Год Науки и технологий

Текст: 
Анна Харольская

Год Науки и технологий

 Герой рубрики «Год науки и технологии» в апреле — Максим Сидорович. В свои 26 занимается научной разработкой, которая может масштабироваться на любой железнодорожный узел — и не только в России. 

Аспирант четвёртого года Дальневосточного государственного университета путей сообщения, преподаватель Хабаровского техникума железнодорожного транспорта. Но главное — молодой учёный, Максим Сидорович к своим годам успел дважды стать стипендиатом программы от президента РЖД, Правительства РФ и президента РФ, краевых программ. А в 2019 году Максим стал финалистом федеральной программы поддержки инновационных проектов «Умник». Благодаря этому его команда получила деньги на тестирование проекта.

 Максим, как называется ваш проект и в чём его суть? Только сразу предупреждаем несмотря на Год науки и технологий, мы всё-таки не учёные и очень просим вас объяснить, что называется, по-простому.

— На самом деле в моём проекте нет ничего, что не смог бы понять и школьник. Называется он «Система поиска и прогнозирования радиопомех». Цель проекта — поиск и снижение уровня радиопомех для повышения производительности железнодорожных узлов. 

В моей команде сегодня, кроме меня, работает и студент, у которого я преподаю, и мой бывший коллега с железной дороги. С последним мы познакомились ещё до того, как я ушёл в науку.

С названием проекта определились. А в чём заключается его суть? Он может оказать какое-то влияние на меня, вас, наших читателей?

— Безусловно, косвенно он может оказать влияние на каждого. Но начнём всё-таки с логической части. Итак, представьте себе любой железнодорожный узел. Допустим, через него должно проходить сто поездов в день. Однако если будет высокий уровень помех и низкое качество связи, поездов удастся пропустить меньше. Например, 50—70. Почему? Потому что диспетчер или дежурный по станции не сможет качественно управлять при помехах — невозможно в условиях плохой связи качественно передать распоряжения и получить обратную связь. Соответственно, помехи эти приходится искать и устранять. И вот как раз на их поиск и направлен мой проект.

Работает это так: разработанная нами система анализирует данные, оценивает различные параметры, такие как соотношение сигнала/шума, уровня радиостанции. И благодаря алгоритму определяет источник шума. Затем ищет среди всех устройств, которые есть на полигоне, какое именно может выдавать такие характеристики. И предполагает, какое устройство, грубо говоря, в данный момент перебивает связь. А следовательно, механики сразу начинают заниматься устранением причины и не тратят времени на поиск. 

А теперь сведём к бытовому уровню. Как это может повлиять на нас с вами? Мы вовремя получим груз, посылку, сами доедем всюду вовремя. То есть это исследование снижает вероятность задержки грузов и пассажиров, а также опасных ситуаций на транспорте.

Если говорить о возможности масштабирования проекта и личной цели, они совпадают? 

— Конечно, мне хотелось бы, чтобы на каждую станцию в России можно было прийти и увидеть свой блок. И на желании дело не заканчивается. Ведь сейчас мы продолжаем исследование и разработку системы, чтобы задуманное могло осуществиться.

Есть и вторая ветвь развития исследования — для мобильных сетей. Если нашу работу немного перепрофилировать, то сотовые операторы смогут оценивать качество приёма на каждую базовую станцию. Причём без всякого дополнительного оборудования, просто используя математику, станет возможным обсчитывать качество приёма сотовой связи и её влияние на промышленную. И наоборот. Это важная проблема, она подтверждается исследованиями и в ряде других стран — я, например, изучал данные коллег из Испании и Италии. 

Если говорить о Годе науки и технологий в целом, как вы думаете, почему именно так было объявлено в 2021-м?

— Знаете, достаточно интересная ситуация сложилась с наукой через призму всех событий с пандемией. Вроде в число пострадавших отраслей не вошли, ну неочевидно это влияние. А на деле? А на деле возможность поездок, обмена опытом для учёных — она же просто как воздух. Чтобы не быть голословным, расскажу личную историю. В прошлом году мне удалось побывать во Владивостоке, отправился я туда на стартап-тур от «Сколково». И проходил он, естественно, при ДВФУ. Уже после основной программы я, зная о мощной исследовательской лаборатории в ДВФУ, просто пришел к ним в гости. Из хорошего профессионального любопытства, чтобы посмотреть, чем и как занимаются. В итоге меня пригласили на стажировку. И я целый месяц там проработал. Важно — не заплатив за это ни копейки. Вот такая случилась возможность напитаться знаниями и обменяться опытом. Потому для учёных любое внимание — это прекрасно. И, конечно, основные мои чаяния связаны с тем, чтобы как можно больше мероприятий вновь проходили в офлайне, вживую. 

0
0
Ваша оценка: Нет