Эпоха интернационального JAZZа

Текст: 
Вячеслав Коренев

 

Это может показаться странным, но одну эпоху от другой я отделяю гастролями БГ. Приезжает он к нам раз в 5 лет, и в прошлый свой приезд Борис Борисович был не в духе: звук "не ложился", контакт с залом не налаживался. Зато в этот раз солидная публика чуть не разнесла зал, причем заводилась не от хулиганских "Козлов", а от сюрреалистичных гребенщиковских баллад: "В трамвайном депо пятые сутки бал". БГ уехал очень довольный.

Мне кажется, что самый "виртуальный" из властителей наших душ почувствовал наступление новой эпохи, сменяющей период безудержного материализма. Это его эпоха: он с соцреализмом порвал еще в начале 70-х и с тех пор живет в мире собственного воображения, своего личного JAZZа. Этот мир стал неинтересен окружающим (за исключением мастодонтов вроде Вашего покорного слуги) еще в конце 80-х, как только появились первые кооперативные ларьки и неосязаемые "духовные ценности" можно стало сменить на ценности вполне осязаемые.

Почему сейчас поколению владельцев и посетителей ларьков снова понадобился JAZZ? Ностальгия? Но это же не "дискотека 80-х", под "Пока не начался JAZZ" никто не танцевал на школьных вечерах. Не нахожу другого объяснения, кроме следующего: мы постепенно вернулись в то же состояние общества, которое было при диалектическом материализме. В этом состоянии гребенщиковский JAZZ вроде кислорода в воде: необходим для дыхания.

Попробую обосновать эту гипотезу на примерах. Каковы характерные особенности "общества диалектического материализма"? Те, кому за 40, не дадут соврать, главным было следующее: в магазинах очереди, купить что-то приличное можно только по знакомству, но зато "нищета гарантирована". Ну и, наконец, "думаем одно, говорим другое, делаем третье".
Начнем с последнего. Ведь это снова про нас. Хамоватая, но подкупающая своей непосредственностью искренность 90-х годов ушла в прошлое. Уже никто не скажет, как когда-то Ирина Хакамада, что "деньги валяются под ногами, надо только их первым подобрать". Человека, который решил "срубить капусты по-крупному" (это выражение тоже уже почти не используется) можно узнать, скорее, по тому, как часто он говорит о "социальной ответственности бизнеса". Или о своем уважении к ветеранам.
Далее. Очереди. Если приглядеться, они теперь даже длиннее, чем при дефиците. Только переместились из магазинов в госучреждения. Магазины-то теперь частные, а вот во всяком месте, где есть "руководящая и направляющая рука" государства, ждать приходится, как в очереди за сметаной 79-го года выпуска.
Кстати, насчет "руки". Мохнатой. Как известно, без нее ничего нельзя было сделать. Если вы имеете хоть какое-то отношение к бизнесу, то знаете, что личные знакомства сейчас значат даже еще больше, чем в прошлом. Существовать на этом рынке и в этом городе может лишь тот, кто умеет "дружить".
Только прошу не воспринимать мои слова как старческое брюзжание. В меня все это, скорее, вселяет надежду. Оказывается, навыки, приобретенные в детстве и юности нашим "поколением дворников и сторожей" снова востребованы. Никто, кроме нас, не умеет жить в этом нереальном мире трамвайных депо, кухонных кранов, пенсионеров, говорящих о звездной войне, и мальчиков, читающих ночью стихи. БГ тоже радуется. Он даже сбрил свою козлиную бородку и выглядит теперь вполне прилично.

29
0
Ваша оценка: Нет