Миллионы за креативность

Текст: 
Анна Савинова

Миллионы за креативность, или Почему старые добрые решения больше не работают

Бывает так: принимаешь решение — и оно эффективно. Второй раз — снова эффективно. Так же как в третий и сорок пятый. И вот насколько привлекательна эта «стабильность», настолько же отвратительными будут ощущения, когда на 46-й раз решение не сработает. 

Дальше нужно креативить. 

Нет, если совсем честно, то заняться этим надо было еще раньше, пока решение работало. Это как с проверкой — ведь лучше к ней подготовиться, чем исправлять по факту сотни предписаний. 

Но что имеем, то имеем. А имеем неработающее решение и не имеем времени на раздумья. Новая идея нужна прямо сейчас. Что делать? Включать креативность! Благо, нынче о ней думают не как о чем-то волшебном, а как о вполне себе объясняемом процессе. 

1. Отправьте неандертальца спать!

В последнее время среди коучей стал популярным иллюстрирующий нашу модель поведения пример. 

Итак, представьте, что в каждом из нас до сих пор живет неандерталец. Все его заботы ограничиваются кругом «поесть — поспать — оставаться в безопасности». И если с первыми двумя позициями все понятно, то на третьей остановимся подробнее. «Оставаться в безопасности» в контексте нашего примера — ходить только проверенными дорогами, а лучше вообще оставаться на месте. Не высовываться лишний раз, не совершать активных действий — ведь тогда не будет и противодействия. 

Вот и получается, что, когда мы думаем: «А не начать ли новое дело?», разум в нас начнет анализировать, искать пути, оценивать риски. А неандерталец закричит: «Стой! Ну зачем тебе это, ну жили же до этого спокойно? Ну и зачем рисковать? Пойдем поспим, посмотри, какой родной диван!» 

Всю жизнь слушаться неандертальца? Ну вы же понимаете, к чему это приведет?

Потому выход у людей, настроенных на новые горизонты, один. Отправить неандертальца спать на тот самый родной диван. И не вести с ним диалог!

2. Докопайтесь, про что же все-таки кино?

«Про что кино?» — известная в журналистских кругах фраза. Причем относится она не только к видеоработам, но и к любому произведению. Когда редактор спрашивает молоденького журналиста: «Про что кино?», он ждет ответа о концепте произведения. Условный пример может выглядеть так:

— Про что кино?

— Я еду снимать/писать о серьезном ДТП.

— Это повод. Про что кино? 

— Водитель был невнимателен, и пострадало много людей и машин, да еще и столб снесли.

— Это о данной конкретной ситуации. Про что кино?

— Дорога там очень некачественная, светофора нет, хотя давно пора бы, бьются чуть не каждый день.

— Уже теплее, еще думай: про что кино?

— Пора наводить порядок в несовершенной системе организации дорожного движения. Количество машин увеличилось, а схема — из 90-х. Может, так?

— Может, так. Но еще подумай об обратной стороне медали — о культуре вождения. Поезжай!

Пример не самый утонченный, зато понятный. От простого ДТП мы пришли, с одной стороны, к культуре, с другой — к переставшей быть актуальной схеме организация движения. Вот про это наше кино, а не про нарушившего ПДД Ивана Ивановича. 

Правильная формулировка ответа на вопрос: «Про что кино?» поможет вам сосредоточиться на поиске решения конкретной проблемы, а не ее малюсенького последствия.

3. Прикладывайте креативный подорожник!

Когда рана найдена, самое время прикладывать подорожник. Но, как мы договорились в самом начале, креативный. 

Согласно Большому словарю иностранных слов, креативный — творческий, созидательный. 

И вот тут-то и начинается самое интересное: время творить! Как? Рассказываем!

Начнем со ставшей уже классикой задачки!

Итак, представьте, Австралия, 90-е годы. У компании X по всей стране расставлены таксофоны. Тариф следующий — платишь за звонок три цента и говоришь сколько хочешь. От этого возникают проблемы: люди говорят очень долго, у таксофонов скапливаются очереди. Стоять в очередях никто не любит, поэтому отношение к компании портится, а доходы падают.
Вопрос: что сделать компании Х, чтобы доходы перестали падать? Единственное, что нельзя менять, — это тарифную политику.

