КнАМ: театр, удивляющий мир

Текст: 
Ольга Егораева
Фото: 
архивы театра

В Комсомольске-на-Амуре есть уникальный театр — КнАМ. В сложных  финансовых условиях, на площади размером с четыре детские песочницы рождаются спектакли, покоряющие зрителей и критиков со всего мира.

В июне КнАМ приезжает в Хабаровск. О предстоящем спектакле, текущей жизни театра, и том, что нужно успеть сделать, пока не остановилось сердце, мы поговорили с режиссером театра Татьяной Фроловой.

В Хабаровске 8 и 9 июня будет показан спектакль «СОФАМЕН». Это совместная работа КнАМа и сингапурской компании TNS. Как появился этот проект?
- Совершенно неожиданно. Наш спектакль «Сухобезводное» был отобран на фестиваль современного искусства в Сингапуре. Почти сразу после показа стало ясно — наши театры очень похожи. Сингапурцы обратились к нам с предложением, от которого невозможно было отказаться. Мы рады, что не испугались кризиса и довели проект до конца. На втором и третьем этапах пришлось занимать под проект деньги у родных и близких, но мы сделали это! Россия в нашем лице проявилась как надежный и талантливый партнер, и «СОФАМЕН» был успешен в Сингапуре — 11 спектаклей при полных аншлагах!

Что удивляет вас больше всего в работе с сингапурской командой?
— Их открытость и врожденная толерантность. Сингапурцы живут давно уже в XXIIвеке, и у них совершенно нет агрессии — им не с чем бороться, они всегда улыбаются. Иногда это просто бесило: например, были проблемы с декорацией, которая появилась почти к премьере, и мы, русские, очень нервничали, а они улыбались и говорили — завтра, завтра всё будет лучше! В конце концов, всё действительно было так, как они и говорили. 

Лично я как режиссер многому научилась у талантливого сингапурского режиссера Алвина Тана —  он поражал меня совершенно нестандартными ходами: например, это он придумал сцену с неродившимся ребенком. Сначала я подумала — ой, какая чушь! Но ничего не стала комментировать, доверяя опыту Алвина. А когда все мультимедиа были собраны в кучу — видео, музыка, свет — получилась завораживающая картина, и всё стало на свои места.

О чем спектакль?
— О быстротечности времени, ценность которого мы не в силах оценить. Сначала ты веришь, что у тебя его еще много и ты сможешь найти новых друзей, а старых просто вычеркнуть из памяти. Но однажды ты замечаешь, что остался один, и шанс что-то исправить равен нулю — у тебя просто кончилось твое время. Ты мог бы многим дать тепло и любовь, но ты не использовал этот шанс, ты смотрелся только в себя. На премьеру в Сингапуре приехал американец,  который уже несколько лет живёт в Москве. После спектакля он долго говорил о «прямом попадании», о том, что этот спектакль про него. Мне очень запомнились его слова «мне нужно теперь хорошенько пересмотреть свою жизнь».

Кому  обязательно стоит  посмотреть спектакль?
— Молодым, которые интересуются новыми формами и  смыслами, и обязательно  тем, кому далеко за 20. И просто людям, которым интересно что-то еще, кроме своего мирка. ««СОФАМЕН»» соединил Азию и Европу, это очень красивый и живой спектакль.

В своем ЖЖ вы написали о том, что после последнего спектакля в Сингапуре вы подарили актёрам маленькие боксы с волшебными таблетками, которые можно было съесть только в России, задумав при этом желание. Как вы думаете, что загадают ваши сингапурские коллеги?
— Думаю, они пожелают всем людям на земле счастья. Они большие идеалисты, хотя, казалось бы, живут в безумно материальном обществе. Может быть потому, что они люди искусства? Хотя… Даже в самом маленьком магазинчике или кафе нас никогда не обманывали и не подсовывали плохой товар.  Такое впечатление, что люди в Сингапуре думают о ближнем немного больше, чем о себе. 

— Показ спектакля стал возможным благодаря банку ВТБ, который выступил спонсором гастролей. Кому еще благодарен театр за возможность путешествовать?
— Банк ВТБ — наш давний партнер, мы уже многое сделали вместе. «СОФАМЕН» — это особая гордость, так как это первый подобный проект двух стран, что очень престижно для нас. Все европейские путешествия оплачивает принимающая сторона: французы, бельгийцы, швейцарцы... Как-то неожиданно для нас в Европе началась вторая волна интереса к КнАМу —  спектакль «Сухобезводное» произвел сильное впечатление на европейцев, он поразил миксом новейшей технологии и традиционного русского психологического театра.В Европе аналогов КнАМу нет. Поэтому они платят за удовольствие видеть наши спектакли.

