для автомоделистов.

Лучше других

Результаты своей совместной работы дети и преподаватели показывают на краевых конкурсах. Так, в сентябре ученики центра приняли участие в соревнованиях авиамоделистов по свободнолетающим моделям. Конкурс прошел на запасном поле ДОСААФ. Ребята представили свои планеры, которые смогли не только запустить в небо, но и заставить их выполнить ряд пилотажных фигур.

Побеждая в краевых конкурсах, способные ребята зарабатывают путевку на всероссийские соревнования и могут представлять регион уже там.

— Для нашего центра большая гордость, если на таких конкурсах наши ученики входят в десятку лучших. Ведь только в одной номинации может быть по 800 претендентов, — рассказывает Марина Никитенко. — В этом году наши ребята представляли Хабаровский край на соревновании судомоделистов в Коломне и привезли второе место.

Победителям конкурсов предоставляют льготы при поступлении в вуз, а крупные, в том числе зарубежные, компании следят за их успехами и отслеживают судьбу изобретений.

На весь край

Центр технического творчества занимается не только обучением детей, но и определяет политику технического направления дополнительного образования для всего края. Работники центра регулярно организовывают конкурсы, семинары и конференции для педагогов, чтобы профессионалы из разных уголков края могли показать все свои наработки и обменяться опытом. Методики, разработанные центром, масштабируются на все муниципальные районы.

— Наш центр — это та площадка, где люди могут встречаться, решать вопросы, искать ноу-хау. Наши педагоги создают методические пособия, оформляют свой практический опыт в издания. Книги и их электронные версии охотно забирают преподаватели из районов, для этого у нас есть целый издательский отдел, — продолжает Марина Никитенко.

Кстати, заниматься в центре технического творчества могут не только хабаровчане, но и ребята из других районов края. Специально для них введена система дистанционного образования. Педагоги приготовили материалы, и когда поступает запрос, они отправляют все необходимые задания на доступную платформу. Ребенок может выполнять их в удобное для себя время. Получив ответ, преподаватель корректирует задание и помогает разобраться с ошибками.

Шаг вперед

В декабре центр технического творчества уже в седьмой раз проведет региональный фестиваль «Робофест — Хабаровский край». Мероприятие пройдет 13 и 14 декабря на базе ДВГУПС. В этом году у фестиваля появятся три новых направления: AeroNet, AutoNet и EcoNet. В соревнованиях AeroNet квадрокоптеры должны будут летать в трехмерном режиме. В рамках AutoNet нужно будет доставить в назначенное место груз автономно работающим автомобилем. А EcoNet — это соревнования робототехнических систем, предназначенных для сортировки мусора. Робот, по задумке ребят, будет распознавать, захватывать и сортировать образцы отходов, которые поступят к нему по конвейерной ленте. Ученики центра очень ждут этот фестиваль. Для них это возможность увидеть, как их идеи воплощаются в жизнь, и, наверное, осознать, что за ними технический прогресс России.

После обучения в центре технического творчества у его выпускников больше шансов поступить в вуз, чем у обычных одиннадцатиклассников. По словам педагогов, чаще всего их воспитанники продолжают обучение на смежных специальностях. В предпочтениях юных техников Московский авиационный институт (МАИ) и Московский физико-технический институт (МФТИ). Те, кто остается в Хабаровске, с высоки баллами поступают в ДВГУПС или ТОГУ.

0
0
Ваша оценка: Нет