Такси, такси...

 

Такси — неотъемлемая часть жизни любого большого города, а иногда даже его фирменный стиль. За всю свою сознательную жизнь такси зарекомендовало себя не только как друг и помощник в делах, но и стало всеобщим любимцем и даже - национальным героем. А началась история городского такси в далекие времена с романтической профессии ямщиков и извозчиков.

Марнские такси

В ХVIII веке некий предприимчивый француз основал постоялый двор конных экипажей около часовни святого Фиакра, покровителя садоводов. "Фиакры" стали первыми в мире наемными общественными экипажами в отличие от карет, до этого принадлежавших исключительно вельможам и помещикам. В 1896 году французский автомобильный клуб провозгласил, что "столице мира" были бы очень к лицу моторизованные "фиакры" — без лошадей. С фиакра сняли оглобли, установили сзади бензиновый двигатель, а возле сиденья кучера — рулевую колонку и рычаги управления. На первых парах затея не имела успеха —  не знали, по какому тарифу оплачивать труд шоферов. Изобретенный в 1905 году счетчик — таксометр, утихомирил споры. От него пошло название нового вида транспорта — таксомоторы или такси. Компания Renault первой стала выпускать автомобили, специально приспособленные к таксомоторной службе. Окрашенные в красный и зеленый цвет, они заметно выделялись среди других, в большинстве черных автомобилей, их легко было распознать в потоке движения. Особым было и устройство кузова. Его пассажирское отделение напоминало закрытую карету "фиакра", а водитель, как кучер, сидел в открытой передней части. Считалось, что шофер должен быть отделен от пассажиров ради их удобства и иметь полную свободу обзора и общения с пешеходами, возницами, полицейскими и другими шоферами. И то верно: зачем шоферу слышать разговоры своих пассажиров, а пассажирам — перебранку шофера в толчее переполненных автомобилями и конными повозками улиц. Устройство такси повлияло и на облик шоферов. Одеты они были в длинные непромокаемые, наглухо застегнутые, кожаные пальто и фуражку военного образца.

Осенью 1914 года немецкие войска прорвали французскую оборону и двинулись на столицу Франции. Необходимо было срочно выдвинуть им навстречу резервы, но транспортных средств не хватало. И тогда были "мобилизованы и призваны" парижские такси. За одну ночь около 1200 такси перебросили на рубеж реки Марна свыше 6500 солдат. Противник был остановлен, а машины вошли в историю под названием "марнские такси". И о них тогда говорили так: "Если гуси спасли Рим, то Париж спасли таксомоторы". Статуэтки "марнских такси" в свое время были выпущены миллионными экземплярами, их рисунки украшали столовые клеенки, пивные кружки, пепельницы, точилки для карандашей, автомобилю была посвящена специальная почтовая марка.

"Советское зеленоглазое..."

В 1907 году газета "Голос Москвы" сообщила: "В Москве появился первый извозчик на автомобиле". Какой-то чудак-шофер не придумал ничего лучшего, как повесить к своему небольшому олдсмобилю плакат: "Извозчик. Такса по соглашению".

За последующие десять лет сфера такси в крупных городах развивалась достаточно бурно. Но в 1917 году она прекратила свое существование, как и многие другие атрибуты "буржуазной жизни". И только в декабре 1924 г. Моссовет принял решение о покупке 200 автомобилей-такси марок Renault и Fiat. Первые 15 таксомоторов начали эксплуатироваться с июня 1925 года. Плата за версту устанавливалась в 50 копеек, за один час проезда — 4 рубля 50 копеек. Причем ночью действовала 25%-ная наценка. До 1926 года такси были только в Москве и Ленинграде, причем, если наш автопарк исчислялся в сотнях машин, то за рубежом — в тысячах.

Так что, до массового выпуска автомобилей ГАЗ-А всерьез говорить об отечественном такси не приходится. Новая страница истории такси была открыта в 1934 году, когда началось производство отечественных легковых автомобилей. Конвейерная жизнь модели "А" была недолгой — всего 4 года, но за это период количество советских такси увеличилось более чем в 6 раз.

Но все же первые "ласточки" Горьковского завода по-настоящему погоды не сделали. Только с появлением "эмок" в 1936 году такси становится по-настоящему массовым и доступным видом общественного транспорта. В 1938 году для улучшения обслуживания москвичей и транзитных пассажиров были открыты маршруты легковых такси ЗИС-101, связывающие московские вокзалы, аэропорт и обслуживающие магистрали с наибольшими пассажиропотоками.

После войны основным автомобилем такси становится ГАЗ-М20 "Победа", а Горьковский завод — монопольным производителем "механических извозчиков". В 1948 году для такси было введено внешнее отличие от других легковых автомобилей — «шахматная» полоса по бортам кузова и световой сигнал — зеленый огонек, означавший  "такси свободен".