Татьяна, почему вы не уехали из Комсомольска делать карьеру где-нибудь в столичном театре?Что придавало сил в обстановке безденежья и затишья на театральной сцене?
— Национальное радио Франции и Сингапура тоже спрашивало меня об этом… Наверное, есть такое понятие — предназначение. Мое предназначение — делать свое дело качественно, вкладываясь в него на все 200%, не жалея себя, и тем самым показывать восхитительный пример людям, живущим практически в океане тайги, что ВОЗМОЖНО ВСЁ. Нужно только вкладываться. Без дураков. Без любви властей и жителей, без ожиданий и надежд. Правда, нужны время и сила духа, чтобы не сломаться от насмешек и не уйти на работу в офис за большие деньги…

А силы дают зрители, которые любят нас. Наши спектакли меняют судьбы людей, заставляют их действовать, совершать поступки — это удивительно! Начинаешь понимать масштаб своей работы, это дает огромные силы. Нам пишут об этом со всех уголков мира. Недавно музыкант из Америки, который сочиняет музыку для нового спектакля, написал: «Чем больше я узнаю о КнАМе, тем больше понимаю, что вы — герои». Когда сядешь и подумаешь — да, действительно невероятно, чтобы театр жил и делал уникальные спектакли, которые имеют успех в мире, причем без финансирования, уже более 25 лет…Это впечатляет. Но нет времени рассиживаться и думать об этом, нужно еще многое успеть, пока не остановилось сердце.

Насколько театр открыт к появлению новых актёров?
— Открыт полностью! Приходите и попробуйте работать без зарплаты, во имя искусства! Пожалуйста, приходите! Последняя 19-летняя девочка, которая очень просилась в труппу, предпочла кино с другом скучному дежурству на спектакле. Ведь это только со стороны кажется, что наша жизнь — фейерверк, на деле же много нудной и тяжелой работы, и единицы готовы делать ее без зарплаты. Однако я верю, что наступит такое время, когда государство обратит внимание на наш театр и предложит свою помощь, тогда точно появятся новые люди.

В июле к вам на стажировку за свой счёт прилетает бельгиец Габриель Альмер. Как вы думаете, что будет самым сложным для него в работе с КнАМом?
— Габриэль оканчивает театральную школу в Авиньоне. В январе он был  впечатлён нашим мастер-классом, когда за считанные секунды с помощью специальной техники сделал невероятный психологический этюд. «Нас никто так не обучает! У нас нет таких технологий!» — он говорил об этом взахлеб. Кажется, на этом мастер-классе он пробил в себе какую-то стену и уже в тот момент понял, что нужно ехать учиться актёрскому мастерству в КнАМе.

Думаю, что самым сложным для него будет увидеть Россию без ретуши. Пожить в Комсомольске. Для сингапурцев это был психологический шок. Они не могли никогда представить, что на них могут кричать в магазине, были шокированы уровнем агрессии на улице. Мы этого не замечаем, мы сами уже такие: губы сжаты, глаз напряжен — мы выживаем каждую минуту, мы ожидаем обмана и нападения почти всегда, мы живем как на войне. А для цивилизованных людей это всегда психологический шок.  

Трудно ли поддерживать дисциплину в театре?
— Нет. Мы доверяем друг другу, поэтому рассчитываем только на себя. Если у меня сегодня не хватило сил помыть туалеты — это сделает кто-то другой, без напоминаний. А что касается репетиций или спектакля — это святое. Уровень ответственности у каждого — 100%-ный.

Вы известны своими смелыми экспериментами на сцене. Что должно быть в сценарии, чтобы вы выбрали его для постановки?
— Я никогда не ищу материал для постановки — обычно он сам находит  меня, я уже даже не удивляюсь, просто знаю, что НАДО делать, хоть иногда и очень больно. А признаком того, что это МОЙ материал, служит ёканье сердца и всего существа. Меня будто пронзает электрический ток. И это почти всегда именно так. Скорее всего, я натренировала эту сенсорную способность притягивать материал, который именно сейчас будет полезен людям. Иногда рука сама вытягивает из горы книг ту, которая нужна, или кто-то произносит имя, я набираю его в Интернете — и материал уже ждет меня там… Мистика какая-то. Вообще, весь КнАМ — это информация пространства.

Есть ли у вас пока не реализованная режиссерская мечта?
— Да. Очень хочу сделать спектакль по прозе Аркадия Бабченко. Премьера назначена на 12 августа, но пока это еще только мечта. Я до сих пор не понимаю, КАК это нужно делать. Рассказать о войне в Чечне просто, без гламура или крови. Это вызов для меня.

И небольшой блиц-опрос:
Татьяна, что для вас...
...новый день?

— Крошечный шанс удержаться и не соврать.

...успех?
— Это когда и в 80 лет ты светишься от радости и любви.

...смысл жизни?
— Цветение. Внутри у каждого есть бутон. А вот раскроется цветок или зачахнет — это личная ответственность каждого. И вы сразу видите людей, которые несут этот аромат цветения. И еще очень важно напоминать друг другу об этом бутоне, не считать это за унижение — просто аккуратно напоминать. Мы же люди, мы так увлекаемся внешними картинками и быстро всё забываем…

Если у вас есть желание помочь театру, пишите на адрес:  knam@theatre.ru

20
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий

Комментарии

No image

chief editor

21.06.2010 - 17:47

КНАМ и Татьяна Фролова в

КНАМ и Татьяна Фролова в частности делает просто удивительные вещи, несмотря на условия работы, этому творчеству мало способствующие. За их плечами проекты и выступления во Франции, Португалии, Германии, но возможно, что я что-то пропустил.
У кого-то предел мечтаний, стать известным в Москве, а они уже давно вышли со своим творчеством за пределы нашей страны. Они не такие как все, они ломают стереотипы, создают искусство, поражающие воображение, дарящие яркие эмоции и не имеющие никаких границ.

No image

Гость

09.07.2010 - 22:07

Как всегда бред Фроловой а не

Как всегда бред Фроловой а не спектакль, на что там смотреть ;)))))))))))))))))))))