Ну все, время для креатива пошло! Если хотите учиться, не читайте дальше, пока не придумаете собственного решения. 

Итак, время обсуждать: какое решение вы придумали? Я в свое время, впервые отвечая на эту задачу, придумала обклеить будку смешными надписями про тех, кто болтает без умолку, чтобы людям было дискомфортно находиться внутри. Сейчас понимаю решение плохое. Ведь оно могло привести к полному отсутствию клиентов.

Тогда, в семидесятых, сотрудники компании Х в каждую трубку в своих автоматах положили… небольшой кусочек свинца. Трубка потяжелела, соответственно, людям стало не так просто держать ее. И время разговоров сократилось! Победа. 

То есть проблему долгих разговоров и маленькой прибыли помогли решить кусочки металла. Креатив, что сказать. 

И ему можно научиться! Книг миллион, видосиков на «Ютубе» два, а я поделюсь двумя любимыми прямо сейчас, не отходя от кассы. 

МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

Фокальный — значит в фокусе внимания. 

Суть метода такая: вы берет один объект и наделяете его свойствами другого, случайного.

Метод очень хорош в поиске новых, нестандартных решений.

Пример:

1. Определяем предмет креатива и задачу:

Нам нужно усовершенствовать стул.

2. Оглянитесь и выберите несколько случайных объектов:

       Я пишу этот текст, сидя за столом у окна. Смотрю в окно и выбираю три случайных объекта — фонарь, сосну, машину.

3. Выбираем характерные свойства случайных предметов:

    Фонарь светящийся, сосна колючая, машина прохладная (ну жарко сейчас на улице, а у меня там кондиционер, это креатив, и так можно ☺).

4. Совмещаем свойства объекта и случайных предметов:

        Стул светящийся, колючий, прохладный.

Чем не идеи? Светящийся поможет в темноте не отбить пальцы или может служить ночником. Колючий? Ну, допустим, массаж спины. Прохладный? А ведь идея — в жару кондиционированный стул очень даже сгодится.

Данный метод хорош всем, применим всегда, творить можно просто бесконечно. Пример со стулом достаточно банален, но зато хорошо иллюстрирует. Да и что ж я, сумасшедшая — выкладывать вам все свои изобретения?))

 

МЕТОД «ДУМАЕМ НАОБОРОТ»

На мой скромный вкус, лучшее, до чего дошло человечество. Помогает обнаружить навязанные нам стереотипы и избавиться от них. На производстве или в структуре предприятия позволяет отбросить рудименты, то есть то, что когда-то было нужным, а сейчас уже нет. В общем, такой себе «ластик» для сросшихся с нами установок, которые откровенно мешают. 

Этот метод имеет, кстати, множество названий и вариаций. Но суть у всех одна: когда что-то придумываете, сначала напишите, как точно нельзя поступить. А потом внимательно проанализируйте: а нельзя ли?

Пример:

• Нужно оригинально украсить витрину.

• Точно нельзя: бросить все как попало, не украшать вовсе, перевернуть все с ног на голову.

• Анализируем: а точно ли так нельзя?

ОТВЕТ: ТАК МОЖНО! ЭТО ТРИ НОВЫХ ПРЕКРАСНЫХ РЕШЕНИЯ

Кстати, у этого метода есть еще одна потрясающая иллюстрация: про конфеты.

Задача для мастера: нужно поместить жидкую начинку внутрь самодельной шоколадной конфетки. Для этого начинку подогревают, чтобы она быстро заполняла шоколадную форму. Но при этом тает шоколад и конфета портится. Как быть?

 

Решение: Думаем наоборот! Если начинка горячая, надо сделать ее холодной… Замораживаем! Если шоколад должен быть твердый — пусть будет жидкий. 

 

Итог: замораживаем начинку, растапливаем оболочку. И каждый замороженный кусочек окунаем в жидкий шоколад. Готово!

 

 
0
0
Ваша оценка: Нет