РУПОР ВРЕМЕНИ

Текст: 
Анна Савинова
Фото: 
Урал Гареев

Так то ли в шутку, а то ли всерьез называют режиссеров. Почему? Расскажет Сергей Мосиенко, старший преподаватель режиссуры театрализованных представлений и праздников Хабаровского государственного института искусств и культуры

 

 

О себе

Любая хорошая история начинается со знакомства. Итак, знакомьтесь: Сергей Мосиенко. Родился в селе Дрофа, недалеко от поселка Хор, что примерно в 60 километрах от Хабаровска.

С самого детства хотел стать артистом, петь и со сцены дарить свой голос людям.

Вот только при поступлении оказалось, что абитуриентам, метящим на место под софитами, обязательно нужна законченная музыкальная школа. А у Сергея такой возможности не было — населенный пункт небольшой, а вот семья, наоборот, очень большая. Из шести детей и замечательной мамы.

И вот тут, казалось бы, самое время отказаться от мечты.

— Именно тогда я и узнал о кафедре режиссуры театрализованных поздравлений и праздников. Подкупило что? Сказали, всему научим: и петь, и танцевать, и актерскому мастерству. И работу обещали интересную.

А сейчас, спустя десять лет, у меня есть возможность каждый день развиваться, создавать и еще и другим помогать. Это бесценно.

О Хабаровске с любовью

Можно и нужно здесь жить. Город перспективный и развивающийся. Несмотря на разные политические вопросы, социальные, экономические, все равно наш город остается самым лучшим. Вот я, если честно, именно в нем и черпаю вдохновение. Например, очень люблю прокатиться по ночному центру. Потому что редко удается где-то прям погулять-погулять, и вот когда ты включаешь музыку, едешь по ночному городу, понимаешь, какой он красивый. И сразу думаешь: а какой праздник сделать, чтобы он остался для вот этих людей в памяти, как порадовать? Чтобы хорошее, яркое событие дало бы хабаровчанам понимание, в каком хорошем городе мы живем.

Например, после фестиваля «Кварталы» в администрацию позвонила семья и сказала: «А вы знаете, мы хотели уезжать из города. Но поняли, что у нас такая крутая молодежь, такой крутой город. И мы сдали билеты и решили никуда не переезжать».

Я думаю, вот это тоже миссия, чтобы показать, как здесь можно жить интересно. Я всегда говорю, что я фанат и патриот города Хабаровска. И тот, кто считает, что здесь плохо жить, — это его лишь точка зрения. Я не буду ее оспаривать, я всегда говорю таким — бери и уезжай.

Я вообще, кстати, очень эмоциональная личность, могу сразу рубить с плеча, но с опытом приходят, конечно, мысли, что надо подходить более разумно. Но вот по поводу города я по-прежнему в абсолюте, не приемлю высказываний, что он плохой. Я всегда говорю: а что ты сделал для того, чтобы было хорошо? Вот и не могут ответить. Открой дверь и иди сделай что-нибудь. Спроси, как соседа зовут, постучи к нему.

Я в декабре 10 дней пробыл в Москве, за это время ни разу не было солнца. Я уже на третий день обозлился настолько, что уже даже начались какие-то конфликты с коллегами. Они говорят, мол, ты чего такой злой, а меня раздражает все, я вхожу в депрессию.

А здесь всегда светит солнце, всегда я на каком-то подъеме, здесь я получаю этот гормон радости и понимаю, что готов активно что-то делать. Как-то суетиться, куда-то бежать, мое поле для вдохновения — здесь, в солнечном Хабаровске.

Как стать педагогом?

На кафедру меня пригласили на пятом курсе, когда я уже работал по профессии режиссером праздников во Дворце «Русь». И еще у меня был богатый педагогический опыт, так как летом всегда работал в детских лагерях и центрах вожатым или консультантом.

И на кафедре об этом опыте знали.

А попал — да опять случайно.

История такая: я ехал в 34-м автобусе в центр города, не помню, зачем, это был май. И вот встретил своего педагога по сценарному мастерству Аллу Сергеевну, и она мне вроде как по секрету, что называется, «на ухо» говорит: «Мы хотим тебя пригласить на кафедру работать, Сережа». Я удивился, конечно, немного, не ожидал. Я не был отличником. А мне сказали: «Нам нужны молодые кадры, талантливые и способные».

А потом я пришел в вуз и узнал, что позвали еще одну мою одногруппницу. И она мне говорит: «Если ты не пойдешь, я тоже не пойду! Я одна не хочу! Пойдем, спасешь меня!»

