Весь мир у наших ног

Текст: 
Татьяна Цвенгер
Фото: 
Урал Гареев

Весь мир у наших ног

В 2020 году экспорт Хабаровского края превысил импорт на 1 млрд долларов США. И хотя из-за года закрытых границ общие показатели импорта (0,8 млрд долларов США) и экспорта (1,8 млрд долларов США) остались на уровне 2019 года, сохраняется тенденция развития именно экспортной деятельности. О том, какие изменения ждут бизнесменов края и что выгодно продвигать на международном рынке, рассказала директор «Центра поддержки экспорта Хабаровского края» Анастасия Молокова.

— Анастасия, какие цели перед собой поставил «Центр поддержки экспорта Хабаровского края» на 2021 год?

— Сейчас субъекты малого и среднего предпринимательства края являются активными участниками внешнеэкономической деятельности региона. Их доля в общем объёме экспорта в последние годы постоянно увеличивается. На данный момент она составляет около 40%. Тем не менее количество экспортёров в общем объёме СМСП невелико. Поэтому ключевой задачей ЦПЭ сейчас является взращивание компаний и их обучение экспортной деятельности. 

— Есть ли какие-то новшества в работе центра, которые позволят решить эту задачу?

— Помимо того, что наши специалисты сопровождают компании на всём экспортном пути, у нас есть эффективные программы для обучения начинающих и уже опытных предпринимателей по различным аспектам экспортной деятельности. У ЦПЭ Хабаровского края подписано соглашение со «Школой экспорта» Российского экспортного центра. В этом году обучение планируется по восьми модулям. Чтобы стать учеником этой школы, необходимо просто обратиться к нам и записаться. Для всех желающих компаний обучение бесплатное. В 2020 году образовательный процесс проходил онлайн, что было очень удобно именно для участников.

— Какие именно аспекты экспортной деятельности можно изучить в рамках этой школы?

— Самые необходимые. Например, таможенное и документационное оформление, налоги и маркетинг в экспортной деятельности, электронная коммерция и другое. В конце обучения всем участникам выдаётся сертификат. 

— То есть в рамках работы с ЦПЭ можно получить не только услуги, но и пройти эффективное обучение?

— Всё верно. Кроме того, сейчас мы ждём изменений в федеральном законодательстве, в рамках которых компании смогут получить в ЦПЭ не только какую-то одну услугу, а целый комплекс. По итогам прошлого года получателями наших услуг уже стало 239 СМСП края. Ими было заключено 42 экспортных контракта на общую сумму 11,8 млн долларов США. 

— По региональной программе у центра есть практика работы с самозанятыми?

— Им мы оказываем услуги силами сотрудников ЦПЭ без привлечения субсидий. Так, в начале года один самозанятый выступил экспортёром живых животных в Молдову. Для нас всех это была большая победа, так как статус самозанятых в нашей стране новый и заполнение тех же таможенных деклараций оказалось очень трудоёмким процессом. 

— А какие сейчас основные тренды в экспортной деятельности?

— Ещё в прошлом году в силу карантина очень прогрессировала сфера электронной коммерции. Это направление продолжает набирать обороты и сейчас и является одним из основных трендов. Мы не отстаём и тоже делаем большой акцент на электронную коммерцию в своей работе. В том числе хотим дать возможность хендмейдерам и мелким товаропроизводителям края заходить на электронные торговые площадки формата B2C. Сейчас большую популярность продолжает набирать платформа EBay. Многие производители из России и Хабаровского края в том числе размещают там товары и очень успешно осуществляют розничные отгрузки в те же Соединённые Штаты Америки. Кроме того, у предприятий края большим спросом пользуется площадка Etsy. Там размещаются те, кто производит штучный и уникальный продукт. 

— В чём главное преимущество электронной коммерции?

— Большое преимущество для наших СМСП в упрощении некоторых процедур. Отпадает необходимость заполнения таможенных деклараций, так как при осуществлении розничных продаж за рубеж товар отправляется по упрощённой процедуре экспорта. Так как это торговля в адрес конечного потребителя, там нет больших объёмов. Это очень удобная логистика, потому что сейчас достаточно комфортный тариф на отправку. И компаниям так действительно удобнее работать. То есть фактически они продают в розницу за рубеж. Есть небольшой нюанс в том, что в таможенной статистике такой товарооборот не отражается. Но на законодательном уровне этим вопросом сейчас занимаются. Это поможет показать новую картину и географию экспорта компаний Хабаровского края. 

— Предусмотрены ли в ЦПЭ новые услуги, которые позволят развить этот сектор?

— В этом году мы планируем внедрить дополнительную услугу, которая позволит обеспечить доступ наших получателей поддержки к запросам иностранных производителей. Это совершенно новая услуга, которая ранее нами не оказывалась. Помимо этого, в скором времени все услуги центров экспорта будут оцифрованы. В Российском экспортном центре готовится масштабный проект «Одно окно». В нём предусматривается, что все услуги будут существовать в рамках единого цифрового пространства. Это позволит уйти от документооборота, отслеживать этапность оказания услуги и получать конкретный результат. До конца 2021 года Российский экспортный центр планирует полностью оцифровать услугу по размещению на электронных торговых площадках как раз для электронной коммерции.

— Как нам известно, уже в марте у вас состоится заседание экспертной комиссии конкурса «Лучший экспортёр года». Что даёт компаниям победа в этом конкурсе?

— Звание «Лучший экспортёр года» является отличным дополнением визитной карточки компании при поиске иностранных контрагентов. Оно повышает статус и улучшает имидж всей компании на международном рынке. Помимо этого, не последнюю роль играют ценные призы, которые получают победители. В этом году главный приз — это сертификат на обучение английскому языку сотрудников компании. В конце обучения сотрудники получат не только знания, но и сертификат о присвоении определённого уровня знания языка, что немаловажно для тех, кто работает в сфере экспорта. 

0
0
Ваша оценка: Нет