Эра "Волги", продолжающаяся и по сей день, открылась "двадцать первой" моделью в 1957 году. За характерную красно-белую отличительную окраску их прозвали "красными шапочками". Сначала так красили машины после "капиталки", потом "красные шапочки" стали поступать с конвейера.

ГАЗ-24 и ГАЗ-24-02 — салатного цвета седаны с оранжевыми "гребешками" — новая история отечественного такси, которая началась в 1970 году. Ревнивые поклонники культовой "Волги" ГАЗ-21 не сразу признали достоинства "двадцать четвертой" — внешне она кардинально отличалась от предшественницы. Однако в потребительском плане ее превосходство было очевидным: 98-сильный двигатель, 4-ступенчатая коробка передач, эффективная по тем временам система вентиляции и отопления, хорошая обзорность и плавность хода повысили комфортность машины. Практически без изменений этот автомобиль производился в течение 15 лет. На базе этой модели были разработаны "Волги" ГАЗ-3102 и ГАЗ-24-10, которые и заменили их на дорогах.

 

 

Такси в разных странах
Япония
Японское такси считается одним из самых дорогих в мире. Зелёный огонёк за лобовым стеклом японского такси означает, что такси занято, а красный огонек — свободно. Такси бывают как частные, так и государственные.

 такси сажают максимально 3 человека. Если вы собираетесь поехать на такси вчетвером, то государственное такси может вас не посадить. С таксистом из частной компании можно договориться.

Чтобы остановить такси на улице нужно поднять руку. Двери у автомобилей такси автоматические, так что не пытайтесь их открыть или закрыть самостоятельно. Со стороны проезжей части в машину сесть невозможно.

Тарифы на поездку в японском такси одни из самых высоких в мире. Счетчик стартует с цифры в 710 иен, далее начисляется 80 иен за каждые 280 метров.

В случае, если вы застряли в пробке, то за каждые 135 секунд простоя счетчик начисляет 90 иен, с 23 часов до 6 утра тариф на поездку в японском такси увеличивается на 30%.

Высокие цены компенсируются отличным сервисом. Такси всегда чистые и удобные. Вежливый водитель отвезет вас самым коротким маршрутом, и не станет ждать чаевых. Если вы что-то забыли в машине, вам компенсируют стоимость утерянного.

Великобритания

Черный кэб — один из символов Лондона. Водитель сидит за перегородкой, багаж размещается рядом с ним. В такую машину входит пять человек. Проезд дорог, а оплата рассчитывается по счетчику. Наряду с этими традиционными машинами на улицах города можно встретить и другой тип такси — minicab. Это современные автомобили разных цветов, украшенные всевозможной рекламой, рассчитанные на четырех пассажиров. Проезд в них обычно дешевле, но о цене нужно договариваться заранее, так как в этих такси счетчиков нет.

Израиль

Белые израильские такси – единственный вид транспорта, которым можно воспользоваться всегда, даже на закате в пятницу, когда в этой стране до заката субботы никто нигде не работает. Заказ по телефону оплачивается отдельно, за праздничные дни, субботу и ночное время берется надбавка, проезд оценивается по счетчику, но необходимо проследить, чтобы он был включен. Можно ехать и без счетчика, договорившись о цене заранее, но, как правило, это не будет дешевле. Все такси частные, однако чтобы получить лицензию, водители сдают строгий экзамен: проверяют не только знание ПДД, но и владение английским. Чаевые давать в Израиле не принято.

Китай

Такси в Китае распространены, таксомоторных компаний очень много, причем тарифы могут отличаться в разы. Прежде чем сесть в машину, нужно обратить внимание на листок с расценками на ветровом стекле. Оплата производится строго по счетчику. Имидж местных водил иногда портит запах: правительство Китая признало, что водители пренебрегают личной гигиеной, а потому специфический аромат (а, точнее, сильнейшая вонь) порой превращает проезд в машине в настоящую пытку для особо чувствительных особ. Власти с этим борются — таксистам настоятельно рекомендуют таксистам принимать ванну, отказаться от экстравагантных причесок, прекратить курить и плевать в машинах.

США


Такси на улицах очень много, как, впрочем, и других машин, а потому, взяв такси, приходится платить не за проезд, а за стояние в пробках. Среди основных претензий пассажиров – водители, в основном, из эмигрантов, а потому они плохо знают английский язык, кроме того, грубят, разговаривают по мобильному и небрежно относятся к правилам дорожного движения. Автомобиль в городах легко поймать с помощью поднятой руки. В сельской местности, конечно, такого изобилия машин нет, а потому лучше воспользоваться телефоном. Садиться рядом с водителем не принято, напротив, в целях безопасности его место часто отделено пуленепробиваемым стеклом. Можно расплатиться наличными или кредитной картой (не всегда), причем таксист рассчитывает минимум на 10% чаевых.

34
0
Ваша оценка: Нет