И я пошел. Сначала по совместительству.

А потом и совмещать стало сложно, и я однажды понял, что очутился в «дне сурка». Ну то есть я на работу в «Русь» хожу каждое утро по одной и той же дороге, мимо одного и того же крыльца, мимо одной и той же машины, почему-то запомнилась она мне, на ней надпись была — «макулатура». И тут я уже себе сказал — все, надо решать что-то. Тем более и выход у меня уже был: я понял, что мне нужно к студентам. Мне хотелось ставить этюды, проводить эти тренинги с ними — в общем, процесс меня очень увлек. И тогда я поступил в аспирантуру, которую, кстати, так и не окончил. Но я в себя верю!

Людмила Ивановна Вербицкая, мой педагог, всегда говорит, что у нас случайных людей не бывает. Режиссер праздников — «рупор времени», который высказывает свои идеи через праздник, через художественный образ, через свои работы какие-то… Ну людьми они должны быть хорошими, если просто сказать. Ну меня эти слова и подкупили. Что миссия есть, что неслучайно я тут. И я подумал, значит, действительно я здесь должен что-то сделать. И вот так — последние десять лет.

Невозможно бросить и уйти. Ты делишься опытом и знаниями, и это такой процесс, который формирует тебя не только как специалиста, но и как человека. И каждый день не похож на предыдущий. Дня сурка нет. Каждый день — новый.

Конечно, бывают и неудачи, и успехи, это всегда в творчестве рядом. Творчество — дело вкуса. Как найти истину? Но, по крайней мере, то, что мы делаем командой, я считаю, что это хорошее и значимое дело. И наша специальность дело непростое.

Вот буквально три дня назад мне заказчик говорит: «Оказывается, это наука у вас целая, я вообще в шоке». А я говорю: «Ну да, посложнее, чем просто пришел и песенку спел».

Творческая копилка

Вообще, сейчас у меня три направления деятельности. Главное — это, конечно, преподавание. Это проект жизни. Вы же понимаете, что это каждый день? Каждый день я туда иду, и с улыбкой. Второе направление — режиссура праздников. И вот хоть это направление более коммерческое, чем первое, но они неразрывно связаны. Потому что студентам нужен пример. Им нужен педагог с амбициями, с целями, практик. Вот за таким пойдут!

На данный момент в моей творческой копилке — День молодежи, фестиваль «Кварталы», «Мегамарафон 160», его мы делали с управлением по делам молодежи администрации Хабаровска. Еще очень люблю делать разные церемонии награждения, например «Спортивная надежда». Еще часто делаю проекты, посвященные здоровому образу жизни, — «Шаги здоровья», «Премия здоровья», акцию «День спорта» в «Динамо» тоже делали мы. «Студенческая весна» юбилейная, двадцать пятая, она в душу запала, очень интересный проект был.

Я всегда за что-то новенькое, оно же приедается все. Форма просто концерта уже неинтересна, и вот это заставляет развиваться и искать новые формы и выразительные средства. Я всегда за риск, за то, чтобы искать, чтобы идти напролом.

Ну и третье направление — это «Парагвай». Я же не мог забыть о своей мечте петь, и вот реализовываем потихоньку. Арт-группе в этом году 13 лет. И это такой эксперимент. Мы все одногруппники, создали группу в студенчестве. И вот сейчас уже есть даже студия звукозаписи, проект живет и развивается. Есть успехи и достижения. Я очень рад, что в моей жизни есть эти люди, это мои лучшие друзья и я им благодарен безумно.

Но с каждым годом, повторюсь, все приоритетнее становится преподавание. Я вижу себя в этом. И это ценят. Например, в этом году я стал дипломантом Национальной премии «Театр Масс» в области массовых форм театрального искусства в номинации «Лучший творческий дебют». Это одна из самых престижных профессиональных премий для режиссеров праздников. Мне приятно очень.

Проект «Стадион»: поиск единомышленников

Есть цель сделать проект на стадионе. Проект, в котором была бы большая театрализация, где зрители увидели бы огромное представление, как вот на церемонию открытия Олимпиады ходят люди. Вот такое хочется сделать. И я потихоньку к этому стремлюсь.

И хочу пригласить всех, кто готов сделать со мной этот прекрасный проект под кодовым названием «Стадион». Давайте подарим хабаровчанам этот праздник!

«Сережа, ты зачем это сделал?»

