Зачем нам Великий Пост?

Текст: 
Альберт Битюцкий, блогер, выпускник Богословских курсов Хабаровской духовной семинарии

"Большинство людей уже не сомневаются в благотворном влиянии Поста на душу и тело человека. Пост как диету, рекомендуют даже врачи, отмечая благотворное воздействие на организм временного отказа от животных белков и жиров. Однако смысл поста совсем не в том, чтобы похудеть или телесно подлечиться.

Святитель Феофан Затворник называет пост «курсом спасительного врачевания душ».

Действительно, очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем, мясную котлету? Или, может быть, мы сразу попадем в Царство Небесное только за то, что вообще не едим скоромного? Едва ли.

Великий Пост - это прежде всего духовное упражнение, молитва. Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений, и даже от насущных дел (как понимают жертву католики, иудаисты, язычники), а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога. В этом смысле и говорит преподобный Исаия Отшельник: «Душевный пост состоит в отвержении попечений». Пост - это время служения Богу молитвой и покаянием.

«Многие христиане... считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте, - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. - О, лицемерие, лицемерие! О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш?»

Подвиг поста ни во что вменяется Господом, если мы, как выражается святитель Василий Великий, «не вкушаем мяса, но поедаем брата своего», т.е. не соблюдаем Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженном служении ближним, словом, всего того, что спросится с нас в день Страшного суда (Мф. 25, 31-46)

От чрезмерного поста могут также появиться раздражительность, озлобленность вместо чувства любви, что также свидетельствует о неправильности его прохождения. У каждого своя мера поста: у монахов одна, у мирян может быть другая. У беременных и кормящих женщин, у престарелых и больных, а также у детей, с благословения духовника, пост может быть значительно ослаблен.

Интересно мнение одного современного священнослужителя Феодора Людоговского, кандидат филологических наук, преподаватель МДАиС.: «Если говорить кратко, то можно сказать так: пища, которую мы едим постом, должна быть по возможности простой. А меру поста (точнее - меру воздержания от различных видов пищи) пусть каждый определяет для себя сам.

Ведь понятно, что по уставу, монашескому в своей основе, практически никто из мирян не постится. Не можешь есть картошку всухомятку, без растительного масла? Лей и не смущайся. Нужна тебе рыба? Ешь (ну хотя бы по субботам-воскресеньям). Здоровье не позволяет обходиться без молочного? Пей кефир, обеспечивай кальций творогом. А вот когда начинаются рассуждения о кальмарах и прочих морских гадах - это уже не пост. Когда мы с интересом листаем книгу под названием «Кухня православного поста» (где на обложке монах как символ вкусной и здоровой пищи) - это не воздержание. Пища вообще не должна занимать наш ум во время поста. Сел, поел - и живешь дальше.

Итак, постясь телесно, постимся и духовно».

Надо обязательно побывать в эти дни в православном храме, помолиться и поприсутствовать хотя бы на самых важных богослужениях Великого Поста, обязательно исповедаться, а если и получится, то обязательно участвовать в Таинстве Соборования.

Священник Феодор Людоговский ещё говорит и борьбе со страстями:

«Многие замечали, что как только начинается пост - сразу начинаются искушения. Что же, эти искушения надо благодарно принимать. Ведь благодаря им мы видим, где наши слабые места. Не поели вовремя - становимся раздражительными. Слышим упреки в свой адрес - обижаемся. Не успеваем сделать то, что обещали, - унываем. Это не значит, что мы стали хуже. Просто Господь дает нам хоть немножко увидеть самих себя в истинном облике. Немножко - потому что увидеть себя любимого во всем своем безобразии просто страшно, мы этого не вынесем. Но то, что мы видим, - отправная точка для работы над собой, тема для исповеди, предмет исправления».

Смысл поста - в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель. Пост - ничто при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8)."

41
0
Ваша оценка: Нет