Лучше жить дружно

Текст: 
Анастасия Соболева

Лучше жить дружно

Родился Сарвердин Исмаилович в Сибири, в татарском селе Шулдат Красноярского края. Национальных татарских сел в тех местах было много, да и само село Шулдат было немаленьким. Тысяча дворов и своя мечеть, а теперь осталось в нем всего несколько десятков человек. Семья Туктаровых перебралась в Хабаровск в 1966 году, когда маленькому Сарвердину было всего три года. Несмотря на нежный возраст, тот переезд запомнился — было лето, на перроне дружно встречали родственники, а привокзальная площадь с неизменным Ерофеем Павловичем Хабаровым очень впечатлила. Люди вокруг были другие и разговаривали на другом языке — сам он тогда говорил только по-татарски.

— Не страшно было вашей семье перебираться в Хабаровск?

— Нет. У меня здесь много родственников, много односельчан. Можно сказать, что здесь целая община из нашей деревни существует. Легко определить по выговору. Так, вместо «чай» мои односельчане говорят «цей». Все мы стараемся держаться друг друга. Такая поддержка очень важна. Особая благодарность дедушке с бабушкой. Они регулярно у нас гостили, в детстве мне повезло провести с ними много времени. Отец был им особенно дорог, ведь он единственный выживший сын. В основном они разговаривали на родном языке, бабушка по-русски вообще не говорила. Так что в семье сохранялись татарский язык и традиции. Мой дедушка Сулейман-бабай оставил очень глубокий след в моей памяти. Общение с ним запомнилось на всю жизнь. Помню его характерную одежду — рубашка навыпуск, на голове тюбетейка. Это часто привлекало внимание посторонних. Нрав у него был легкий, веселый, люди рядом с ним всегда улыбались. В моем понимании сложился именно такой образ татарина.

— А как развивались отношения со сверстниками? Не дразнили?

— Порой было сложно. В детстве приходилось сталкиваться с бытовым национализмом, ксенофобией. Всевозможные дразнилки, обзывалки — иногда было обидно. Особенно тяжело было, когда в школе по истории проходили период татаро-монгольского ига. Тогда мне доставалось по полной. Бывали и драки, и разбитые носы. Несмотря на это, со многими одноклассниками остались в хороших отношениях, когда выросли. У меня не было ни старшего брата, ни сестры — заступиться некому. Приходилось защищаться и пробиваться самому. Отсюда и характер, наверное, такой — пробивной. Несмотря на это, все плохое забывается. Детство было всё же активным и счастливым, как и у всех. Не было ни телевизоров, ни телефонов. Рос я в Первом микрорайоне. Летом купались в затоне, ловили ротанов, переплывали болото на плоту. Зимой катались с горок. Родителям домой нас было не загнать.

— Кем вы мечтали стать?

— Как любой советский мальчишка, грезил многими профессиями — от танкиста до космонавта. А стал строителем-дорожником. Учился в Хабаровском автодорожном техникуме, а после защиты красного диплома — в Хабаровском политехническом институте. Большую часть трудовой биографии работал на стройках — от рабочего до директора строительной компании.

— Что вам известно об истории татарской общины в Хабаровске?

— Я немного изучал этот вопрос. Татарская община сформировалась несколько позже после основания города. Среди переселенцев было много татар. Еще когда столица края была в Николаевске, там уже существовала община. В Хабаровске была даже своя татарская мечеть, нам краеведы рассказывали. История нашей общины в Хабаровске достаточно длительная. Было несколько волн переселения татар в наш край — вторая половина XIX века, 30-е годы, 50—60-е годы. Мои родители попали в последнюю волну. Всего численность татар в крае в XX веке достигала до 25 тысяч человек. К сожалению, сегодня нас гораздо меньше — миграционная тенденция не обошла стороной и наших соотечественников, многие уезжают на запад, на юг, перебираются в Татарстан.

— Если не секрет, почему вы занялись общественной работой? Чтобы объединить тех, кто остался?

— Возникла потребность в решении многих задач в нашем городе для моих земляков: проведение культурных мероприятий, строительство мечети, сохранение традиций и языка, воспитание молодежи и многое другое. Что касается нашей организации, Национальной культурной автономии татар, мы ее основали в начале 2000-х. Первый Сабантуй провели в 2001 году. Стоит сказать отдельное спасибо основателям нашей общины — Салавату Шейховичу Сулейманову, Равилю Абдулахатовичу Загидулину, Ринату Темиргалиевичу Асадулину, Равилю Исмагиловичу Аюханову, Ильдару Мифтаховичу Сабитову, Насиху Мударисовичу Хусаинову и многим другим. Чуть позже, в 2007 году, мы организовали татарский молодежный клуб «Салям». Его основывал, собирал имам Ильяс-хазрат Кадыйров. Председателем клуба была Галия Руслановна Ельская (Зарипова), сейчас его возглавляет мой сын Андрей Туктаров. За эти годы мы провели немало мероприятий — краевых, городских. Основным нашим мероприятием остается Сабантуй — в этом году он прошел в телеформате. Также мы проводили конкурс «Мисс Сабантуй», в котором принимали участие и демонстрировали свои способности девушки разных национальностей, но часть заданий была посвящена именно татарской тематике. Первые конкурсы были небольшими, последние прошли уже с аншлагами — в ДК «Русь» и ДК «Дальдизель» мест в зале не хватало.

— Вам кто-нибудь помогает в ваших начинаниях?

— Если говорить о помощи, первые наши годы были не «благодаря», а «вопреки». Выкручивались в основном сами. Так, на наши Сабантуи нам удается пригласить именитых артистов из Татарстана. Все благодаря правительству Татарстана. Мы являемся членами Всемирного конгресса татар, сооснователями Дальневосточного конгресса татар. У нас идет очень активное общение, взаимопомощь. Считаю, что в крае татарская организация очень крепкая, мы живем дружно и помогаем друг другу. Также в последние годы нам стало помогать и правительство региона, так как мы вступили в Ассамблею народов Хабаровского края. Наши мероприятия мы проводим совместно с друзьями — членами Ассамблеи. Так что, как вы видите, у нас очень много друзей, мы всегда чувствуем поддержку.

— Какие у вас планы на будущее?

— Их много. Сохранять то, что начато, продолжать проводить наши мероприятия. В планах развитие национального спорта — мы соосновали краевую федерацию татарской борьбы на поясах куреш. Будем развивать этот вид спорта вместе с другими национальностями, у которых культивируется эта борьба. Есть ряд других задумок, например национальный театр. Активно работает молодежный клуб, наша движущая сила. Молодежь объединяется, устраивает совместные выходные, обсуждает планы будущих мероприятий.

— Помогает ли вам ваша семья?

— Конечно. Без них и их поддержки ничего бы не вышло. Очень помогает мне сын, всегда рядом, плечом к плечу. Считаю, что в воспитании детей обязательно должны присутствовать наши национальные корни. Мы не можем быть манкуртами. Дети должны знать, от кого они произошли, уважать своих предков, должны понимать, кто они были, чем занимались, как думали, о чем. Ведь именно они задали нам наше направление, помогали нам стать такими, какие мы есть. Но, почитая свои корни, важно уважать других. Все мы разные, и это надо принимать. Важно не только осознавать свою национальную принадлежность, но и уважать землю, которая тебя приютила, уважать местные живущие народы, их традиции и обычаи. Но не забывать о своих. Жить нам суждено вместе, так что лучше жить дружно! Наша жизнь будет этим только украшаться.

0
0
Ваша оценка: Нет