Есть история, когда я учился в Питере и на День города студенты позвали меня работать аниматором на Невский проспект. Дело было в конце мая, а 1 июня я должен был уже домой лететь. И я работал в паре с девочкой — Светой Табуреткиной. Мы возили большое деревянное окно по Невскому проспекту и пропускали сквозь него людей — ну «окно в Европу», вы понимаете? И режиссер проекта всегда за нами пристально наблюдала. В финале работы она подошла именно к нам, хотя там было 16 человек, и говорит: «А что вы делаете после института? Вы не хотите к нам в департамент культуры?» Я ответил, что предложение ценное, спасибо, но у меня куплен билет домой. Меня здесь кафедра ждала. И «Парагвай». Невозможно все это бросить.

Когда мои коллеги узнали, они говорят: «Сережа, ты зачем это сделал? Надо было оставаться!» И это меня спросила Людмила Ивановна Вербицкая. А я ей отвечаю: «А кто мне про миссию рассказал?»

Есть тенденция, что наши студенты уезжают. Чего скрывать. Действительно, Москва — город возможностей. Вот я жил полгода в Питере. Спасибо Александру Ивановичу Березину, моему наставнику, все мое рвение — оно от него. И вот он говорит: «Зачем куда-то ехать, если возможности есть здесь?» Он сам здесь столько всего сделал и уехал уже в зрелом возрасте.

Я вообще считаю, что город возможностей — это Хабаровск. У нас есть прошлое, мы развиваемся, у нас интересная молодежь, я всегда студентам говорю: «Только ленивый в нашей профессии не может найти работу». Ведь мы и должны выстроить, развиваться, вести за собой, объединять, стремиться к красоте.

И вот еще один ответ на вопрос: а действительно ли Хабаровск хорош? Вот по нашей профессии выпускники (режиссеры праздников) из Благовещенска, Петропавловска-Камчатского, с Сахалина — они все приезжают сюда. Не во Владивосток. Сюда едут. И здесь начинают свой творческий путь.

И это тот показатель, который дает право утверждать, что возможности — здесь. И город даст шанс, главное — не сидеть, а трудиться.

Вот иногда слышу: «Я хочу быть SMM-специалистом». Вот я, может, консерватор. Ну это же сидеть и работать в телефоне? Сидеть, понимаете? И вот я думаю: ну вот вы же молодые! Каждому свое, конечно, но сидеть надо поменьше!

Мое любимое ощущение — когда прилетаешь домой, садишься в такси. Ты дорогу знаешь наизусть вроде, но вот ты едешь и здороваешься с городом, влюбляешься в него заново и понимаешь, что ты скучал.

Про «свою тарелку»

Зачем я это делаю? Ну не за зарплату. Это точно. Вопрос ведь не в деньгах, а в том, что ты делаешь. Мне нравится, я в своей тарелке. В этой тарелке я самореализовываюсь. Институт дал мне кучу возможностей. За спиной много курсов по повышению квалификации, я поработал на «Славянском базаре», например. Должен был наблюдать всего лишь, а удалось помочь. И вот это бесценно.

И эта работа позволяет тебе всегда быть в тонусе, искать, совершенствоваться. Обучаешь ты, а вроде — и тебя. Ты всегда молодой. Студенты на самом деле заряжают. И ты не можешь позволить себе быть депрессивным, отрицательным — хоть кризис, хоть дефолт. Недаром в Японии учителей считают одними из самых важных людей в жизни.

И вот ведь можно было уйти в большие корпоративы, в большие свадьбы — богатых людей много. Но жизнь отправила меня готовить специалистов для этой работы! И меня это затянуло так, что уже десятый год работаю!

У нас есть такая дисциплина — «поэтическое представление». И вот мы делали такое представление, по Айвазовскому, называлось «Свет», о жизни и судьбе Ивана Константиновича. И вот там такая форма была интересная, построенная вокруг мысли, что нужно не сидеть на диване и критиковать, а идти к свету. И предложили ее студенты. А я как преподаватель всегда иду за студентами, чтобы они развивали идею, чтобы чувствовали себя полноценными специалистами. Чтобы не боялись ответственности, ноши этой. И пускай страшно, пускай не понимаешь, с какого края подойти к задаче. Но есть такая русская поговорка «Глаза боятся, а руки делают». И вот поэтическое представление, «Свет», оно так меня зарядило, мы его целый год делали. А теперь продолжаем, до сих пор стремимся. К свету. И цели ставим.

0
0
Ваша оценка: Нет