Богатства долины Туймаада

Текст: 
Анастасия Соболева

Богатства долины Туймаада

С чего начинается Дальний Восток? Вопрос, для которого у каждого из нас найдётся свой ответ. С гейзеров и вулканов Камчатки? С китов у Шантарских островов? А если посмотреть с точки зрения истории, то для многих исследователей и историков Дальний Восток начинается с Якутии и главного города республики — Якутска. 

Самобытный Якутск гордо входит в пятёрку крупнейших городов ДФО по численности населения (после Хабаровска, Владивостока, Улан-Удэ и Читы) и по старшинству занимает планку первенства, являясь старейшим городом Дальнего Востока. 25 сентября 1632 года отряд енисейского сотника Петра Бекетова заложил Ленский (Якутский) острог. Через 10 лет он был перенесён в современное место — долину Туймаада. Именно ему суждено стать отправной точкой для дальнейшего движения на восток, встречь солнцу. Закрепиться на этой земле русским было непросто – суровый климат устраивал испытания на прочность да периодически возникали стычки с местными племенами. Как писали в своих скасках (записках) казаки, обитатели Лены оказались «скотны, людны и доспешны и воисты». Большую часть местных племён представляли люди, называющие себя саха или сахалар (мн. ч.). Русские прозвали их якутами. Несмотря на трудности, общий язык всё же удалось найти — русские люди принесли с собой новую культуру, наладили обменные и торговые отношения с якутами, эвенками (тунгусами), эвенами (ламутами), юкагирами, долганами. Карты XVII—XVIII веков фиксируют постепенное расположение племён рядом с острогом. Как предполагают учёные, якуты, являющиеся древним тюркским народом, переселились в эти места с Прибайкалья.

Якутск и сегодня остаётся пёстрым в национальном плане. Крупнейший город, укоренившийся в мерзлоту, славится не только своими экстремальными зимами, мамонтами, бриллиантами, эпосом «Олонхо» и праздником лета Ысыах, но в первую очередь удивительным местным населением, которое свято бережёт свой язык, традиции и обычаи. Как удаётся сочетать якутские обычаи с русской культурой, нам поведал Сергей Слепцов, научный сотрудник Якутского государственного музея им. Ем. Ярославского. В конце февраля Сергей как представитель своего музея привёз в наш город ценные и интересные экспонаты в Музей истории города Хабаровска для проведения совместной выставки «Путь землепроходца: история и этнография». К проекту охотно присоединился и Дальневосточный художественный музей — он предоставил для экспонирования уникальную коллекцию оружия XVII века. Выставка наглядно показывала и рассказывала, что привнесли друг другу русские землепроходцы и исконные обитатели этих земель и что зародилось нового в результате их взаимодействия. Выставка не оставила равнодушными ни любителей оружия, ни поклонников этнографии, ни исследователей сложных и многогранных процессов освоения этих земель. 

Примечательна история самого Сергея. Он родился в 1984 году в Якутске, продолжая династию интеллигенции. Семейное древо пестрит представителями таких почётных профессий, как педагоги, врачи, инженеры. Хотя почти всё старшее поколение бабушек и дедушек переехало жить в Якутию в 40—50-е годы XX века, то есть являлись переселенцами, внешний вид выдаёт в нём всё же кровь сахаляра (метиса). И это действительно так — якутская кровь досталась от дедушки по отцовской линии Слепцова Григория Игнатьевича, и она наградила Сергея не только примечательной внешностью, но и северной выносливостью, что отлично дополнило упорный русский характер. Григорий Игнатьевич, уроженец Бахсытского наслега (посёлка) Чурапчинского улуса (района), всю жизнь прожил в Якутске. Преподавал, был заслуженным учителем РСФСР. Большой интерес вызывают необычные обстоятельства, при которых он оказался в своё время в городе. Дело в том, что у якутов существовала интересная традиция отдавать ребёнка в другую семью (подальше от родного дома), дабы уберечь от злых духов. Так Григорий Слепцов оказался в Якутске, где и остался на всю жизнь. Традиция отдавать ребёнка на воспитание была в ходу среди якутов вплоть до середины XX века.

К сожалению, Григорий Игнатьевич умер за несколько лет до моего рождения. Но в нашей семье свято хранится память о нём. Я неоднократно встречал в своей жизни людей, знавших его, у которых он был учителем, и это всегда грело душу. Он был ярким представителем простого якутского народа, получившим в 20-е годы ХХ века доступ к образованию и посвятившим свою жизнь образованию других. Мой дед олицетворяет для меня мою личную связь с Якутией и её народом, так же как мои родители — мою связь с городом Якутском. Мои бабушки и дедушки являлись олицетворением всего хорошего, что принес ХХ век Якутии, — всеобщую медицину и образование, равные возможности для каждого.

Путь к истории

— Интерес к истории проявился у меня практически сразу, как полюбил читать. Начинал с «Мифов и легенд Древней Греции» Куна, адаптированных «Жизнеописаний» Плутарха, серии «Армии и битвы». Неудивительно, что в итоге оказался на историческом факультете Якутского государственного университета. В 2007 году, после окончания истфака, я пришел в Якутский музей им. Ем. Ярославского, где и работаю до сих пор. Начинал с должности экскурсовода в культурно-образовательном отделе, а сейчас являюсь специалистом отдела истории. Основной сферой моих научных и личных интересов является военная история, история XVII—XIX веков, история Якутии и Якутска. 

