Пять друзей Кристофера Нолана и один японский турист

Текст: 
Евгений Лаврин
Фото: 
www.kinopoisk.ru

 

Я был обязан посмотреть это. В свое время я остался под большим впечатлением от  «Помни» и «Темного рыцаря»  Кристофера Нолана. Еще задолго до премьеры, атмосфера  по поводу нового фильма без сомнения талантливого режиссера постоянно нагнеталась. «Такого вы еще не видели», «очень дорого и очень необычно», «он вознамерился переплюнуть «Матрицу», «гениальный сценарий» и так далее.  И вот «Начало»вышло на широкие экраны.  Интеллектуальный люд и критики взахлеб расхваливают фильм и креативный сценарий Кристофера Ноэла. 

Именно сценарий  заслуживает большого внимания. Я просмотрел пять рецензий кинокритиков, десятка четыре зрительских отзывов  в рунете,  затем парочку на англоязычных сайтах. Благо, что Google Translate позволяет делать перевод пусть не идеально, но достаточно легко. Удивительно, среди захлестывающих через край хвалебных отзывов я не встретил ни слова  о том, что становится ясно уже после пятнадцати минут просмотра. Кое-кому, а именно, правонаследникам одного из талантливейших фантастов 20-го века Филипа Дика, есть повод обратиться в суд по обвинению в плагиате.  Я не сомневаюсь в таланте Кристофера Нолана как режиссера и сценариста. Но сомневаюсь , что он не знаком с творчеством Дика, по произведениям которого сняты фильмы «Бегущий по лезвию бритвы» с Харрисоном Фордом, «Вспомнить все» с Арнольдом Шварценегером, «Крикуны». Идеи Филипа Конрада Дика использованы и в «Матрице» . Так вот представьте  еще в 1957 году выходит диковский «Глаз неба» или в другом варианте названия : «Око небесное». После случайной аварии на научно-исследовательском комплексе «Мегатрон» группка экскурсантов из восьми человек находится в коме. По очереди сознание каждого из них, попадают в виртуальный мир созданный сознанием  одного из группы коматозных.  Мир тщательно прописанный, странный и опасный.

Далее… В 1969 Филип Дик создает одно из лучших своих произведений: «Убик». Урсула Ле Гуин: «Филип Дик — это целая эпоха фантастики. И «Убик» — это, возможно, лучшее из всего, что было им написано. По крайней мере, я не читала ничего хотя бы отдаленно похожего на эту книгу».

По сюжету этого произведения в будущем после смерти человека появляется возможность поддерживать в активности его мозг. В Швейцарии находится этакий банк человеческих мозгов - мораториум, где родственники и близкие люди могут с ними пообщаться с помощью специальной аппаратуры. Но, неожиданно, один за другим происходят случаи угасания мозговой деятельности пациентов, то есть окончательной смерти.  Главный герой перется за расследование этого дела  и вскоре выясняет, что один из активированных мозгов находящихся в этом банке, убивает другие. Он подключается к системе, чтобы остановить его. Начинается война в мире созданном чужим подсознанием. А уже в следующем году, 1970 выходит новая повесть Филипа Дика «Лабиринт смерти» или , другое название «Гибельный тупик». Команда космического корабля потерявшего управление, но имеющая все необходимые запасы для долгих лет жизни,  с помощью имеющегося на борту оборудования для создания миров сновидений, постоянно погружается в совместный сон, где их ждет придуманный  ими же новый  мир. Только во сне они об этом не знают. Например, они оказываются незнакомыми друг с другом переселенцами в лагере на одной планете. Постепенно они начинают погибать и вскоре выясняется, что переселенцы убивают друг друга. Есть у них как в «Начале» свой, правда общий «тотем», по которому они в конце концов узнают что находятся во сне. Смысл их путешествий в том, чтобы не поубивать друг друга в реальности. Ведь обреченные на нахождение в корабле до самой смерти  они давно друг друга ненавидят. Я кратко описал только три произведения Филипа Дика, хотя тема событий на уровне сна описана еще в ряде других. В частности и в «Игроках с Титана». Дик постоянно копался в мире подсознания, создавая и многоуровневость происходящих там событий.  Некоторые моменты «Начала», например когда внезапно меняется городской пейзаж созданный подсознанием, все это также неоднократно  описано у великого «визионера» как его любят называть критики.


Вот такой странный на мой взгляд факт сходства многих моментов сценария «Начала» с идеями Филипа Дика. Теперь о самом фильме. Сюжетная история весьма непроста, и несмотря на эту сложность Нолан построил ее почти  без ошибок.  Непонятно другое — зачем вообще эта сложность?  Сомерсэт Моэм в «Подводя итоги» стремление создавать произведения , якобы для кучки интеллектуальной элиты,  объясняет снобизмом  и банальным неумением рассказать о сложном простым языком. Возможно расчет был и на то, что далеко немногие станут, особенно если это касается подростков,  утверждать , что сюжет остановил у них много вопросов. Часто встречается сравнение «Начала» с «Матрицей», отождествление их , как некоего нового прорыва в обманчивое человеческое подсознание. Но «Матрица», если не считать нудных рассуждений на тему «предела нет», смотрелась легко, была понятна и логична. Думаю, что причина нолановских заумствований , а иначе я не могу это  назвать,  в плохо скрываемом тщеславном желании продемонстрировать свои возможности. «Посмотрите, эка я могу!? Это вам не гвозди кинокамерой заколачивать!». Другой причины, зачем шестеро не главных героев,  демонстрирующих фантастические спезназовские способности и выживаемость на уровне непобедимого Стивена Сигала,  шарахаются по трем нелепым уровням сна,   ищут сейф, борются с охранными проекциями и с призраками прошлого, я не вижу. Из каких таких событий и логических умозаключений сын энергетического магната сделал нужные выводы , о том что надо поступить именно так как надо друзьям Кристофера Нолана, тоже неясно.  Но, концовка безупречна, тут ничего не скажешь. Спасибо , Кристофер, но теперь,  когда мы знаем о твоих воистину  безграничных способностях, сделай пожалуйста  в следующий раз, что-нибудь  более понятное и впечатляющее!            

36
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии

No image

Мыхайло

31.07.2010 - 10:24

Это потому что критиков

Это потому что критиков развелось как тараканов - толковых среди них единицы, еще меньше знающих. Спасибо за рецензию, я тоже не в восторге от сюжета.

No image

Кристофер Нолан

31.07.2010 - 17:50

да лааадно.. нормальное кинцо

да лааадно.. нормальное кинцо получилось вроде...

No image

Гостья

31.07.2010 - 17:50

))))))))))))

))))))))))))

No image

Пашка

03.08.2010 - 13:06

А нам понравилось) хорошо

А нам понравилось) хорошо провели время и хватит на этом

No image

Гость

09.01.2011 - 06:19

Возможная ценность рецензии

Возможная ценность рецензии сведена к нулю безграмотностью автора. Должность редактора упразднили?