№ 1 в списке компетенций

Текст: 
Анна Савинова

№ 1 в списке компетенций

Да, на Западе уже существует такое понятие, как «профессиональный нетворкер». А компетенция по нетворкингу, то есть умению открыто общаться и выстраивать сеть полезных знакомств, является не просто обязательной, а первой в списке для любого топ-менеджера.

Нетворкинг — современное, молодое и, не побоимся этого слова, модное понятие, назначение которого представляет собой достаточно необычный вид деятельности. 

Его суть состоит в намеренном приобретении новых знакомств для достижения каких-либо определённых целей. При этом нетворкинг никак не является близким понятием к социальному воздействию на человека, например, таким, как психологическая манипуляция, и мало что имеет общего с экстраверсией. Для того чтобы в достаточной степени понять суть определения, необходимо внимательно изучить все основные аспекты.

Нетворкинг. Что нужно знать?

Отрицать выгоду полезных знакомств как минимум недальновидно. Как правило, люди находят друзей для удовлетворения своих социальных потребностей, без какого-либо на то умысла. 

Но разве плохо, если эта дружба ещё и будет приносить выгоду? 

Тем не менее такой расклад встречается нечасто — в действительности вовсе не каждый друг способен быть полезным в поиске решения того или иного практического вопроса. Нетворкинг, в свою очередь, направлен на то, чтобы регулярно приобретать знакомства, выгодные для достижения определённых целей. Существуют различные методы для этого — социальные сети, веб-сайты, курсы, мастер-классы и множество различных тренингов. Взаимодействуя с людьми в интернете и посещая мероприятия личностного роста, заинтересованный человек стремится создать контакт с конкретными полезными для него людьми и часто такое бывает, что даже предварительно ищет информацию о них. Можно ли сказать, что концепцией нетворкинга является общение ради личных интересов? В некотором роде его главная цель и есть получить максимальное преимущество от знакомства: рекомендация, оказание некой услуги по пониженной стоимости, профессиональный помощи.

Человек, который занимается нетворкингом, в равной степени стремится отдать столько же, сколько и получает, старается быть полезным для этих людей. К тому же, как правило, он первым проявляет инициативу, для того чтобы собеседник смог почувствовать расположение к нему, создать хорошее впечатление. Такое знакомство предполагает необходимость делиться полученными знаниями и опытом, проявлять ответное содействие.

Существует множество обучающих курсов, способствующих освоению навыка использования нетворкинга, опыт от которого поможет легко адаптироваться не только в какой-то бытовой ситуации, но и при осуществлении предпринимательской деятельности. Знакомства ради обоюдной выгоды будут востребованы всегда, поэтому люди, не задумываясь, тратят свое личное время на то, чтобы завести новые полезные контакты. Ведь однажды эти связи смогут хорошо сыграть на руку, что делает жизнь значительно проще.

«Никогда не ешьте в одиночку!» 

Эта фраза включена в название одной из самых известных книг по нетворкингу, её написала Кейт Ферацци. Причем ещё в 2005 году. На Западе она уже успела стать сначала бестселлером, потом настольной книгой топ-менеджеров, а потом и вообще чем-то вроде руководства. 

«Никогда не ешьте в одиночку» в русском сегодня превратилось в «Никогда не обедайте в одиночестве», и это хорошо отражает всю суть нетворкинга — использовать свободное, казалось бы, обеденное время не только по прямому назначению (для непосредственно обеда), но и для приятных встреч (желательно ещё и продуктивных). Ведь где, как не за чашкой вкусного кофе и тарелкой какой-нибудь экзотической пасты, собеседник может быть более расположен к положительным решениям?

Как на самом деле работает нетворкинг? Разбираем мифы о новом виде искусства. 

Миф: если я буду добавлять по 50 друзей в день в социальных сетях, то через год у меня появится огромная сеть знакомств, и я смогу решать любые вопросы за счёт нетворкинга.

Как это на самом деле работает: для того, чтобы нетворкинг был нетворкингом, а не использованием и манипуляцией, нужно сначала предложить свою помощь. А ещё установленные связи нужно поддерживать — нельзя через год ни с того ни с сего обратиться за помощью к человеку, с которым вы познакомились на выставке цветов. 

Миф: в целях нетворкинга нужно знакомиться только с более статусными партнерами.

Как это работает на самом деле: иногда секретарь генерального директора может принести вам намного больше пользы, чем министр, просто вовремя подав документы на подпись. Потому нет, нетворкинг работает во всех направлениях, а это значит, вниз и вверх по вертикали и, конечно, по горизонтали тоже.

Миф: если уделять нетворкингу слишком много времени, будет некогда работать. 

Как это работает на самом деле: если подходить к нетворкингу как к своей обязанности, то да, так и будет. Однако искусство в том и заключается, что оно должно приносить удовольствие и доставлять радость. В этом и есть основное его отличие от манипулирования и использования людей — встречайтесь с тем, кто вам действительно интересен, в обед, за ужином, вечером в баре. Совмещайте приятное с полезным.

Золотые правила золотого нетворкинга

Мало просто делать, важно делать качественно — этот эпитет как нельзя лучше подходит к основным правилам нетворкинга. Познакомимся с ними!

! Будьте искренними. Не льстите и не используйте других запрещённых приемов. Если хотите сделать комплимент — сделайте! Но не думайте об этом как о своей обязанности. И, конечно же, улыбайтесь!

! Поддерживайте контакт. Мы уже говорили об этом в разделе «Мифы». Суть правила проста — в нетворкинге работают только тёплые контакты, холодные — нет. Не забывайте поздравлять людей с днём рождения и профессиональными праздниками и обязательно звоните просто так, без всякого повода и просьбы, предлагайте встретиться без конкретной цели. Постарайтесь сделать так, чтобы, грубо говоря, ваши просьбы звучали только на каждой третьей встрече, не чаще. 

! Будьте благодарны. Этот пункт тесно связан с предыдущими, но всё же должен быть вынесен отдельно. Не забывайте, что нетворкинг строится на взаимовыгодных (и в бизнесе, и в эмоциях) отношениях.

! Будьте обязательны. Нетворкинг должен работать в обе стороны. Помните? А значит, будете просить не только вы, но и вас. Выполняйте всё четко и вовремя, как будто бы это ваш личный вопрос и проблема. 

 

ТАК ЭТО НЕ РАБОТАЕТ, или Табу в нетворкинге

Специально для любителей структурированных списков обобщим и систематизируем знания в разделе «Что недопустимо в нетворкинге»:

! Лесть

! Неискренность

! Обман

! Односторонняя выгода

! «Пропадание с радаров» после получения выгоды

! «Брошенные» холодные контакты

! Шантаж и манипулирование

«Богатые строят сети связей, все остальные ищут работу»

Роберт Кийосаки

0
0
Ваша оценка: Нет