В наши дни история стала глубоко специализированной и зачастую сложной для понимания неспециалистов. Появилось множество научных методов, смежных дисциплин, позволяющих взглянуть на прошлое совершенно по-новому и совершать удивительные открытия. С другой стороны, у современной исторической науки большие проблемы, на мой взгляд, с коммуникацией и популяризацией научного знания. На этой почве расцветают всяческие лженаучные теории, и головы людей забиваются псевдоисторическими стереотипами и вымыслами. Музей, как мне кажется, является одной из самых удобных площадок для продвижения научно-популярного знания, где люди могут соприкоснуться с подлинной историей, где с ними общаются специалисты на доступном и наглядном уровне, языком музейных экспозиций. Поэтому мне нравится эта работа. Это важно и нужно — не позволять забывать своего прошлого, своих корней. 

Вопросы и ответы

Именно историческое познание позволило не только найти себя в этой жизни, но и получить ответы на многие вопросы. Каким образом удалось достичь мирного сосуществования и как повлияло присутствие русских на местную культуру?

Якутия — это место взаимопроникновения и взаимообогащения разных культур. Уникальный культурный код, который сложился в этой местности, является её главным богатством и достижением. С Россией в XVII веке в Якутию пришли европейская культура и технологии, прекращение мелких локальных военных конфликтов и племенных столкновений, земледелие, экономические связи и многое другое. Однако не следует думать, что местное население являлось только культурным потребителем. Многие путешественники и исследователи XVIII—XIX веков отмечали для Якутии скорее влияния якутского языка на русский, а не наоборот. Например, в селении Амга, центре земледелия Якутии, русские по происхождению переселенцы, привнеся земледельческую культуру и технологии в бытовом и языковом плане, ко второй половине XIX века совершенно «объякутились». Этому феномену, в частности, посвящено одно из знаковых произведений В.Г. Короленко, отбывавшего ссылку в Амге, «Сон Макара». Или примечательно другое — использование русских слов по правилам грамматики местного языка. Например, «мин няням нянята» («моей няни няня»), «думайдан олордум» («сидел думая»). Местные народы посредством культурных связей, а также браков между русскими, эвенками и якутами передавали переселенцам знания к приспособлению к местным условиям. И делали это так успешно, что наиболее старинные общины русских старожилов (русскоустьинцы, походчане) причислены сегодня к коренным народам Якутии. И таких исторических примеров на самом деле множество: религия, одежда, промыслы, хозяйство, обычаи, язык и т.д.

Удалось ли якутам сохранить что-то своё? На это нельзя ответить однозначным «да» или «нет». Кто-то считает, что с приходом русских исконной самобытности уже почти не осталось. Но на фоне слияния с русской и европейской культурой произошел ряд изменений и сложился новый культурный пласт, который тоже можно назвать самобытным. 

На протяжении долгого исторического пути сформировалась уникальная религия якутов Аар Айыы, корнями уходящая в тенгрианство. На сегодняшний момент данная религия официально зарегистрирована в Управлении Министерства юстиции РФ. Как и у других народов Дальнего Востока и Сибири, мир у саха делится на верхний, средний и подземный уровни. Посредником между духами и людьми является шаман. С помощью камлания и специальных обрядов он общается с миром духов и богов, лечит, помогает людям.

Многие жители Якутии на сегодняшний день соблюдают обряд алгыс — обряд благословения. С помощью дыма и костра специальный человек — алгысчыт — обращается к богам. Важным временем для проведения обряда, помимо праздника летнего солнцестояния Ысыах, является конец осени — люди просят у богов заступничества и защиты, помочь животным и людям пережить зиму.

Как и другие народы Сибири и Дальнего Востока, якуты так же почитают анимизм — одушевление сил природы. 

Но наиболее ярко связь культур демонстрирует традиция имен. Так как в XVII веке вместе с русскими пришло христианство, среди местного населения охотно распространились русские церковные имена, но на свой, якутский лад. И сегодня в Якутии не редкость такие имена, как Прокопий, Афанасий, Гавриил, Матвей среди мужчин и Фёкла, Акулина, Пелагея, Матрёна среди женщин. 

Несмотря на повальное знание русского, в Якутии люди берегут свой родной язык. Якуты стабильно демонстрируют очень высокие показатели владения саха тыла (якутского языка) — не менее 90% всей этнической группы. Нередко к нему обращаются и русские — чтобы легче понимать своих соседей и друзей. Якутским владеют и другие народы, проживающие в республике, а также старожильческое население.

Таким образом, мы наблюдаем, что культура Якутии и людей, её населяющих, уникальна, самобытна и динамична одновременно. Межкультурные взаимовлияния не ведут к угасанию, но дополняют и обогащают культурное развитие. 

Главный ресурс республики не богатства недр земных, а люди. Пока есть такие, как Сергей — уважающие своё прошлое и сохраняющие культурное наследие, бережно передающие его последующим поколениям, наш регион будет развиваться. Просто времени на это, возможно, потребуется чуть больше, чем 150—200 лет, важно запастись терпением.

Якутия — уникальное место совместного, почти четырёхсотлетнего проживания и взаимовлияния европейского и сибирского, дальневосточного населения. 

0
0
Ваша оценка: Нет